Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

История и теория Самодостаточных коллективов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Общий файл со ссылками на отдельные статьи по Теории Самодостаточных коллективов. В конце - приложение из Мир-системного анализа как наиболее близкого к данной теории (но отличающегося в ряде серьезных моментов)


   САМОДОСТАТОЧНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ.
  
   История как наука - это наука об изменении общества, его структуры, его образа жизни.
   Общество - это "наиболее самодостаточное объединение людей", то есть, такое их множество, которое может существовать без других - людей, сообществ - достаточно долгое (сравнительно с человеческой жизнью) время.
   Общество состоит не из отдельных людей, это структура коллективов: групп тесно общающихся между собой людей, связанных совместной деятельностью. Следствием совместной деятельности (то есть, общих целей, планов, согласование действий) является выработка общей культуры внутри коллектива.
  Коллективы могут быть численностью от 6 до 60 человек; "совместная деятельность" - от семьи до масонской ложи, правительства или экипажа звездолета.
  Коллективы находятся в различных связях друг с другом. Может быть "полностью самодостаточный коллектив" - он сам себя обеспечивает, охраняет и воспроизводит, в этом случае он не связан с другими коллективами. Однако коллективы могут быть связаны - между ними может идти обмен информацией (согласование планов, опять же; обмен технологиями, знаниями, идеями), физическими ресурсами (товары, еда, сырье и т.д.) и собственно людьми, своими членами (как пример - школа поставляет людей институтам, институты - производству, фирмам и пр.). Обмен не обязан быть "одинаковым" - скажем, один коллектив может "говорить другим, что они должны делать" (давать информацию) - координировать их действия, и получать за это еду и все остальное. В этом случае связи могут быть "сильными" и "слабыми". Слабые связи - при потере таковой коллектив почти не заметит ее. Такое возможно, например, если у коллектива много одинаковых связей. В этом случае даже если из такого коллектива кто-то уходит - он будет восстанавливаться, и такие группы могут существовать куда дольше отдельных людей. Сильные связи - когда потеря приводит к развалу коллектива (или даже физическому его вымиранию).
  Общество может считаться единым, если в нем каждый коллектив взаимодействует с каждым - что характерно для небольших сообществ, - или имеет какой-то общий для всех "объект", и этот объект - не материальное произведение, а конкретный коллектив, структура, с которым взаимодействуют все остальные. Так, в феодализме таким общим коллективом, постоянно взаимодействующим внутри себя - и с другими структурами - является церковь. Позднее на роль такого коллектива приходит государство.
   Общество, таким образом, меняется довольно медленно и предсказуемо - потому история может быть наукой. История конкретного коллектива уже менее детерминирована - востребованность данного типа коллективов в обществе (то есть, завязка на него других коллективов) приведет к воссозданию его, но это могут быть другие люди и даже слегка другой коллектив с другим названием и слегка другой "функциональностью". История же одного человека практически не детерминирована - отдельный человек может менять коллективы, в которые он входит, и даже создавать новые. Именно создание "работающего коллектива" вокруг себя - и есть "роль личности в истории" (причем, этот коллектив, если просуществует долго - может начать существенно влиять на общество значительно позже, как, скажем, христианская церковь). Именно через коллектив осуществляется связь между "личностью" и "народными массами" - массы сами по себе не организованы, организуют их именно коллективы. Причем, один человек может входить в несколько разных коллективов (простейший пример - семья - работа), и интересы этих коллективов могут и противоречить друг другу (интересы семьи и, скажем, долг перед государством).
   Коллектив существует сравнительно долгое время только при востребованности уже существующей структурой общества, то есть, он выполняет функции, необходимые другим коллективам, на него многие завязаны - и потому куда более ограничен и может уже претендовать на "исторический объект", чью судьбу можно предсказать и в терминах которого можно описывать происходящие исторические события. Те же "исторические личности", которых мы знаем - это лидеры соответствующих коллективов (как правило, "правящих" - то есть, координирующих действия других).
   Ниже приводятся ссылки на статьи с более подробным рассмотрением этих положений.
   Введение. В защиту истории от Марксизма.
   Глава 1. Теория самодостаточных коллективов.
   Глава 2. Об астрологии и жрецах.
   Глава 3. Самодостаточные коллективы - период Империи.
   Глава 4. Примеры приложения теории самодостаточных коллективов к конкретным историям разных стран.
   История Древнего Рима
   История Древней Греции
   История Швеции
   История США
   Предыстория Руси
   Краткая история современной России
   Дополнения и выводы
   Приложение. Иммануэль Валлерстайн. Анализ Мировых Систем и ситуация в современном мире
   Полный файл
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"