Щемелинин Денис: другие произведения.

Конкурс критики _Нравственный выбор_. Обзор рассказов финала

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конкурс критики _Нравственный выбор_. Обзор рассказов финала


Конкурс критики "Нравственный выбор". Обзор рассказов финала

   Я специально не стал читать все тексты, допущенные к конкурсу, чтобы не смазать впечатление от сравнения именно финалистов. Так же, я пока что не просматривал и критические работы. Потому, если мои замечания один в один повторят уже написанное - извиняйте :)
  
   Малерия Малахова Люди
   Идея, как я ее увидел: пока люди способны к прощению и не сдаются на милость безразличной рациональности, они остаются людьми.
   Претензий к стилю и языку нет - автора никак не назовешь начинающим. Есть замечания к антуражу и, отсюда, к внутренней логике мира. Мы имеем постядерные реалии, напрочь убитую экологию и, вроде бы, сильно деградировавших людей.
   Цитата: " - Опять рылась в пепле? И что ты там ищешь? - старик кривил в улыбке углы впалого рта, смотрел, как я освобождаюсь из выцветшего брезента. Защитный костюм служил уже четвёртому поколению исследователей. Когда-нибудь мы снова научимся... да. Когда-нибудь."
   Т.е. в текущий момент времени человечество даже элементарных антирадиационных костюмов делать не умеет (кстати, один брезент мало от чего защитит, а тяжеленный комбинезон, выполненный со вставками из листового свинца - далеко не самая удобная одежда, чтобы заниматься раскопками, да еще после трехдневного перехода. Или защитный костюм из брезента только для пеших прогулок вне опасных границ? В таком случае непонятно - в чем сложность его изготовления). Или девушка все три дня тащилась в антирадиационке?
   Четыре поколения - т.е. прошло лет... сто? И сколько же лет тогда старику, если он жил еще ДО и что-то вразумительное помнит? Или поколения исследователей так быстро... заканчиваются?
   "Я проводила взглядом эльбус, увозящий в Дом Истории свинцовые контейнеры с нашей добычей."
   Вопрос: эльбус - это какое-то механическое транспортное средство? Что ж, костюмы делать не умеют, а транспорт функционирует? Ведь автор не указала, что это последний эльбус, скорее - наоборот (а ползать в мире, где наверняка не сохранилось нормальных дорог - это надо приличный внедорожник, и лучше - на гусеницах. Т.е. необходима техническая база и на этом фоне неумение делать костюмы выглядит... нелепым. Тем более, что контейнеры-то есть? :)
   "Достаточно сказать, что эльбусы - его изобретение. Он показал, как делать аккумуляторы."
   А как их заряжать - он сказал? Мало их сделать, нужная энергия, много энергии - ведь вряд ли обычный старик (а нигде не написано, что он в прошлом гений-изобретатель) придумает какой-либо принципиально новый тип двигателей, да еще в таких условиях. Если же использовать такое электромоторы, которые есть сейчас, то для передвижения среднестатистического грузовика потребуется очень большое количество электроэнергии (даже если ее найдется куда складировать:)
   Складывается ощущение непроработанности реалий постядерного мира. Возникает масса вопросов: всю ли планету накрыла война или это лишь локальная катастрофа (если это так, тогда многие неувязки исчезают, но возникает куча новых вопросов:), насколько люди откатились в технологическом уровне и, главное, в нравственном. Есть упоминание о массовых убийствах мутантов - умственно и физически недоразвитых, которые прекратились лишь с созданием специальных домов для их содержания. Проблема решилась, но откуда взялись ресурсы для содержания несчастных - неясно. Судя по манере общаться, большинство людей не так уж плохо образованны и элементарно вменяемы, даже целые экспедиции занимаются поисками книг, картин, и прочих элементов культуры. Значит, все не так плохо, раз есть средства на археологию (иначе люди искали - что поесть:). Однако, присмотром за умственно отсталыми занимаются обычные люди, видимо - добровольно. Странно... Будто бы автор сознательно рисует картину общества, которое в результате экологической катастрофы в основном утеряло культуру, хотя явных признаков этого (кроме утверждения автора) нет. Боюсь показаться излишне категоричным, но мне кажется, что если бы общество не умело делать защитных костюмов от радиации, то проблемы с мутантами просто бы не возникло. Точнее, она очень быстро решилась, ведь, как известно: нет человека - нет проблемы. Мораль и нравственность в условиях глобальных катаклизмов меняются скачкообразно и непременно в сторону уменьшения, доказано это было всей историей человечества. А у вас менталитет людей ничем особо не отличается от нашего сегодняшнего (а то - и лучше:). И в таких условиях история с гибелью Элеоноры выглядит немного притянутой за уши. Хотя, к эмоциональной составляющей рассказ, как и к исполнению, тоже замечаний нет - автор очень ярко показала переломный момент в критической ситуации.
  
   Нуэллонэ Э. Земелный луч
   Очень много разных аллюзий у меня возникло после прочтения: и монохромно-зеленый цвет Матрицы (привет, Юниксоидам), и Лукъяненовские "Рыцари сорока осровов", где нельзя было глядеть на закат солнца, и ряд книг классиков фантастики, где рассматривались ситуации, когда ГГ учился читать мысли окружающих людей (что очень плохо для ГГ заканчивалось). Да и само произведение качественно пропитано духом книг Никитина (в хорошем смысле этого слова). Но, честное слово, лучше бы вы придумали какой-то иной способ появления у ГГ способности к телепатии. Очень много вопросов возникает, а ответов - нет. Что это за мир такой, в котором последний луч солнца позволяет так сильно расширить возможности человека? Почему он именно зеленый, ведь солнце у нас во время заката явно другого цвета? И в условиях такого интеллектуального голода кажется, что зеленый луч - разнородный, чуждый элемент картины мира, а сам мир при этом воспринимается как абстракция, принципиальная модель, в которой автор моделирует необходимую ему ситуацию. Что сильно снижает погруженность читателя в мир произведения, степень доверия автору. И ответ на поставленный вопрос уже давненько известен - нет, не нужна телепатия человеку сегодняшнему, а завтрашнему - там видно будет.
  
   Гинзбург М. Песнь четвертая. Редкая руна
   Авторский стиль Марии и картина мира узнаваемы, но чрезвычайная прямота в описании вампирских реалий несколько снижает уникальность произведения. Хотелось бы увидеть какие-либо оригинальные черты в племени кровопийц, а они по прежнему боятся солнца и питаются кровью, хотя и впитали приличную долю скандинавских легенд. После прочтения остался ряд вопросов. Прежде всего - на что именно была Надежда Высшей расы, если все остальные вампиры радостно существовали в окружении генетически модифицированных нелюдей? Тем более, что и последнюю живую девочку планировали в будущем "укусить". Какая ошибка в генетической модификации Вани позволяла ему хотя бы мечтать о побеге? Ведь это прямое неподчинение и гигантская дырка в условии недопущения вреда человеку-вампиру. Плохо сочетаются холодные средневековые замки, грузовики-пулеметы и генная инженерия, особенно последние два пункта (замки-то могут быть частью антуража, любимого вампирами). И, собственно, как двое детей собрались выживать в Антарктиде? Ведь даже со скидкой на возможное глобальное потепление климат там вовсе не располагает к беззаботному существованию на пальме с бананом в руке:)
   Но в целом, да, самопожертвование - однозначно сильная тема, гармонично прозвучавшая в произведении.
  
   Фэнтезист Мятежник  
  
   Как любят говорить на проходящем параллельно конкурсе Современной нереалистической прозы - явно сконструированное произведение. Автор взялся за разработку идеи и таки ее разработал, строго идя к намеченной цели и не позволяя персонажам отойти от запланированной сюжетной линии ни на шаг. Это не то, чтобы откровенно плохо, просто все произведение в немалой степени предсказуемо, достаточно легко просчитывается, словно классическая шахматная партия из учебника. Вот ГГ - крупный военачальник в условно средневековом мире, соответственно - заметная политическая фигура, да и в социуме - активная единица. Вот его поступок - спасение мальчишки-варвара, которое характеризует его как честного и принципиального человека, имеющего высокий нравственный уровень. Мальчишка, соответственно, как будущий инструмент, обязан не только преданно любить своего спасителя, но еще и уверенно махать аж двумя боевыми топорами. Опять же, безнравственный, разгульный и бесчеловечный император, разоряющий страну и уничтожающий население. И, наконец, решение - пожертвовать собой, зная, что месть за тебя осуществит абсолютное оружие...
   Подобная идея совсем недавно встречалась мне в рассказе Джи Майкла "Нейтрал" (http://zhurnal.lib.ru/g/gelprin_m/garanter.shtml) . Объем произведения там тоже не велик, но антураж воспринимается более свежо. Здесь же, автор хоть и честно постарался придумать необычные термины для воинских званий, да и с именами поигрался, но все равно - условное средневековье не искоренилось окончательно, а жаль. Рассказу недостает яркого колорита, запоминающихся деталей. Тема самопожертвования, хоть и весьма распространенная, несмотря на это - очень достойный выбор.
  
   Лиманов А. Обещанное  
   Хорошая байка, чего скажешь. Антураж прописан здорово, язык и стиль, хоть и дерганные, плавностью особой не отличаются, но все равно - работают на создание атмосферы. Погоняла повсеместные, пьянь беспробудная, "Островная" жизнь вдали от цивилизации - все это создает образ замкнутого мирка где-нибудь на земле Франца Иосифа или в районе Курильских островов. Хорошо, жизненно, хоть и не особо литературно. Но вот сам момент нравственного выбора не очень яркий. Нет в нем жесткости, глубинного размышления. Да, подлый чиновник не заплатил за проделанную работу, обманул честного работягу, кинул подачку - мол, на, хавай. Тот не взял, потому, что принципиальный. С горя запил, да и помер вскорости. Еще один штрих на полотно человеческой подлости и низости, а так же отчаянно-безнадежной доверчивости русского простого мужика.
   Однако возникают и вопросы: мог ли Муля предположить, что Толстомырдин его кинет? Думаю, что мог - не первый день на свете живет. Должен был в условиях отсутствия конкуренции выбить себе приличный аванс? Да. Как в таких случаях говорят - "хитрожопей" надо быть. И другого совета не дождетесь: не мы таки, жизнь - такая. А уж об отсутствии какой-либо стойкости Мули к невзгодам судьбы, на него обрушившимся, так и сказать нечего. Чего же это он, а? Ради пары месяцев бесполезной работы спился окончательно? Не, настоящие герои так не поступают. В жизни - да, в литературе... А зачем мы тогда ее пишем? Показать красную харю чинуши? Так и без того есть телевизор, коли в жизни кому не досталось налюбоваться.
   Вот такие вопросы, автор. И, разумею я, останутся они без ответа. Реализм реализмом, а литература - литературой.
  
   Хпнх Стрельба по ангелам влёт
   На мой взгляд, реализм в произведении превалирует над литературной составляющий. Мы видим заметно схематичную миниатюру, практически блог в реальном времени, а столь тщательная проработка деталей, на мой взгляд, доступна лишь профессиональному медику по образованию (если я не прав - приношу свои извинения). Касаемо морального выбора героя - отключать бабушку или нет - то не такой он уж и жесткий, автор не раз упоминает (да и детали это ярко подтверждают), что шансов у нее практически нет. Потому речь может идти лишь о нравственности работы реаниматолога вообще: "Точно говорят: "Всем реаниматологам - гореть в аду!"...".
   Безусловно, равнодушным этот рассказ мало кого оставит, но на мой взгляд гораздо острее тут видится другая проблема - нехватка времени у персонала и лекарств в наших больницах, постоянная суматоха и аврал на Скорой, измученные очень тяжелой работой врачи, нервы которых измотаны до предела. На этом фоне, уж простите меня, автор, проблемы умирающей бабушки выступают не столь выпукло. Ведь умом-то понимаешь, что время и силы, которые уходят на обреченного человека, не достаются кому-то из более молодых и еще имеющих шансы. Да, легко сейчас обвинить меня в бессердечии, в неуважении к пожилым людям, но у меня есть знакомые, работающие на Скорой, и поверьте - иногда этот выбор для них перестает быть морально-нравственным, и переходит в конкретную практическую плоскость. Поставьте себя на их место (хоть попытайтесь) и вы поймете, много чего поймете... в том числе и о проблеме эфтаназии.
  
   Малахова В. Чёрная Исса
   Я читал этот рассказ раньше, потому впечатления, к сожалению, новизной не отличаются. Большая игра великих мира никогда не считала человеческие жертвы чем-то недопустимым. Так и здесь - серый "кардинал" условно-средневекового государства обнаружил ахиллесову пяту в религии одной из провинций соседней империи, и незамедлительно воспользовался этим. Видимо, желая тем самым, ослабить соседа. Ведь, как известно, нет народа - нет страны. А главным таскальщиком каштанов из огня, в который раз, впало стать главному герою рассказа. Загадочный наниматель отправляет Фартима в разоренную бунтом провинцию, чтобы тот вывез от туда статуэтку богини по имени Черная Исса (не очень жизнеутверждающее имя, правда?). Оказавшись на месте, ГГ понимает, что украденная статуя "отключила" богиню от непосредственного управления своей паствой, от чего та мгновенно утратила облик человеческий и пустилась во все сверхтяжкие... ГГ делает свой несложный моральный выбор, предпочтя звонким монетам прекращение жутких преступлений и разгула населения в свихнувшейся провинции. Но, оказавшись вновь за пультом управления, богиня разом порешила всех своих последователей, поскольку они, видимо, нарушили установленные правила поведения. ГГ с такой досады спился, наниматель (который тоже лишь один из подручных тайного владыки) из жалости проплачивает Фартиму бесконечный запой, а провинция стоит пуста и нелюдима. Потому, что жили там вовсе не люди, а сплошные сволочи...
   Вот вроде бы все в рассказе ладно, язык-стиль вообще без замечаний, а щенячего восторга - как не было, так и нет. Есть лишь множество вопросов. Например, если раньше богиня ТОЧНО ЗНАЛА (а не могла не знать, так как постоянно ими управляла), как будут без нее жить ее последователи, то с какого перепугу всех убила? Ведь по-другому они ж не могли в принципе (вытекает это отсюда: как только фигурку Иссы украли из храма, начались проблемы. И не потому, что народ узнал, что статуэтки нет - там их много одинаковых, и священники моментально бы поставили другую на место, да? Значит, действительно "управление" сразу отключилось и раньше люди оставались людьми только потому, что постоянно контролировались). Т.е. совершенно непонятна реакция богини. Может, автор хотела сказать, что богиню БОЯЛИСЬ, и от этого не совершали преступлений (а-ля Фемида). Но тогда как объяснит то, что весь народ сразу озверел - ведь кроме божественной длани наверняка имелись и вполне конкретные вооруженные подразделения по наведению порядка...
   Далее: Если о том, что с исчезновение статуи начнутся такие проблему знало местное население (- Госпожа. Чёрная Исса, наша госпожа. Кто мы без неё? - прах на ветру, отравленная вода в колодце... (цитата), то эта информация наверняка не осталось бы тайной. Об этом факте соседи знали бы уже давно (и, конечно, обязательно воспользовались), Исса бы всех убила или сами перерезали друг другу глотки - в данном случае непринципиально. То есть, как это Фартим, такой известный "ходильщик" и вообще - головастый малый - мог не знать таких особенностей вероисповедания всего лишь в соседней провинции? Странно...
   И последний, наверное самый главный вопрос: что это за существа (людьми MSOffice не поднимается назвать) жили в той странной провинции? Их прокляли или они вообще какие-нибудь монстры, носящие облик человека? Или в том мире в каждой провинции есть свои "скелеты в шкафах", весь мир ненормальный и удерживается в относительной стабильности лишь благодаря постоянному управлению богов?
   Можно, конечно, предположить самый простой вариант: раньше люди чувствовали, что богиня их контролирует, а как только это ощущение пропало (- Мы звали. Мы кричали, молились, звали - но она ушла. Её нет ни в одном храме. Она нас бросила! (цитата)), на радостях кинулись резать друг друга. Но в таком случае есть вопрос к Иссе: что же это она так людей-то довела? Ведь внешний пригляд обычно намертво убивает внутренний (и вся истории нашей страны последних десятилетий это очень наглядно доказывает. Вроде как заменяем Иссу на КПСС (о, даже букв "с" равное количество)) и получаем политический подтекст) и уж богиня-то это должна была знать. На то она и высшая сила...
  
   Хпнх Я, конечно, вернусь
   Очень эмоционально сильный рассказ, да и технически все выполнено без видимых огрех. Но, что особенно ценно, внутренняя логика сюжета и мотивация персонажей прописаны до мельчайших деталей - после прочтения не возникло ни одного вопроса. Композиция хорошо, все на месте, автора можно только поздравить с великолепной задумкой и прекрасных ее воплощением на бумаге. Рассказ запомнится мне очень надолго. Спасибо.
  
   Волгина Л.И. Сын вождя  
   Замечания по тексту примерно те же, что и в случае с текстом Фэнтезиста. Недостаточная проработка деталей, блеклость колорита, средняя изящность языка, отсутствие ярких стилевых находок. Все чистенько и опрятненько, не несколько серенько. Выбор ситуации для проверки нравственности героя тоже несколько слабовато выглядит на фоне рассказов-конкурентов. Мораль текста вроде бы в том, что сыном вождя (т.е. приемником) становится тот, кому это не особо и надо, кто не стремиться к власти, как таковой. Но и сам герой в рассказе прорисован обычным человеком без ярких выразительных черт - лесовик, дружит с ягуаром (интересно, откуда в лесу - ягуар), высокой моралью не отличается (иначе бы он сразу "послал" советника после предложения убить зверя), за шкуру свою трясется. Да, железобетонные герои-супермены уже давно приелись, но все равно герой должен отличатся от обычного персонажа хоть каким-то качеством.
   После прочтения появились вопросы: чтобы случилось, если бы Тей Он все-таки убил друга-ягуара? Его бы тогда тоже "грохнули", как не прошедшего испытание? А зверь - он оказался ранен случайно, или это жрец подсуетился, дабы повысить накал страстей перед дедлайном?
  
   Нуллонэ Э. Пенсия
   Очень странный текст и судить его непросто. Мы в России как-то привыкли к тому, что пенсии по старости здесь маленькие и потому старики (если им активно не помогают дети) обычно живут не очень богато (а где-то и на грани выживания). Но что такая же ерунда существует в достаточно благополучном в финансовом отношении Израиле - лично для меня новость. То есть, оно понятно, что не хлебом намазано, но уж на продукты питания и элементарные лекарства должно вроде бы хватать... Соответственно, тут и кроется главный "пунктик": ситуация вроде российская, а антураж - западный. Я даже специально посмотрел, где живет автор - да, все верно, Израиль. Т.е. должен быть " теме", придется верить:) Это я к чему - у нас очень многие из тех, кому положено нечто подобное от Германии, в общем-то согласились это дело принять. Потому, как выживать нужно всегда и везде - там выживали у немцев, тут - меж свои спасенных детей. В такой ситуации мораль и нравственность большей частью нервно курят в сторонке. А вот нащупать тонкую грань между "денег-то маловато, но я же гордость имею" и "жить хочу по-любому" - автору не удалось. Может, потому, что как такового-то нравственного выбора в показанной ситуации и нет. Если денег человеку в принципе по минимуму хватает, то, естественно, от бывших мучителей он (не колеблясь) не возьмет ничего. Если хочет жить и деньги действительно нужны, то возьмет, еще как возьмет. Если хочет жить...
  
   Вот так, сумбурно и фрагментарно, как прочиталось - так и написал.
   Спасибо всем!
  
   С уважением,
   Денис Щемелинин

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"