Смирнова Екатерина : другие произведения.

Как писать стихи о ведьмах?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




   (Примечание: цитаты из стихов даны в авторской орфографии и пунктуации.)
  
   Как писать стихи о ведьмах? Лучше начать с другого вопроса: кого считать ведьмой?
   "Ведьма - 1. Женщина, по народным поверьям, связанная с нечистой силой и способная вредить людям (насылать болезни, портить скот, урожай и т.п.); колдунья. 2. перен. разг.-сниж. Злая, сварливая или безобразная женщина", авторитетно заявляет толковый словарь.
   "Кого называют ведьмами? Под этим словом я подразумеваю существо женского пола, не просто обладающее определенной силой, потенциалом и знаниями в области магии, но и применяющее эти способности", - говорит Вероника, хозяйка сайта charovanie.narod.ru.
   Сойт, известная в "магическом Рунете" личность, подразумевает под "ведьмой" 1) живое существо из плоти и крови, подчиняющееся законам физики, химии, биологии и т.д.; женщин-магов (есть разница: ведьмы все же в большинстве случаев - жрицы Великой Богини, женщины-маги - поклонницы принципа " ни в чем и никому отчета не давать"); женщин, занимающихся эзотерикой или чувствующих свои способности к такого рода занятиям; всех, кто считает себя ведьмами ( обычно такие убеждения либо соответствуют истине, либо лечатся диетическим питанием, высокими заборами и бромом в столовском компоте)".
  
   Определения разные, а не определившись с предметом, трудно что-то обсуждать. Однако, обсуждать и спорить я не хочу. Пусть каждый читатель (писатель) останется при своём мнении: считать ли ведьму "женщиной, связанной с нечистой силой и способной вредить людям" или же притягательным воплощением женского архетипа. Не могу сказать, что все толкования одинаково хороши: какие-то определённо восходят к нелепым предубеждениям и христианскому суеверию. Главное - чтобы сам образ был целен и интересен. Но на пути создания такого образа поджидают ловушки. О некоторых я хочу рассказать.
  
   Ольга Бакк в статье "Все женщины - Ведьмы?" спрашивает, "почему так много развелось на литературных сайтах различных Ведьм, Ведьмочек, Ведуний и им подобных". Пытаясь обнаружить "истоки стремления женщин к отождествлению себя с ведьмой", она приходит к такому выводу: "Воображая себя ведьмой, тем самым женщины связывают на архетипическом уровне в коллективном бессознательном себя с архетипом Великой Матери. Отождествляя себя с себя ведьмами, мы просто возвращаемся к своему исконному предопределению - быть Матерью, Родительницей. Упрекнуть женщину в том, что она считает себя ведьмой - это фактически отругать ее за то, что она по природе своей Мать". Разовью мысль: упрекнуть мужчину за то, что он считает себя Конаном-Варваром, нельзя, потому что он по своей природе Отец. Будем серьёзны: без повода причислять себя к ведьмам - не стоит.
   "Сегодня, чтобы стать ведьмой необязательно проходить обряд инициации, якшаться с сатаной, иметь длинные черные волосы, летать на метле, стучать в бубен и танцевать вокруг костра в ночном лесу. Можно просто сеть за компьютер и набрать на экране строки: " Зелья мне..."", - пишет Ольга. Перечисленное в первом предложении и вправду необязательно. Но и написание стихов о ведьмовстве сделает вас не более чем поэтессой.
  
   Очевидно, что всякое допущение в литературном произведении какого-либо колдовства, магии и прочего нестандартного влияния на реальность неизбежно уводит это произведение в жанр фантастики. И тут автор, решивший изобразить ведьму, стоит на перепутье, выбирая между двумя вариантами: или путь "чистой фантастики", фэнтезийной фантастики, когда способностью колдовать наделяется совершенно обычный, совершенно человеческий персонаж, с абсолютно человеческими недостатками и заморочками вроде чувства собственной важности, жалости к себе, нежелания брать на себя ответственность за свои действия и желанием, наоборот, все свои проблемы разрешить волшебным образом, не прикладывая усилий (в этом случае получаются, например, приворотные стихи про нищасную любоффь и повести о гаррипоттерах); либо путь "фантастического реализма/реалистической фантастики", когда персонаж щедро наделён нечеловеческими чертами, либо, что реже, лишен некоторых человеческих. Речь здесь идёт не о странностях вроде ярко-зелёных глаз и пристрастия к полосатым чулкам, хотя одно за другое цепляется - странности внешние и странности внутренние. Просто эта героиня не проявляет эмоций там, где проявляете их вы (а может, она вообще не проявляет эмоций); просто она замечает то, на что вам и в голову не пришло бы обратить внимание; просто она видит и чувствует мир совсем иначе, чем вы. Результат - героиня, более чуждая человеку.
   Причём, как дракона нарисовать легче, чем собаку, так как первого не видел никто, а вторую видели все, так и ведьму, казалось бы, изобразить проще, чем человеческого персонажа. При этом фэнтезийный путь, по идее, даётся автору легче: достаточно к привычному человеческому образу добавить невероятных волшебных способностей; да и читателям будет легче ассоциировать себя с таким героем. На деле же получается, что собаке пририсовали драконьи крылья и дым из ноздрей, гибрид странный и нежизнеспособный. Второй путь предполагает, что вы изобразите дракона целиком. И не беда, что в жизни вы с ним не сталкивались и вступаете на неведомую территорию. Ведь вам доступен Интернет, а в Интернете - уйма материала, с которым можно познакомиться, проанализировать и вывести для себя образ "менее человеческой ведьмы". Лично я считаю первый путь бесперспективным (неинтересным), а второй - предоставляющим большой простор для творчества.
   Проверить себя довольно просто. Вы колдуете? Нет? Тогда если ваша героиня-ведьма, решая проблемы, ведёт себя так, как вели бы вы, скорее всего, получилась не ведьма, а ведьмочеловеческий гибрид.
   Не пытались ли вы летать?
   Не на крыльях, конечно, - так,
   мимо тоненьких свечек звезд,
   отрубив непускающий хвост
   притяженья, забот, долгов,
   обещаний, надежд - всего,
   что решается взмахом ножа?
  
   Вот и я не могу, а жаль.
   Ю.Могилевер "Вы умеете колдовать?"
   Также, касаясь темы ведьм, не уйти от "вечного противостояния Добра и Зла". Шаблонное деление ведьм на чёрных и белых, христианское осуждение колдовства (на котором большинство из нас так или иначе воспитано), фэнтезийное деление на Светлых и Тёмных - вот как преломляется эта тема в "ведьмовском вопросе". При этом "Светлые волшебницы" естественным образом ассоциируются с "белыми ведьмами", а "тёмные колдуньи" - ну, понятно. Далее: "Светлые силы" естественным образом ассоциируются с христианством, а "Тёмные" - с дьяволом, и ведьмовская тема неизменно попадает между молотом и наковальней привычных человеческих клише.
   Различие "светлого" и "тёмного" взгляда на ведьмовство можно проиллюстрировать этими отрывками:
   Ах, зачем своим я даром
   людям помогала?
   Ведь я так на себя
   беды накликала.
   Не поймите меня люди,
   я ж добро творила.
   "Людям дар не открывай"-
   не зря мать мне говорила.
   Только сердце у меня
   доброе такое.
   Не могу смотреть
   я не на что плохое.
   Заболел ребенок вдруг
   иль скотина в доме,
   Помогу я все равно,
   его тяжелой доле.
   Шеллира "Баллада о ведьме"
   История закончилась грустно: незваную помощницу сожгли на костре. Причинять добро и наносить пользу всем вокруг - стереотипное поведение "светлых" персонажей.
   Могла бы. Мне просто лень.
   Я очень ленивая ведьма.
   Я - сила, но только третья.
   Не Зло. Не Добро. И плен
   их четких суждений душен -
   ведь мне ярлыков не нужно
   и кем-то воздвигнутых стен.
   ... Но не надейтесь на чудо,
   и мой не ищите след:
   хотела помочь я людям
   и знаю как, но не буду,
   хоть это совсем не трудно.
   Могла бы. Мне просто лень.
   Ю.Могилевер
   Это - поведение "тёмной" героини, и лень здесь имеется в виду скорее не та, которая любовь к безделью, но та, которая двигатель прогресса.
   Как пишут Warrax и Den-M в работе "Образ Тьмы в современной литературе", "на данный момент в художественной литературе не существует (точнее, нам не встречался и мы про такое не слышали) образа темного мага либо другого персонажа, придерживающегося пути Тьмы, при этом описанного правдоподобно и полноценно, без искажений, неизбежно возникающих, когда Тьму пытаются описать, пользуясь "светлыми" мозгами. А так же - инструментами, приемами описания, словарным запасом и прочим". Про большинство образов "тёмных ведьм" в поэзии можно сказать то же самое.
  
   Во встречавшихся мне стихах образ ведьмы часто даётся с искажениями. И главный, с моей точки зрения, недостаток "книжных" ведьм - что их характеры "человеческие, слишком человеческие". Существо, обладающее нечеловеческими знаниями и умениями, но с человеческим характером и человеческими слабостями, - это зачастую просто душераздирающее зрелище. Оно, возможно, привлекает читателя, но (я считаю) такой образ неправдоподобен, причём страдают диалектика и логика (и техника колдовской безопасности).
  
   Вот примеры ошибок различной степени мелкости.
  
   Ведьмовские занятия
   "Внезапный стук в дверь застал врасплох хозяйку: старую ведьму, коротавшую за пяльцами унылый вечер. Проявив несвойственную для своего возраста прыть, она быстро спрятала вышивку в сундук. Рукоделье - неподобающее занятие для порядочной колдуньи". Ольга Бакк "Месть"
   Так-таки неподобающее? Конечно, страшной чёрномагической ведьме рукодельничать несолидно. Имиджу вредит. То ли дело толочь в ступе сушёных пиявок... И такой приём оправдан, если автору нужно сгустить краски, слепить образ неописуемо злой колдуньи. Но в цитируемом рассказе ведьма, напротив, белопушистая и к людям неоправданно лояльная. Возникает неувязка.
   "Неподобающее занятие". Почему же на тематических сайтах (для ведьм, начинающих и продолжающих) заметки о рукоделии ("подушечка с травами для вещих снов", "замшевая сумка для переноски магических предметов", "мешочек для привлечения денег") встречаются не реже кулинарных рецептов (тоже, впрочем, на магии замешанных)? Вот кривые руки ведьме не подобают. А не кривые - справятся и с вышивкой, и с шитьём, и с вязанием. Издревле прядение нитей и ткачество было проникнуто особой женской магией (как не вспомнить мифологические образы: мойры, норны, Макошь пряли нити человеческой судьбы и вплетали её в полотно жизни). Вышивание на готовой одежде узоров-оберегов - тем более магично:
   "Вышивка по вороту, рукавам и подолу рубахи воспринималась скорее как языческий оберег, чем как украшение. Вышивали не что попало, а осмысленные знаки-символы, предназначенные для защиты открытых участков тела: шеи, кистей рук, ног. Основным рисунком вышивки были солярные (солнечные) знаки, стилизованные изображения животных и птиц, некие заградительные геометрические рисунки и т.п. Вышивка наравне с другими оберегами, такими как медвежьи и волчьи клыки, носимые на шее, подвесные колокольчики, различные фигурки животных и птиц, бусины, лунницы и многое другое, должна была отпугивать нечистую силу". Людмила Черная "Языческая мода Древней Руси"
   Много чего ведьме приходится делать руками: изготавливать амулеты и талисманы, вырезать из дерева руны, отливать свечи, смешивать благовония. А понадобится ведьме ритуальная мантия - неужели она пойдёт за ней магазин? Автору следует глубже задуматься, прежде чем объявить традиционное для ведьмы занятие неподобающим.
  
   Ударения
   Одним из самых досадных ляпсусов в поэтической "ведьмиане" я считаю неправильное ударение в слове шббаш. Вот пример:
   Шабаш, шабаш! Летят, сгорая, искры
   От пламени костра, от поцелуев злых.
   Баштовая Ксения "Шабаш"
   Или так:
   Недаром шепчутся старухи,
   И говорит священник наш,
   Что здесь ночами бродят духи,
   И ведьмы празднуют шабаш...
   Ирина Бродская "Ведьма"
   Из контекста, разумеется, ясно, о чём идёт речь. Но это не оправдывает ошибку. Неужели трудно заглянуть в словарь и разобраться, как ставить ударение? "Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова": шАбаш это "субботний отдых, предписываемый иудаизмом" (он же шабат, на английском - sabbath) и "ночное сборище ведьм, сопровождающееся диким разгулом (в средневековых поверьях)" (о средневековых поверьях позже, сейчас мы следим за ударением). ШабАш это "окончание работы в какое-либо урочное время" и "довольно, кончено, баста". Разница очевидна.
   Потому ведьмы если и шабАшат ("шабАшить - кончать или прерывать работу"), то уж точно не в значении "справляют шАбаш".
  
   Начало пути
   Я стала ведьмой от горя и зла.
   Я стала ведьмой себе вопреки.
   Анжелика Баерле "Ведьма"
   Что ожидает ведьму, которая стала ведьмой вопреки собственной природе, которая подавила желания, заглушила инстинкты и колдует, с отвращением стиснув зубы? Вряд ли её колдовство увенчается успехом. Читаем дальше:
   Себя не простила, тебя не спасла.
   Я выпила яда у кромки реки.
   Закономерно. Вспомним булгаковскую Маргариту: она тоже "сперва много плакала, а потом стала злая", но шла ли она вопреки себе, когда давала согласие Азазелло?
   В стихах часто говорится о желании "стать ведьмой". А почему, собственно, этого так жаждут?
   Мне мечталось - стану ведьмой,
   Буду лунными ночами
   В речку с хохотом кидаться,
   Кровь сушить парням, иконы
   В церкви задом наперед
   Поворачивать к стене,
   Да в лесу пугать прохожих,
   Лунный свет в глаза бросая
   Словно горсточку песка.
   Дина Бромберг
   Чтобы свободно творить мелкие пакости, не нужна такая серьёзная трансформация.
   Другой пример:
   Я хотела бы ведьмою стать.
   Даже лучше, чтоб ведьмой родиться мне.
   Чтоб на мётлах без страха летать,
   Чтоб пылать на кострах инквизиции,
   А потом возрождаться опять.
   Чтобы доброе сеять и злое
   И шептать лунной ночью заклятия,
   Променять всё своё на чужое,
   ... Я не скрою,
   Что желала бы властью лихой
   Подчинять своей воле - навеки.
   Аалиэль Наталья П. "Ведьма или..."
   Нужны ли комментарии? Выберём из этого списка нефантастичные, вполне человеческие желания: "летать без страха", "подчинять своей воле". Разве недостижимо? Парашютный спорт и курсы НЛП - начало пути к совершенству. Но чем делать что-то, удобнее спрятаться за желание получить всё, сразу и волшебным способом: стать ведьмой. Хотя, осуществись такое желание, получится вовсе не ведьма, а всё тот же человек, слегка модифицированный.
   Почему растиражирована мечта стать ведьмой? Зачастую причина - очень кривой взгляд на колдовство: оно, якобы, заключается в пальцещёлкательном исполнении желаний (а точнее, сиюминутных собственных хотелок). Из этого же ряда мечты поймать золотую рыбку или говорящую щуку и завладеть волшебной палочкой. Одно из популярных желаний: "чтоб он меня полюбил, и немедленно!", исток вечной темы приворота.
Без повадок "коварной"
Лишена я любви.
Мне б травы приворотной,
Что б меня берегли.
Я ж без глазок влюбленных в мире жить не могу.
Помогите стать Ведьмой, а иначе умру!

Калуцкая Светлана "Помогите стать Ведьмой!"
   Дескать, ведьма только поведёт бровью, и штабеля приворожённых, зачарованных, влюблённых мужчин уходят к горизонту. Стоп! А надо ли это ведьме?
   Приведу лишь несколько цитат автора, который разбирается в вопросе (предупреждаю сразу, я - не разбираюсь).
   1) Приворот, даже взятый вне этических установок и безотносительно полюсов "доброе-дурное", не решает проблем с личной жизнью и изначально поставленных задач, как правило, не выполняет даже при формальном достижении цели. <http://www.soit.ru/learn/sem1.htm>
   2) Приворот, даже самый сильный, не создает "любви на всю жизнь", да и вообще не создает любви. Это средство создания условий для строительства отношений, а вовсе не волшебство, создающее готовые отношения. <http://soit.ru/priv/priv24.htm>
   3) Что непременно написано в любой статье про приворот? "Любовью нельзя назвать состояние, при котором "влюбленный" желает во что бы то ни стало получить расположение другого существа, хотя бы и против его воли". Вот от этого и будем плясать. Что же тогда, если не любовь? Увы, "психоз навязчивых состояний" - в большинстве случаев. <http://soit.ru/priv/priv3.htm>
   Вот пример авторского приворотного заклинания (не пугайтесь, это художественное произведение):
   Ты поди к нему зло да презлющее,
   Горе-горькое, сердце грызущее.
   Маета и тоска беспричинная -
   Чтоб взяла его дума кручинная.
   Опротивьте ему други милые.
   Станьте пир да забавы - постылыми.
   Пусть не любыми будут зазнобушки -
   Девки красные, резвые вдовушки.
   Обо мне, да одной лишь печалится.
   Не со мной - так со смертью венчается!
   Бакк Ольга "Приворот"
   Можно ли такое чувство назвать любовью? Другой пример:
   Вышивала я нитью тугой серебра
   Путь тебе чрез года, убивая сердца,
   Тех, кто смел пожелать тебе просто добра,
   Сокращая родным твоим жизнь в месяца.
   Хельга "Песня ведьмы"
   Комментарии излишни.
   Повторяю вопрос: надо ли это ведьме? Будет ли она лечить свой "психоз навязчивых состояний" легкомысленным пальцещёлканьем? Или она прибегнёт к самоанализу и разберётся, какие внутренние заморочки породили у неё навязчивое стремление изломать чужую судьбу? Какой вариант поведения - более ведьминский?
   Так что, прошу вас, не переписывайте в стихи газетные стереотипы! Если у вас остались вопросы о приворотах, можете задать их, например, здесь.
   А стереотипов накопилось множество. Взять, к примеру, приворотное зелье. Оно прямо-таки обязано состоять из сложной комбинации труднодобываемых, пугающих, несъедобных веществ (корень мандрагоры, кровь слепого ребёнка, могильная пыль). Но разве картошка, морковка и куриный бульон менее эффективны? Вспомните о тех временах, когда картофель и томаты только-только привезли в Европу из Америки - тогда у этих растений был самый что ни на есть колдовской имидж: незнакомые, экзотичные, ядовитые. А сама-то картошка поменялась с тех пор? Поэтому и суп может стать приворотным зельем: в конце концов, главное - вложенное намерение.
   Или тема лигатуры. Почему-то её, в отличие от популярных приворотов, совсем не освещают. Тема интересная - насылание импотенции. Она подробно расписана в "Молоте ведьм", но стихов о ней я не встречала.
  
   Каждая деталь образа ведьмы может быть значима, нести смысловую нагрузку, причём так, что вы, автор, и не догадаетесь, как эту деталь поймёт осведомлённый читатель. Поэтому продумывать следует всё и тщательно.
   Пример того, как важна может быть деталь: "И если ведьма длинноволоса, то это неспроста, и если ведьма стрижена - то и это не просто так. ... Ведьма колдует и тогда, когда расчёсывает свои волосы. И распущенные волосы, и косы имеют своё значение. Распускают волосы в день шабаша, когда призывают всю силу, ловят её в волосы, пропитывают их силой или же - наоборот - выпускают накопленную ранее. Хотя волосы считаются хранителями ведьминой силы, орудием ведьмы, тем не менее, ведьмы стригут волосы. Это происходит в нескольких случаях: 1) если ведьма разрывает связь с прошлым, с каким-то персонажем; 2) если она прячется и заметает следы; 3) если ведьма уходит из шабаша, особенно, если она уходит, чтобы практиковать в одиночку или же отказывается от Ремесла; 4) если обрезание волос - это одно из условий ритуального посвящения. Коса приносится в жертву божеству, в служение которому происходит посвящение". Сойт "Колдовство на волосах"
   В стихах ведьмы так часто рыже- или чёрноволосы, что ведьма-блондинка это уже грандиозный разрыв шаблона. Зеленоглазие тоже повальное, но раз уж голубые глаза считались когда-то признаком вампира (как и рыжие волосы), почему бы ведьме не быть голубоглазой?
   Смысл рыжести-зеленоглазости в том, что ведьма отличается от людей необычной чертой (или их набором). Но зачем изображать свою ведьму абсолютно похожей на других бесчисленных литературных ведьм? "У большинства ведьм глаза могут менять цвет," - пишет Сойт. (Кстати, "временное ведьмино косоглазие" Маргариты могло символизировать, что она видит мир не так, как остальные люди.)
   Зачастую литературная ведьма не выдающаяся красавица, а наоборот, выдающаяся уродина, отвратительная старуха (Гоголь, изобразивший обеих, описывает панночку словами "страшная, сверкающая красота"). Полин Кампанелли в книге "Возвращение языческих традиций" (глава 7) указывает на важные детали образа ведьмы-старухи: "Из-под полей шляпы обычно торчит длинный и покрытый бородавками нос. Считается, что мочки ушей и кончик носа продолжают расти всю жизнь; таким образом, длинный нос символизирует почтенный возраст и мудрость, которая приходит вместе с ним, - так же, как и удлиненные уши Будды".
  
   Место жительства ведьмы тоже важно.
   Ты живешь одна
   В домике в лесу...
   Гуревич Андрей Ильич "Ведьма"
   Или:
   Колдунья жила в серебристой пещере,
   Где синие камни как звёзды мерцали,
   Туда приходили волшебные звери
   И чудные птицы по зову слетались.
   Звездинка "Колдунья"
   Владимир Пропп в "Исторических корнях волшебной сказки" поясняет истоки этого образа: ес окружает иное царство, что дорога в иной мир ведет сквозь лес. ... Избушка, стоящая на грани двух миров, ... охраняет вход в царство мертвых. ... Яга - мать не людей, она - мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных".
   Я думаю, что при создании образа ведьмы чем в более древние истоки образа углубляешься, чем более толстые пласты позднейших смысловых наслоений снимаешь, тем более достоверно-ведьмовским получится в итоге образ.
  
   Современные ведьмы из сетевых стихов часто живут в городах, но регулярно вылетают на мётлах праздновать шабаш. Исключительность метлы как летательного средства - тоже укоренившийся стереотип. Средневековые ведьмы (по представлениям инквизиторов) путешествовали на расщеплённых палках, ухватах, вилах, котах, ослах, козлах и других животных, ведьме благородных кровей могли предложить карету. Даль в работе "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа" напоминает про помело и веник.
   Опять обратимся к Владимиру Проппу: "Образу яги приписываются всяческие атрибуты женского характера, связанные не столько с очагом, сколько с кухней: кочерга, метла, помело; отсюда связь с другими аксессуарами кухни - с пестом, толкачом и т. д."
   "На метле с черенком из ясеня ведьма в ночь Хэллоуина по традиции вылетает через дымоход своей хижины и держит путь в царства духов, расположенные над луной" (Полин Кампанелли, там же).
   Маргарита отправилась к Воланду на половой щётке, а горничная Наташа на борове, который к тому же был оборотнем, - вот изящный баланс между традицией и оригинальностью.
   Может, метлы устарели, но романтика какая!
   Пусть шарахаются люди прочь с дороги под откос.
   Так летали наши бабки и пробабушки летали...
   Только я мечтаю, лично, пересесть на пылесос.
   Анастасия Гурова (Ранди) "Ночная песня ведьмы"
  
   Кстати, средневековые представления о шабаше (демоническая оргия с угощением в виде варёных жаб и ворон, поклонение козлоподобному дьяволу и "поцелуй стыда") продолжают жить в литературе. Зародились они, в общих чертах, потому, что не страдающее излишним плюрализмом христианство объявило всё, кроме себя, неправильным. Народные верования всем скопом были зачислены в дьяволопоклонничество, и хотя какие-то элементы язычества потом просочились и срослись с христианством, всё равно, сезонные праздники (а их-то и обозвали шабашами) намертво облепились ярлыком "сатанизма".
   Но в ведьмовстве (по крайней мере, в таком направлении, как Викка) они продолжают оставаться праздниками времён года. Обсуждать вопрос "сатанистки ли ведьмы" кажется мне смешным. С точки зрения "всё, что не христианство, сатанизм" - да, конечно (а Кернуннос рогатый - вот он-то самый сатана и есть). С другой точки зрения - по-другому. Других точек зрения - море.
   Сходным образом мне смешно обсуждать "деление ведьм на чёрных и белых". Кто-то может воспринимать мир исключительно дихотомиями. У кого-то возможности шире.
   Даль в "Поверьях русского народа" сообщает: "Ведьма всегда злодейка и добра никогда и никому не делает". Совсем никому? Даже себе? Тяжело, наверное, такой ведьме жить: только и следишь, чтобы не сделать ненароком кому-нибудь добро. Самое интересное: зачем это нужно самой ведьме? Маниакальный психоз может значительно снизить волшебные способности. (А вы попробуйте сосредоточиться на заклинании, когда в голову постоянно лезут мысли уничтожить весь мир...)
  
   Сзади тащится возок с арестованной,
   Голова склонилась вбок, руки скованы.
   Смотрит с завистью народ, удивляется -
   Вот же ведьма! Что за чёрт! Раскрасавица!
   Ярко-рыжая коса, кожа снежная,
   Да зелёные глаза - дева грешная!
   Как сумела пережить муки с пытками?
   Ворожбою, стало быть, не молитвами!
   Меркулов Евгений Юрьевич "Ведьма"
   И правда, как "сумела пережить" и сохранить красоту? Автор нам этого не рассказывает, только наводит на ложный след: "ворожбою, стало быть", но в конце стихотворения выясняется, что казнённая девушка не была ведьмой.
   Могла ли осуждённая на смерть поражать красотой? Изначально у красивой, выделяющейся на общем фоне женщины было больше шансов попасть под подозрение в ведовстве. Но в тюрьмах, где держали подозреваемых, царила грязь и антисанитария, а где было помыться? Самый "удобный" повод - испытание водой.
   "Испытание погружением в воду является одним из древнейших способов определения невиновности или вины. Монтегю Соммерс, издав труд Хопкинса "Discovery of Witches" (1647), привел образцы ранних законов, начиная с вавилонского кодекса Хаммурапи, III тысячелетия до н.э.: "Если человек обвинит другого в черной магии и если его дела не поправятся, того, кто таким образом обвинен, должно отвести к реке и погрузить в воду. Если река поглотит его, тогда его собственностью будет обладать обвинитель. Если, однако, река докажет его невиновность, и он не утонет, обвинитель должен быть предан смерти, и собственность казненного должна перейти к тому, кто прошел испытание". Рассел Хоуп Роббинс Энциклопедия колдовства и демонологии. Статья "Плавание (пытка)"
   Забавно, но судьи ведьмовских процессов рассуждали строго наоборот: если утонула - невинна, если "чистая стихия воды не приняла" - грешна, порочна, на костёр.
   "При заключении в тюрьму по подозрению или обвинению в колдовстве голова и тело человека полностью обривались. Такова была традиционная процедура по всей Европе и Британии с начала преследований за колдовство. Волосы следовало удалить и для того, чтобы тело можно было тщательно осмотреть на предмет отметки дьявола" (там же, статья "Сбривание волос (пытка)").
   Итак, волосы обвиняемой срезали для поиска "дьявольской отметины". Сколько нужно ждать казни, чтобы они вновь отросли? Обычно это ожидание не затягивали, так как тюрьмы старались освобождать для новой порции подозреваемых в колдовстве.
   Также волосы могли не сбривать, а натереть спиртом и сжечь прямо на голове.
   Теоретики ведьмовских процессов додумались до поразительной идеи, что участие в колдовстве "не может быть доказано в рамках законных способов получения показаний, которые соблюдаются при других преступлениях". Поэтому инквизиторы, стремясь во имя любви к ближнему поскорее вырвать у подозреваемых признание и тем облегчить их грешные души, применяли разнообразные пытки: выворачивание рук, "испанский сапог" и щипцы для пальцев, выдавливание глаз, растягивание на дыбе, порка и бичевание, выворачивание рук и ног, прокалывание тела длинными иглами; придавливание к стулу с шипами с разведенным под ним огнем; обваривание кипятком; сильное трение шеи веревкой, обернутой вокруг нее, пока кожа не протрется до кости; принудительное кормление соленой селедкой при отсутствии воды, что вызывало мучительную жажду; погружение в бассейн с кипятком, куда добавлялась известь. За "особые преступления" могли перед казнью назначить дополнительные пытки, "чтобы вызывать мучения как воздаяние": отрубание рук или ног, вырывание плоти раскаленными щипцами, например, грудей (там же, статья "Пытка").
   Измученная, израненная, с обритыми волосами, с вывернутыми руками, с вырванными грудями - могла ли женщина сохранить привлекательность?
...Помнишь тe ночи в закрытом подвале, -
- Кто бы забыть это смoг...
Помнишь, красавица, как одевали
Ножку в испанский сапог?

Чувствуешь красные полосы плети,
Шрамы "кошачьих когтей"?
- Сотнею были мучения эти
Маленьких, страшных смертей.

Слышала вопли висящих на дыбе,
Сжавшись от боли в пыли?
Жуть и отчаянье душащей глыбой
Крепко на сердце легли.
   Мойра Лунная дорога (Часть VI)
   История инквизиции очень познавательна. Авторы стихов на эту тему часто ограничиваются только сценой сожжения ведьмы на костре, но в реальности сожжению предшествовали мучительные драматические эпизоды ареста, заключения, пыток. Зачем лишать читателя полной картины?
  
   Здесь, я чувствую, пора остановиться. Тема широка и глубока, со множеством ответвлений, и потому этот текст грозит растянуться до бесконечности. Надеюсь, что вы сами продолжите пополнять свои знания о ведьмовстве и разных его аспектах. А если вам это неинтересно - зачем тогда писать стихи о ведьмах? Есть много менее сложных тем.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"