Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Судиславль

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение. Начало смотрите здесь, вторая статья здесь. Фото июня 2004 года.


   Судиславль
  
   Город Судиславль находится в 57 километрах от Костромы почти строго на восток по дороге в Галич: от него до Галича еще около семидесяти километров. Судиславль стоит на реке Корба, впадающей в Андобу, которая в свою очередь течет в реку Кострому. Андоба впадает в Кострому в районе Красного Бора и села Пустынь чуть выше тех костромских разливов, в которых дед Мазай спасал когда-то зайцев, и о которых только что писал Василий Михайлович Песков в своей традиционной еженедельной статье в "Комсомольской Правде".
  
   Сейчас Судиславль считается поселком городского типа. Его население не превышает шести тысяч человек, и сюда ведет нормальное шоссе. Тысячу лет назад сюда попадали, скорее всего, водным путем - полноводность рек тогда была совсем другой. Станция Судиславль железной дороги Кострома-Киров, вернее, отрезка Кострома-Киров великой Транссибирской магистрали, находится в пяти километрах к северу от города. Ученые продолжают спорить о том, был или не был Судиславль историческим и географическим центром племени меря: некоторые из них считают, что вообще мерян на костромской земле практически не было, а была чудь, но не современные эстонцы, а совсем другой народ - чудь заволоцкая, жившая севернее нынешней Вологды, ближе к таким же таинственным племенам перми, печоре и югре.
  
   Академик Орест Ткаченко, написавший книгу "Мерянский язык", утверждает, что "Меря - финское племя с высокой культурой, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, со своим языком, во многом близком к прибалто-финским языкам (языкам финнов, эстонцев, карелов). Меряне были талантливыми земледельцами и скотоводами, а вовсе не охотниками и рыболовами. Эта была одна из самых многочисленных финских народностей на свете к началу славянской колонизации Нечерноземья". Жили меряне на территории нынешних Московской, Владимирской, Ярославской и Костромской областей.
  
   Говорят, что название и самой Москве дали предшественники племени меря - племена дьяковской культуры, названной так в честь села Дьяково, что рядом с Коломенским в Москве, где археологи впервые открыли их городища. В языке дьяковцев-мерян был корень -моск, который обозначал понятия, связанные с коноплей. Не подумайте чего плохого: они возделывали ее для получения пеньки, а пенька заменяла тогда хлопок. Прочитайте невероятно интересную статью Александра Трифонова, которую можно найти вот здесь: http://www.utro.ru/articles/2003/10/02/237066.shtml , - не пожалеете!
  
   Господство на Руси естественного фино-угорского и татарского влияния особо подчеркивается поборниками арийской чистоты украинской расы. Я и не подозревал, какой огромный массив научных исследований имеется в этой области. До боли знакомо по косовской албанологии! "У сучаснiй росiйськiй, навiть лiтературнiй, мовi "акання" стало нормою. У нiй, попри написання, нiхто не вимовляє молоко, собака - слiд казати малако, сабака тощо. Причина цього полягає в особливостях мовного апарату фiно-угорських племен - корiнного населення Московiї, що пiдкорилося українським колонiстам з Руси та стало етнiчною основою для формування пiзнiшої росiйської нацiї(...) З усiх колонiй Київської Русi Новгородська республiка (1137-1478) була заселена значно бiльшою кiльiстю вихiдцiв з метрополiї - України - нiж Московське князiвство. Українська культура, мова, демократична форма правлiння - Вiче, навiть грошова одиниця - гривня, усе це прижилося у Новгородi краще на вiдмiну вiд Москви, де панував фiно-угорський й татарський елемент". (Михайло Красуський "Давнiсть української мови. Переклад здiйснено за виданням Iндо-Европа" (ISSN 0869-2750) ч.1 за 1991 р.)
  
   Но вернемся в Судиславль. Впервые он упоминается в местной солигаличской летописи под 1360 годом в связи с междуусобицей князей костромского и галичского. Позже о Судиславле говорится в Судебнике Ивана Грозного и в его завещании. Однако название города связывают с Судиславом, сыном святого и равноапостольного киевского (киевского-таки!) Великого князя Владимира, крестителя Руси, имевшего аж двенадцать законных сыновей. По преданию на месте нынешнего Судиславля была пограничная крепость Киевской Руси, сюда-то и послал князь Владимир своего младшего сына (некоторые считают, что Судислав вообще был племянником Владимира). Судислав основал здесь новую крепость и назвал город своим именем. Учитывая, что князь Владимир скончался в 1015 году, Судиславль получается почти на полтора века старше Костромы.
  
   Судьба самого Судислава трагична: считается, что удела в княжение после смерти отца ему не досталось, и он возглавлял псковскую дружину своего старшего брата Ярослава, который получил Новгород. Но Ярослав заподозрил измену: якобы Судислав, подзуживаемый демократически настроенными новгородскими боярами, хотел возглавить борьбу мерян за реализацию права своей мерянской нации на самоопределение. Железной рукой Ярослав быстро восстановил конституционный порядок - бояр немножко репрессировал, поотрубав им головы, а Судислава заточил в тюрьму, не дождавшись даже решения Басманного суда. Дальнейшая судьба Судислава мне неизвестна, хотя говорят, что в тюрьме, в "порубе", он просидел 22 года.
  
   Как и другие пограничные города-крепости, Судиславль, скорее всего, имел крепость - детинец с крепостной стеной, стоявшей на валу и представлявшей собой обычный сруб, как у избы, только набитый землей - "тарас". По углам крепости стояли башни, одна башня была въездной и запиралась воротами. За валом шел ров, заполненный водой. Дальше располагалось жилье торговцев и ремесленников - посад и крестьянские слободы. Одна из таких пригородных слобод - Баран (ныне Дружба) и поныне находится с восточной стороны города на дороге в Галич. Самой крепости, конечно, не сохранилось: дерево плохо противостоит огню, да и времени тоже.
   Судиславль был известен своей грибной торговлей - их возами отправляли отсюда в Москву, Петербург и даже за границу. Здесь не только торговали полотном, кожами, сельхозпродуктами, но и в избытке производили их, снабжая многочисленные дворянские усадьбы и обе столицы. После церковного раскола, со второй половины XVII века, здесь начали селиться старообрядцы, что очень способствовало развитию города и накоплению его богатств. Купеческие дома того времени вряд ли уступали подмосковным особнякам "новых русских", с поправкой, конечно, на запросы времени и нынешнее оскудение совести. Близость Костромы, колыбели основателей династии Романовых, также благоприятствовала развитию города и его ближайших окрестностей.
   В 1758 году на высокой искусственной насыпи в центре города был выстроен красивейший Спасо-Преображенский собор с изумительно стройной колокольней. Думаю, что вы все видели этот собор, и не раз: говорят, именно он изображен на картине художника-передвижника Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели". Правда, почти такой же храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится рядом, в уже упомянутом селе Баран. Картина написана в 1871 году. С тех пор в облике города мало, что изменилось, а если что изменилось, то вряд ли к лучшему.
   Судиславль переживает сейчас период упадка и разрухи, как и все малые, да и многие большие города демократической России, кроме Москвы, да еще десятка-двух счастливцев, имеющих отношение к доходам от нефти и газа. Главная беда здесь - отопление. Промышленности в городе почти нет, а следовательно, нет и поступлений в городской бюджет. Ремонтировать сложное тепловое, водопроводное и канализационное хозяйство не на что: средств не хватает, чтобы платить зарплату учителям, врачам и другим бюджетникам. Не на что и закупать дорожающее с каждым годом топливо, а также платить по счетам Чубайса. Кострома же сама, по сути, банкрот, и помочь своим малым городам может только из тех средств, которые в виде дотаций, субсидий и субвенций поступают из Москвы, но путь этих средств у нас сложен и извилист до чрезвычайности, а их усушка и утруска по пути значительна. В итоге каждую зиму город находится на пороге трагедии.
   Вот ситуация накануне отопительного сезона, зимы 2003/2004 года:
   "Критическая ситуация с началом отопительного сезона в Судиславском районе. До сих пор без тепла остается весь райцентр, поселок Глебово, деревня Ашурки и поселок Дружба. Это более восьми тысяч человек. Сейчас температура в квартирах судиславцев не поднимается выше десяти градусов, сообщает Костромская ГТРК. Закрыты детский сад и школа. Причина сложностей с началом отопительного сезона - кадры. В котельных просто некому работать. Больше половины кочегаров уволилась из-за долгов по зарплате. Деньги им не платили по полгода. Сейчас в райцентре не работает ни одна из восьми котельных.
Местные власти в срочном порядке ищут других кочегаров. Их берут с предприятий района". (www.kprf.ru/news/20294.shtml , 22 октября 2003 г).
   Кочегаров в Судиславле таки нашли. Но положение лучше не стало. Вот что сообщали "Вести-Кострома" 23 марта 2004 года (http://www.kostroma-tv.com/news.asp?id=3980 ):
   "Энергетики ввели санкции против неплательщиков в городах и районах области. В Судиславле за долги ежедневно отключаются муниципальные котельные. В итоге на несколько часов без тепла остаются школа, больница, дом ветеранов, другие социальные учреждения, а также жители благоустроенных домов. Обеденный перерыв у кочегаров местных котельных теперь начинается в девять утра. В этот час сюда приезжают работники энергосбыта". Приезжают, понимаете сами, не просто так, а чтобы собственноручно отключить котлы, неукоснительно следуя заветам Чубайса. Подумаешь, город! Он части ракетных войск стратегического назначения отключить может, и, вроде, отключал уже.
   "В два часа дня начинается обратная процедура. Энергетики включают рубильник, кочегары котлы. Еще от трех до пяти часов требуется на то, чтобы тепло попало к потребителям. Так что батареи нагреваются только к ночи". В девять утра их, вы помните, опять отрубят. В Судиславле ждут новых санкций: "В прошлом году, например, на три дня отключили водозабор. Без воды остался практически весь посёлок, в больнице пришлось переносить плановые операции, а канализацию чистить вручную". Такая у нас демократия вкупе с рыночными отношениями и досрочным удвоением ВВП. А нам все про Владивосток уши прожужжали: вот он, наш Дальний Восток, три часа на хорошей машине от Москвы. В любом направлении, кстати.
   В Судиславле знают виновников своих бед, знают в лицо. Вот как голосовали в Судиславле на выборах в Государственную Думу в декабре 2003 года (данные с официального сайта Центризбиркома РФ, проценты вычислял я сам):

Партия

Избирателей проголосовало "за"

%% от итога

   Союз правых сил (СПС)

91

1,3

   "Яблоко"

155

2,2

   Либерально-демократическая партия (ЛДПР)

997

14,6

   "Единая Россия"

2509

36,8

   КПРФ

593

8,7

   Остальные (18 партий)

2159

31,8

   Против всех

308

4,6

  
   Голосовали в Судиславле за Путина да за Жириновского, даже жители "благоустроенных домов". В Зюганове там давно уже разуверились. К 2008 году разуверятся и в Путине, если не случится у нас экономического чуда, или прилетят марсиане и все за нас сделают: и приватизацию, и канализацию.
  
   Москва - Кострома - Судиславль - Галич - Чухлома - Ножкино - Кострома - Красное - Иваново - Суздаль - Москва
   Продолжение смотрите здесь.
  
   Некоторые данные об истории города взяты с сайта http://www.megakm.ru/goldenring/gr_ring.asp?ContextString=104704&CStr1=104000&ParamParent=104700&lang=rus ,
   а также из работы Ю.В. Смирнова "Судиславль", опубликованной в "Московском журнале" N 8 за август 2000 года (http://www.mj.rusk.ru/00/8/mj8_11.htm )
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"