Дараган Юлия Владимировна : другие произведения.

Снп-2008, обзор: рассказы 4-й группы отборочного тура

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Аналитический" читательский обзор 20 рассказов 4-й группы отборочного тура конкурса СНП-2008

  
  Для начала маленький дисклеймер.
  
  1. ВСЕ, ЧТО Я НАПИШУ НИЖЕ, - ЭТО МОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ
  Я ни разу не литературовед и катастрофически мало читала, поэтому на объективность оценок ни в коем случае не претендую. Если ниже я напишу "интересная история", это будет значить, что история показалась интересной мне. "Бедный язык" - язык показался бедным опять же мне. Это не истина в последней инстанции.
  "Ну и зачем ты тогда обзоры пишешь?!" - зададут мне резонный вопрос. Ну как зачем! - отвечу я. Я хочу прославиться! Не мытьем, так катаньем. А также поупражняться в оценке текстов. А также сказать спасибо авторам, чьи работы меня заставили задуматься, посопереживать героям, да и просто насладиться хорошим языком. А если вдруг еще и автора на мысль наведу или читателя на хороший рассказ, - так совсем здорово будет.
  
  2. ЧЕГО СТОИТ МОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ
  Я не литературовед. Ой, это я уже говорила, да. По образованию я лингвист, работаю девять лет переводчиком и литературным редактором (локализация компьютерных игр) и лет пять состою в тусовке фандома "Гарри Поттера". Презираемый многими фанфикшен - это, на мой взгляд, неплохая школа и по написанию собственных текстов, и по оценке чужих. Когда напишешь с десяток своих фиков, отбетишь пару десятков чужих и прочитаешь еще пару сотен разных, то какой-никакой опыт в голове откладывается. Да и штампы и недостатки у фиков и оригинальных произведений нередко очень похожи...
  Да. Я постараюсь не заострять внимание на отдельных блохах: опечатках, стилистических ляпах и т.п. Их можно найти практически в любом тексте, и это лечится внимательным перечитыванием и/или бета-ридером.
  
  3. Я БУДУ СПОЙЛЕРИТЬ
  Дорогие читатели, осторожнее. Я буду коротко пересказывать сюжет рассказов, а в некоторых случаях это может испортить удовольствие от прочтения. Так что лучше сначала прочитайте рассказ, а потом читайте отзыв. Praemonitus praemunitus.)))
  
  Кажется, все. Теперь поехали...
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  1. СОН
  
  Ларисе снится, что она на балу и танцует с масками. Под масками скрываются Зло, Добро и семь пороков. В танце Лариса понимает, что ею владеют все семеро, что она во власти Зла. Она в отчаянии, но Добро ее утешает: есть надежда на прощение. Но не так-то просто его заслужить...
  
  Язык и стиль. Если пропахать текст носом, то к языку, вероятно, можно будет придраться, но самое главное, мне кажется, он передает: атмосферу сна, когда кружится голова, все плывет перед глазами, все немного сумбурно, нереально и запутанно.
  
  Персонажи. Героиня тут по сути одна, Лариса. Остальные - маски, аллегории и практически все на одно лицо. Кстати, вот не знаю, хорошо ли, что Чревоугодие и Прелюбодеяние ведут себя практически одинаково? Что Добро по поведению мало отличается от Зла? Мне бы, наверное, все-таки хотелось картинку каждого кавалера: у кого-то потные руки, кто-то тяжело дышит, у кого-то брюшко, кто-то говорит высоким голосом, а кто-то страстным шепотом... С другой стороны, это сон, а сон редко бывает подробным. Был бы риск потерять динамику. В общем, это предложение подумать, не больше.
  Сама Лариса... Ей, собственно, и не стоит быть сильно индивидуальной, потому что читатель (читательницы как минимум) ассоциируют ее с собой, наделяя своими чертами. Она - обычная. И это правильно.
  
  Сюжет и композиция. Рассказ мне показался немного оборванным в конце. Если начало (резким погружением в сон, в бал) прочиталось нормально, то конец показался скомканным. Во-первых, замах на семь пороков сдулся после четвертого, а во-вторых... не знаю. Мне не хватило, возможно, вывода, который сделает для себя героиня, проснувшись. А то мы знаем, что все это сон, только из названия.
  
  Вредные придирки. Не совсем понятна идеологическая база, так сказать. Семь пороков и слова Добра о прощении наводят на мысль о христианстве, но при этом сами пороки классическим "семи смертным грехам" не соответствуют. И почему пороки, а не грехи, кстати, раз пошла такая пьянка? Кто говорил с Ларисой о реинкарнации? Неверие? Ересь? Почему вместо блуда идет прелюбодеяние? И еще. Чревоугодие прописано красиво (вспомнились "Письма Баламута"), а вот примеры праздности мне показались не совсем убедительными. Липовый больничный - это прежде всего ложь. Груда дел, откладываемых на завтра - это неумение управлять своим временем. Я бы скорее поверила, если бы Лариса, скажем, поленилась лишний раз бабушку навестить, которая в пригороде живет. Ну, чтобы из-за ее мелкой лени кто-то недополучил тепла - как-то так. И еще одно. Па-де-труа - это не танец. Это фигура в балете, которую исполняет партнер с двумя партнершами. Стоит порыться в Интернете и заменить на какой-нибудь старинный парный танец.
  
  Идея. Все мы во власти грехов, хотя часто сами себя обманываем на этот счет. Но вот что делать Ларисе, чтобы получить прощение? Автор не дает ответа и не говорит, где искать. Придется искать самим...)))
  
  Рассказ вышел немного странноватый, немного, на мой взгляд, чересчур в лоб нравоучительный, но интересный. С концовкой бы только помудрить...
  
  
  
  
  -------------------------------------------------
  
  2. АМУЛЕТ МАТЕРИ
  
  У Виталия Орлова умирает мать и передает ему амулет. Полгода спустя он решает отправиться на ее родину - в заброшенную деревню на берегу озера, которого остальные местные сторонятся. На месте пытается выяснить, кто его отец. Идет в дом матери, видит фотографию матери с каким-то ушасто-хвостатым нелюдем (с демоном?). Решает, что это и есть его отец. Потом идет к озеру, из озера встает светящийся шар, откуда-то появляются солдаты и почему-то начинают стрелять по Виталию. Виталий бежит к дому матери и надевает амулет. Оказывается, у него был хвост, но его то ли отрезали, то ли такой вот маленький был с самого начала. Конец.
  
  Язык и стиль
  Первое, что бросилось в глаза - это проблема с номинацией. С одной стороны, понятно: писать все время "Виталий","Виталий","Виталий" - тоже нехорошо. Но называть героя то "Виталий", то "Виталик", то "Орлов", то вообще "мужчина" - это вот честное слово не выход! Если у нас идет повествование с точки зрения персонажа, то героев надо называть так, как будет их называть про себя этот персонаж. А сам Виталий вряд ли себя "Орловым" или "мужчиной" называет. "Виталиком", кстати, тоже вряд ли, разве что он молоденький совсем (из текста непонятно).
  
  Второе - синтаксис. Рубленые предложения, часто с опущенным подлежащим:
  На железнодорожной станции "Ахтым" его никто не встречал. Один-одинешенек. Постоял, покурил. Пока немногие приезжие и встречающие, с тяжелым багажом и импульсивными разговорами, не покинули остывающий перрон.
  Рискну предположить, что подлежащее тут опущено опять-таки чтобы повторов избежать.
  
  Третье - разностилица. Местами высокий слог, местами канцелярит и нагнетание отглагольных существительных:
  Само нахождение в утробе вокзала представлялось ему гнетущим, а ожидание - усугубляло положение.
  
  Плюс довольно много разномастных блох и ошибок словоупотребления вроде "грациозных пиков гор" и "красочных венчиков душистых цветов".
  
  Словом, с языком надо работать.
  
  
  Персонажи. Виталий Орлов вышел, в общем-то, никакой. Мы даже возраста его не знаем. Кто он, что он, чем он дышит, что любит, чего боится? Нет ответа... Странная, неживая речь - и у самого Орлова ("Я никогда не знал своего родного отца. И мама никогда не рассказывала о нем. Иногда я спрашивал о его судьбе, но никогда не получал ответа. А меня это всегда тревожило. Какой ребенок не мечтает о полноценной семье? И я был таким ребенком, который завидовал другим мальчишкам, когда они рассказывали о своих отцах" - это речь живого человека?), и у второстепенных персонажей ("Не знаю, что тебя принесло сюда, приятель, но у тебя должна быть на то веская причина" - это водила рейсового автобуса говорит?). Непонятно, с какого перепугу в деревне не говорят по-русски и откуда там чернокожий парнишка, но это уже к следующему пункту - к сюжету.
  
  
  Сюжет и композиция. У меня две огромные претензии к тексту.
  
  Претензия первая. Сюжета как такового тут нет. Есть алогичная последовательность событий, которая не заканчивается ничем. Виталий хоронит мать, получая амулет. Потом вдруг (раньше об этом ни слова) "наконец" собирается к ней на родину. Вдруг (раньше об этом ни слова) выясняется, что он хочет узнать, кто его отец. Вдруг (раньше об этом ни слова) оказывается, что деревня очень странная, и там даже есть люди, не говорящие по-русски. Вдруг (непонятно с чего) Виталий идет к озеру. Вдруг (непонятно с чего) откуда ни возьмись появляются солдаты и начинают в него стрелять. И что в результате? Ну узнал Виталий, что он только наполовину человек, ну а дальше-то что???
  
  Претензия вторая. Очень много лишнего. Лишние описания природы, лишние персонажи. Зачем в сюжете старуха с ее непонятными словами и чернокожий парнишка? Зачем мужчина с девушкой? Зачем было так подробно описывать девушку, если она никакой роли не играет в сюжете? Зачем, наконец, этот самый амулет? Какую защиту и от чего он дает?
  
  Вредные придирки. Ряд вопросов, на которые в тексте я ответа не нашла. Кто и зачем стрелял в Виталия? Кто все-таки его отец и какое отношение он имеет к озеру? Он вообще хороший или плохой, этот нелюдь? Кто пролетел над Виталием, когда он подходил к деревне? Почему до деревни Виталий добирался на автобусе, а не на попутке? И что это за автобус, если водитель согласился отвезти Виталия одного в дальнее село. И что это за село, куда никто не ездит, а билеты туда продают?
  
  Идея. Нету тут ни идеи, ни загадки с разгадкой.(((
  
  
  Да простит меня автор, но больше всего мне в рассказе понравились описания природы. Они абсолютно не нужны для сюжета и нуждаются в сильной стилистической правке, зато передают картинку, и я верю, что списаны с натуры. А с историей тут беда...
  
  
  
  
  ----------------------------------------
  
  3. ДОППЕЛЬГАНГЕР
  
  Илья Шалид, когда-то давно переехавший из Москвы к дяде в Тарту, неожиданно перехватывает письмо дяде из Москвы от... себя самого. Он едет в город своего детства, чтобы разобраться, и встречает второго Илью, который утверждает, что Илья из Тарту - доппельгангер. Выдуманный им двойник. Первый Илья в прострации идет по городу и встречает цветочницу Виту - ту самую девушку, что вручила ему письмо. "Ту, что приходит вслед за верой". Вита говорит Илье, что нужно верить. И он решается верить в свою реальность, пусть он сложен из старых цитат и является плодом воображения шизофреника. Верить не ради себя, но ради людей, которым он нужен. И - оживает.
  
  Язык и стиль. Простой и точный язык. А по втором прочтении начинаешь замечать, насколько изобилует речь героя цитатами и аллюзиями.
  
  Персонажи. Второстепенные персонажи прописаны настолько, насколько им, собственно, и стоит быть прописанными. Ироничный профессор на пенсии, его молодая, уютная, остроумная жена. Московский Илья чем-то напомнил Нэша - точнее, его киновоплощение из "Игр разума". Там тоже была сцена прощания с выдуманными приятелями. Кстати, он примечательно никакой по сравнению со своим двойником. Тартусский Илья кажется живым, чуть оторванным от реальности (как все ученые) и очень любящим литературу (гуманитарий) человеком, пока не докапываешься до сути. Кстати, еще одна вещь, которую напомнил рассказ, - "Энциклопедия мифов" Макса Фрая. Фрай - любит играть с двойниками, которые друг друга выдумывают и живут жизнь друг за друга.)
  
  
  Сюжет и композиция. Ровный линейный рассказ с обманкой в конце. Вы думали, тот доппельгангер? Ан нет, этот! И с приятным сюрпризом: на обманке рассказ не кончается, ведь самое интересное - это что делать "лишнему" двойнику, как ему обрести право на собственную жизнь, на "виту"... Вот концовка получилась немножко смазанной и непонятной, честно говоря. Почему Вита не может без Ильи? Это его собственная жизнь? Ради кого он все-таки решает существовать, и почему, в какой момент он снова обретает материальность? Кстати, а когда он ее теряет? Родные московского Ильи его уже не видят, но ведь как-то же тартусский Илья до Москвы доехал, в гостинице зарегистрировался...
  
  Идея. Что реальность, а что - обман? Реальная жизнь - это завести бизнес, жениться, родить дочку? А книги, которыми зачитывался в детстве, а мысли, идеи - блажь? Как остаться на земле и сохранить стремление к небу, не став при этом шизофреником? Для меня рассказ вышел про это.
  
  
  Красивый рассказ с двойным дном. Спасибо автору!
  
  
  
  
  -------------------------------------------------------
  
  4. НЕСОВЕРШЕНСТВО
  
  Гостя на даче у приятеля, философ Козаржинский встречает старика-огородника (Мироградарь - это фамилия или должность?), и заходит у них разговор о несовершенстве мира, о том, что раньше трава была зеленее, небо голубее, а закаты красивее. Из мира уходит красота, остается серость. Несовершенство. Нет ни аспидно-черного, ни снежно-белого. Мироградарь же ухитряется каким-то образом хранить красоту, консервировать ее в резных фигурках-игрушках, которые дарит детям. Он вырезает фигурки, запечатлевая в них зло: боль, скорбь, горе, страдание и погружает их в свои волшебные бидоны, как-то связанные с миром. Зло растворяется, исчезает, но взамен из мира уходит красота, концентрируясь в волшебных игрушках. Цивилизация потребляет красоту, ничего не отдавая взамен. Мироградарь выменивает у мира красоту на собственную боль и накапливает ее, чтобы сохранить и донести до людей - хотя бы так. И до разговора с Козаржинским не подозревает, что из-за его действий красота тоже уходит из мира. И не знает, как ее вернуть. А потом - случайно - понимает, что надо просто оторвать от себя эти фигурки, это варенье, это - еще что-то? И отдать красоту обратно - в мир, бросить фигурку в бидон, чтобы она растворилась там. И, видимо, понадеяться, что она не пропадет даром, что люди вернут ее в мир - хотя бы как те дети, что подарили резной белочке свою ласку, восторг и радость.
  
  Язык и стиль. Очень образный, сочный язык - сразу видишь разницу между белым и нечерным, между восприятием Козаржинского и Мироградаря.
  
  Персонажи. Персонажей, собственно, два, оба главные. Теоретик от философии и практик, старый Пан, который в своем ремесле, возможно, за деревьями не видит леса. Осенило бы Мироградаря, не встреть он Козаржинского? О чем будет писать Козаржинский после встречи с Мироградарем? Они друг друга, получается, дополняют, так? И - здорово прописан переход в образе Мироградаря от чудака пенсионера к таинственному и невероятно старому Пану. Бац - и другой человек рядом сидит. А его слова про философов, которые лезут в жизнь с хитрым инструментом из интереса, просто хочется украсть и цитировать.
  
  Сюжет и композиция. Линейный рассказ "чересполосицей" - мы видим события то глазами Козаржинского - случайного свидетеля чуда, способного это чудо оценить, то глазами Мироградаря, который за это чудо непосредственно отвечает.
  
  Идея. Каменные джунгли отбивают у нас чувство настоящей красоты. Мы потребляем, потребляем, потребляем, ведемся на дешевый китч, а полотна Леонардо нам уже не по зубам, не говоря уже о простом закате на полнеба - его мы просто не заметим, бегая по своим делам. Человек создан творцом, он создан, чтобы умножать красоту мира. А получается как-то наоборот... Я прочитала тут вот это.
  
  
  Непростой и мудрый рассказ. Я не уверена, что поняла его до конца, - надеюсь, авторы меня поправят, если что не так.
  
  
  
  
  ------------------------------------------------------
  
  5. ПОЖИЗНЕННАЯ ГАРАНТИЯ
  
  Будущее не столь отдаленное. Мир научной фантастики. Герой покупает домашнего робота с "пожизненной гарантией" и радуется ему целых десять лет, пока робот не ломается. Но оказывается, в случае необратимой поломки робота гарантийное соглашение предполагает... умерщвление владельца! Гарантия на изделие до смерти владельца - пункт скользкий и толкуемый двояко.)))) Герою повезло - отделался неустойкой. Так что, можно сказать, вышел хэппи энд и забавный не то анекдот, не то рассказ в духе Шекли.
  
  Язык и стиль. Очень легко читается, красиво стилизован канцелярит договора. Есть пара блох, но и только.
  
  Персонажи. О глубине психологических портретов тут говорить не приходится - форма не предполагает. Ну какая там глубина в анекдоте: купил мужик робота с пожизненной гарантией, робот сломался, а ему и говорят... Забавный рассказ от первого лица, с хорошей долей самоиронии.
  
  
  Сюжет и композиция. Анекдот - опять же, анекдот и есть. Большая часть повествования идет "прогоном" - без картинки. Увидел объявление, заинтересовался, купил, все было хорошо, пока не. Картинка (диалог и описания) появляется только с визитом Ганса. Возможно, как раз из-за этого рассказ выглядит немного затянутым: у того же Шекли картинок больше. А картинки читать интереснее, чем перечисление событий. Легче воспринимаются. Это я к тому, что сама не знаю, чего бы я тут больше хотела: чтобы рассказ был короче или чтоб при той же длине больше показывалось.
  
  Идея. Мораль проста: бесплатный сыр - он известно где бывает.)
  
  
  Забавная история, похожая на анекдот. Может, если бы ее подсократить до размеров анекдота, она бы выиграла?
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  6. ГОРОД ЧЕРНОЙ ПТИЦЫ
  
  Охотница Кори и спасенный ею мальчик Тейн убегают от злого колдуна Лиэн-Чера и в пещерах под безжизненными горами Ивриан находят древний город, построенный драконами, и его единственного обитателя - старого дракона, чье имя в переводе на язык людей звучит как Черная Птица. Древний, мудрый, одинокий дракон помогает людям: дает им кров и еду, а потом показывает дорогу сквозь горы на север. И лишь когда они уходят, открывает читателю секрет: Лиэн-Чер был здесь до них - и погиб, не выдержав правды в глазах дракона. Люди с благодарностью вспоминают Черную Птицу, а тот у себя под землей улыбается: он больше не одинок.
  
  Язык и стиль. Очень красиво разведены "человеческие" и "драконьи" фрагменты. Дракон мыслит неспешно, философствует, тоскует по прошлому, а люди живут здесь и сейчас - и темп повествования сразу повышается.
  
  Персонажи. Женщина с непростой судьбой, мальчишка, не утративший неугомонности даже побывав на краю гибели, и одинокий дракон, которому не с кем поделиться своей мудростью, своими богатствами, своими мыслями, своей тоской. Минимум описаний, все видно из речи и поступков. Верю сразу и бесповоротно.
  
  Сюжет и композиция. Пожалуй, если где и будет придирка, то здесь. Очень уж рассказ похож на главу из романа в начале и на законченное произведение в финале. Все это убегание от Лиэн-Чера, отсылки к ритуалу, для которого был так нужен Тейн, к прошлому Кори - хочется пролистать назад и прочитать начало - а начала нету... Или есть? Если есть, то где? Интересно же!
  
  Вредные придирки. Это даже не придирка... Я буквально на днях узнала. что мой любимый писатель Павел Шумил (или - на книгах написано Шумилов) вешает свои работы на Самиздате и активно тут общается. И когда я тут прочитала про одинокого дракона, который проецирует свои эмоции, который мыслит почти как человек и которого называют Черная Птица, то не могла не вспомнить Сагу о драконах Шумила. Вот уж действительно, как говорят англичане, у мудрых людей схожие мысли. )
  
  Идея. А вот идея, наверное, тоже где-то за пределами этой главы. Здесь показан эпизод из жизни трех совершенно чудесных персонажей, но чему они научились за это время, как они изменились, что поняли? Разве что прониклись друг к другу, переступив через страхи и предрассудки, люди и дракон.
  
  
  Рассказ запоминающийся, немного грустный и очень теплый. Может, и не нужна тут никакая идея...
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  7. СЕРЕБРЯНЫЙ АНГЕЛ
  
  Главная героиня - ангел по имени Дитя Ветров. Причем крутой, с серебряными крыльями, не из простых патрульных. Ее прямая обязанность следить за целыми мирами, исполняя волю Небесного правителя. Но у ангелов есть милая такая игра: время от времени они воплощаются на земле и живут среди людей, ничего не помня о мире ангелов, - пока не влюбятся. А потом они все вспоминают, у них начинают расти крылья, и они отправляются назад, бросая своих возлюбленных. Героиня наша воплощалась на земле несколько раз и в последний раз родилась в наши дни. В пятнадцать она влюбилась в двадцатитрехлетнего парня, а тот ее бросил. Так впервые обломали серебряного ангела раньше, чем ангел обломал партнера сам. Но супротив правил игры героиня решает остаться на земле и помогать подружкам, защищая их от невзгод и несчастных любовей. И крылья у ангела начали чернеть - и окончательно почернели, когда она влюбилась второй раз - на этот раз в хорошего парня. Но хороший парень, узнав, что любит ангела, тоже захотел стать ангелом. Героиня была в силах ему помочь, но отказалась: видимо, считала удел смертного более завидным и решила, что лучше знает, что ему нужно. И любимый ее ушел, а героиня внезапно поняла, что люди не ценят жизнь, и от этого все их проблемы. И полетела к Небесному правителю жаловаться. И с тех пор она скорбно маячит в эдемском саду и к ней водят на инструктаж юных неопытных ангелов. Такая вот грустная история.
  
  Язык и стиль. Бессвязный монолог от первого лица. Минимум картинок, максимум штампованных красивостей. Много неопределенностей в экспозиции (это нечто более возвышенное и утонченное; Мы некто вроде богов) - получается, ангел рассказывает о своем мире с точки зрения человека. Это выглядит не как умолчание знающего, а именно как недодумка автора. Очень много грамматических и стилистических ошибок, рассогласований, неверного словоупотребления - язык надо чистить, чистить и чистить!
  
  Персонажи. Лирическое отступление - возможно, совершенно лишнее, я просто не знаю, используется ли на СИ этот термин.
  В фанфикшене, еще со времен "Стартрека", есть замечательный термин - Мэри-Сью. Это такая замечательная девушка, которая одной рукой побеждает всех врагов, одной ногой покоряет всех хороших, знает и умеет все, офигительно выглядит и довольно часто является плодом греховного союза ангела, демона, вампира, оборотня, эльфа, вейлы и поросенка Петьки какого-нибудь величайшего волшебника всех времен и народов. Если она превращается в какого-нибудь зверя, то это всегда черная пантера, или белый тигр, или грифон, или дракон, или серебристая волчица на худой конец - и никогда не ежик. У нее умопомрачительные изумрудные, фиалковые, угольно-черные, небесно-голубые, янтарные с вертикальными зрачками бездонные глаза на пол-лица (ах да, они еще нередко меняют цвет), пышные локоны до попы и вообще она просто ну ваще - вы поняли.
  При этом у Мэри есть несколько подвидов, и чаще всего встречаются три. Это героическая Мэри-Сью (все вышеперечисленное относится в первую очередь к ней), ироническая Мэри-Сью (обычно это рыжая или темноволосая с седой прядкой "ведьма", которая хохмит направо и налево, хамит преподавателям, начальству и прочим, валяет дурака на занятиях, при этом умеет все на свете и нередко хлещет пиво бочками - это в ней самое смешное), а также - внимание - эмо-Сью. Эмо-Сью отличается тем, что без конца влюбляется не в того, в кого надо, и СТРАДАЕТ. Пострадав недолго, но красиво, она либо кончает с собой (и тогда на ее могиле лежат горы чОрных роз, а неверный возлюбленный приползает туда на коленях и раскаивается, но уже поздно!), либо влюбляется на этот раз в правильного парня, и тогда все кончается хорошо.
  
  Так вот, наша героиня, на мой взгляд, она и есть. Инфантильная эмо-Сью, в которой ни капли не чувствуется мудрости ангела изрядных лет. Серебряный ангел с почерневшими от горя крыльями - это, конечно, красиво и гламурно, но подростковые переживания не соответствуют заявленному величественному образу. Рассуждения об "инакости" героини в человеческом облике (Не скажу, что внешностью так уж сильно выделялась, в толпе меня можно было заметить, если только мне самой этого хотелось. Холодные серо-голубые глаза могли подсказать, какая я в тот или иной момент. Стоит ли со мной говорить или лучше оставить в покое. Нечастые, но затяжные депрессии, думы нехарактерные для обычной девочки того времени и того мира меня тогда не тревожили. Ведь я считала себя обыкновенной!) прелести образу не придают. Остальные герои - безымянны и картонны.
  
  Сюжет и композиция. Обрамление повествования ("я вас собрала, чтобы рассказать свою историю и спасти вас, тупых людишек") в конце потеряно: рамка открыта, но не закрыта. Раздутая экспозиция с кучей ненужной информации про ангелов. Немотивированная завязка (почему именно это воплощение на земле?), смазанная кульминация (озарение на крыше?), невнятная развязка (подруги? второй любовник? уход в Эдем?), непонятный финал: героиня не выполнила свою миссию, озлобилась на весь мир, а к ней приходят за советом...
  
  Вредные придирки. Почему ангел, почему Эдем? Картина мира тут явно не христианская, ангелы - просто раса вроде эльфов, в мире нет рая для людей, но есть реинкарнация, о враге рода человеческого вообще ни слова, люди могут становиться ангелами... О каком предназначении людей говорит героиня и почему она, ангел, так мало знает о людях, которых призвана хранить? В чем конкретно состоят обязанности ангелов и почему то, как они меняют судьбы людей, не контролируется свыше? И почему героиня так халатно относится к своим обязанностям? И кто позволил ангелам играть в такие жестокие игры с людьми? Почему героиня меряет время земными месяцами, если миров - много? Или время везде идет одинаково? Тогда это надо прописать!
  
  Идея. Идея проговаривается вслух: люди не ценят собственную жизнь, и это плохо. Как она вытекает из текста - абсолютно непонятно.
  
  
  Эмо Мэри-Сью, приправленная мистикой. Неинтересно.
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  8. ЛУНА-2
  
  Два пилота на сверхсовременном кораблике прыгают через гиперпространство неведомо куда и - бац! - обнаруживают в этом неизвестно где галактику, как две капли воды похожую на свою. Они находят там "Солнечную" систему и "Землю" с "Луной", только "Землю" они обзывают Луна-II - шутка такая. На Луне-II пять материков, а человечество там погибло из-за ядерной войны. Пилоты исследуют планету и находят ее пригодной для колонизации, а потом приземляются в маленьком городке и безо всяких защитных костюмов (подумаешь, радиация!) выходят на экскурсию. В городе везде надписи на чистом английском языке, а в библиотеке - видимо, те же самые книги, что и в земной культуре, только авторы другие. На улице начинается дождь. Один пилот забирает стопку книг и уходит на корабль, а другой остается почитать и находит листок со стихотворением о дожде, который убивает. Он не обращает внимания на стишок и выходит под дождь, а дождь, разумеется, ядовитый (его и специально отравляли, и куча ядовитых испарений в нем). И напрасно старушка ждет сына домой наивные переселенцы, которые уже вылетели на планету, не дождавшись возвращения экспедиции и игнорируя тот факт, что парни не вышли на связь в положенное время (да и зачем, право, им выходить на связь с Землей из незнакомой галактики, тем более что на кону жизни сотен переселенцев) прибудут на эту планету, не подозревая, что здесь их ждет верная смерть от отравленного дождя.
  
  Язык и стиль. Язык скучный. Никакой, в общем-то. Есть к чему придраться по отдельности, в целом - скучновато, и витиеватые философские отступления не особенно красят текст. И опять - то по имени, то по фамилии персонажей называем.
  
  Персонажи. А опять никакие. Я их всю дорогу путала, кто есть кто, - два брата-близнеца.
  
  Сюжет и композиция. Линейное повествование, прерываемое лирическими отступлениями на тему того, как нехорошо опрыскивать ядохимикатами Лотос крайнего предела. Фоновая информация (о том, какой год на дворе и насколько стал технически развит мир) насильно втиснута в пространные диалоги героев.
  
  Вредные придирки
  Я надеюсь, что автор лучше меня знаком с последствиями ядерной катастрофы, ведь знает же он, как выглядит воронка ядерного взрыва сверху. Я тут пошарила по Википедии - по истории Хиросимы и Чернобыля - и мне как-то странно, что в атмосфере еще что-то осталось и выливается дождем, если земля уже не фонит и пригодна для заселения.
  
  Еще мне странно, что культура Луны-II полностью повторяет земную вплоть до языка и десяти казней египетских - при том, что география отличается и, скажем, как минимум судьба Беллинсгаузена и Лазарева была другой. А также сотен ученых, которые на Антарктиде работают. А еще там не было мультиков про пингвинов.) Или были, но другие. Или это тоже последствия ядерной катастрофы - и Антарктида затонула? Но приборы-то тогда ее бы обнаружили, так?
  
  И что за странная безответственность пилотов - в самом деле? Они не проверяют никаких других планет, сразу сигнализируют на Землю, отправляются гулять по планете без защиты и средств связи - как дети малые, честное слово. И этим раздолбаям человечество доверит жизнь своих потомков? Бр-р-р!
  
  А, еще парочка. Во-первых, почему в заглавии Луна-2, а в тексте - Луна-II? Во-вторых, а чего это у нас герои, сидя на таком крутом корабле, смотрят не на мониторы, а в иллюминатор? И в иллюминатор (!) замечают галактику (!) И в этой галактике ищут - не сектор, не систему даже - планету. Я сначала даже подумала, что тут галактика со звездной системой перепутаны, потом смотрю - нет...
  
  
  Идея. Ну, не знаю. Война - это плохо. Наверное, так.
  
  
  Героическая звездная фантастика плюс ядерный постапокалипсис. Скучновато и непонятно, к чему оно все.
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  9. БРУТ
  
  Будущее не столь отдаленное. 24-й век. Глобальное потепление, крупный бизнес делается на поставках пресной воды. К влиятельному бизнесмену Свиридову, который из-за многочисленных покушений и шагу ступить не может без верного брута - "боевого робота, управляемого телепатически", заявляется инспектор, чтобы конфисковать робота по обвинению в нападении на невесту бизнесмена Веронику. У робота алиби, которое обеспечивает хозяин, но из-за закона о приоритете показаний потерпевшего это алиби не рассматривается. Преступники активно пользуются несовершенством юридической системы, и единственный способ их урезонить - это пропихнуть закон, разрешающий роботам боевые действия в ответ на угрозу их хозяину. Свиридов активно работает в этом направлении, но в высших сферах что-то тянут. Тут выясняется, что инспектор Баркасов - подставное лицо, никакого покушения не было, а все это подстроили боевые роботы. чтобы надавить на Свиридова, чтобы тот побыстрее повлиял на правительство с этим самым законом.
  
  Язык и стиль. Есть повторы: был обескуражен - сил не было, Баркасов усмехается и заявляет что-то нагло. Ну, и блох можно наловить при желании, но текст легкий, с юмором.
  
  Персонажи. Забавные, гротескные персонажи, чуть ли не зощенковские. Верю - с поправкой на то, что это юмор.
  
  Сюжет и композиция. Линейная история с разгадкой в конце - детектив такой фантастический. Очень понравилось, как подана фоновая информация, кстати. Ее много, но она ненавязчиво так упакована. Мне абсолютно непонятна логика финала - про это ниже, но сам финал прописан четко, да.
  
  Вредные придирки. Что понравилось, так это то, что у нас, на опытной базе Тульского КБ робототехники, роботов делают круче, чем в Западной Европе.))) Дальше придирки пошли.
  Брут - искусственный идиот! Хозяин и так старается, лоббирует законопроект как может, зачем его пинать-то? Он что, без робота быстрее работать будет, не имея возможности из дома выйти?! Но роботу, у которого даже речевой блок барахлит (то он с хозяином на "ты", то на "вы", да еще как-то большую букву в устную речь пропихнул - такое даже Баркасову не удалось) это простительно.
  Кому нужен законопроект о применении роботом оружия, кроме самих роботов, я не поняла. Это ж любой преступник убедит своего брута, что вон тот чувак ему угрожает, и брут откроет огонь! Или это бруты-телепаты такие странные мысли хозяевам внушили? А в каком месте тогда это прописано?
  
  Идея. Дурные законы приводят к коррупции и злоупотреблениям? Я как Герцогиня из "Алисы в Стране Чудес" - отовсюду пытаюсь вывести мораль, а она, видимо, таки не отовсюду выводится.)
  
  
  Красивый иронический фантастический сатирический детектив с непонятным концом. И нужна бета на стиль, по-моему.
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  10. РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА
  
  Супруги Элоиза и Александр Пум решили разойтись, а имущество делить не желают. И устроили они тогда по всем действующим законам дуэль - в присутствии доктора и адвоката: кто супруга убьет или искалечит, тому все и достанется. Только вот не торопятся как-то супруги друг друга убивать: собачатся, ловушки устраивают с фальшивым ядом и фальшивой кислотой - Александр еще пытается играть всерьез, а Элоиза явно не хочет разводиться. На второй день дуэли в дом врывается полицейский и объявляет, что законодательство изменилось, и дуэли теперь запрещены. Все бегут искать Пумов, а те сидят за шахматной доской, а рядом початая бутылка коньяку и бокал. И коньяк, кажись, отравленный. Супруги делают хорошую мину при плохой игре, полицейского выпроваживают, а супружеская чета, пусть на время, но воссоединяется...
  По сюжету непонятки две. Во-первых, что все-таки было с коньяком? Это был аналог русской рулетки, проигравший пьет отраву? Во-вторых, а чем все кончилось-то?..
  
  Язык и стиль. Опять же, блохи есть везде, но читается легко и забавно. Очень вкусно описана еда - аж слюнки текут. Непонятки: - Будь я мужчиной, мы бы не были женаты. Ты хочешь... сыграть в русскую рулетку? - Элоиза устало опустила глаза. Спохватилась и снова уставилась на мужа. - Как хочешь, - добавила она вдруг. Кто все-таки предлагает русскую рулетку? Элоиза? Ну? Тебе помочь? - спросила жена. - Дать озерина? Озерина? Не нашла такого препарата. Или это озверин имеется в виду? И еще. У меня немножко закружилась голова от того, как скачет перспектива: между Кори и Намом в начале и между Александром и Намом вот тут: Александр удивлялся про себя, что не чувствует большой досады. Впрочем, у него еще будет время подосадовать. В глазах Элоизы усталость явственно сменилась облегчением. Вполне естественно, подумал адвокат. Обычно женщины играют в шахматы хуже мужчин.
  
  Персонажи. Верю. Вполне себе живые, с поправкой на юмор, персонажи.
  
  Сюжет и композиция. У меня, наверное, только одна придирка, и та не по сюжету, а по жанру скорее. Фантастический элемент тут притянут за уши. Могли бы и без марсианских кусачек обойтись. В остальном фантастика чисто социальная. И я так и не поняла, чем дело кончилось. Здесь точно нужен открытый финал?
  
  Вредные придирки. Еда здесь российская. Подчеркнуто русская. А имена и фамилии сплошь европейские. Где дело происходит? И вот этот кусок непонятен: Полицейский, хоть и не привыкший к тому, что спускаться легче, чем подниматься, был молод и рьян. Это почему полицейский непривычен-то? Таки космос какой-то?
  
  Идея. Да нет тут, наверное, особой морали. Тоже социально-психологическая сатира: как бы муж ни бесил, а убить его непросто. И гораздо больше хочется его вернуть, чем убить.
  
  
  Немного сложноватый для восприятия, но в общем-то приятный и вполне реалистический ;) рассказ. Бета бы не помешала, вероятно, но кому и когда она мешала? ))
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  11. КУДА УХОДЯТ КЛОУНЫ?
  
  Шпрехшталмейстер Ираклий Шапиро, на старости лет охладев наконец к женскому полу, увлекается восточной мистикой - и сходится на этой почве с коверным клоуном Теодором Бардо. Вместе они предаются мистическим практикам, отчасти описанным к тибетской Книге Мертвых, а также воскурению, вознюхиванию и, подозреваю, возглатыванию различного рода средств, способствующих прояснению сознания. В конце концов они решаются на уникальный эксперимент: Бардо покидает свою нынешнюю физическую оболочку и возвращается через девять и сорок дней в тело Шапиро. Ох, не телепатически ли клоун передал приятелю эту светлую идею, дабы тот в условленное время напоил его хорошей дозой наркотика? Науке в моем лице неизвестно. Так или иначе, цирк из города уехал, а клоуны остались. Оба "клоуна", потому что Шапиро внезапно умирает от удара в поезде. И вот вопрос, а куда ж эти клоуны все-таки уйдут? Такое ли посмертие их ждет, какого они ожидают?
  
  Язык и стиль. Ойййййй... Моя подруга-литературовед, которая на днях прочитала мне огромную лекцию по анализу текста, говорила бы на примере этого рассказа о риторической манере (в противовес нарративной). По немудреной, по большому счету, канве сюжета вьется тонким кружевом текст, полный аллюзий, образов, намеков, - непростой текст, но легко и с удовольствием читающийся, даже если плюнуть на сам сюжет. Вкусно и хочется перечитывать с лупой.
  
  Персонажи. Шикарные. Особенно Шапиро, что естественно: показана же его точка зрения на происходящее.
  
  Сюжет и композиция. Линейный сюжет с кучей веточек, листиков, завитушек, деталек, рисующих портрет эпохи.
  
  Придирки. Шпрехшталмейстер - вкусное слово, но в советском и постсоветском цирке эта должность вроде бы называется инспектор манежа... Это не придирка, потому что я не знаю, как сами цирковые ее называют, - вполне возможно, что "шпрех". У Никулина был "инспектор".
  
  Идея. Не уверена, что я ее уловила правильно, но если поверить названию, то это убийственная ирония над двумя мистиками, свято верящими правоту своего взгляда на жизнь и готовыми, исходя из своего мировоззрения, идти на опрометчивые поступки. Ангелам на крыше поезда было, наверное, смешно за ними наблюдать. А может, и грустно... Мне, человеку, пытающемуся верить, не хочется распространять эту иронию на все учения.) Но - это только мое мнение.)
  
  Еще один непростой и, возможно, не до конца понятый мною рассказ, на пару к "Несовершенству". С претензией. Не вполне "мой" по содержанию, но признаю мастерство автора.
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  12. ШАРМАНЩИК И БУРАТИНКА
  
  Когда для главного героя настает момент выбора работы, он, несмотря на советы отца, идет не на завод, где отливают чувства, а в "случайные встречные" - курьером, который эти чувства разносит, перевоплощаясь в прохожих и случайных попутчиков и раздавая людям радость, утешение, решимость, умиротворение, а то и укоры совести. и в какой-то момент он начинает доставлять "пакеты" не по адресам, а исходя из собственного мнения, кому они нужнее. Когда это раскрывается, его увольняют. Он начинает жить среди людей, он по-прежнему чувствует их боль, знает, чего им не хватает, но не может помочь. И однажды герой встречает шарманщика с деревянной куклой, похожей на мальчика лет шести. И тот становится "случайным встречным" для него: каждая встреча с шарманщиком уносила из героя обиды и жалость к себе. Узнав, что шарманщик потерял сына Алешку, герой впервые решает создать чувства сам: "утешение", "облегчение", "радость", "поддержку" и - что-то более важное. Веру в Чудо? Герой возвращается на "завод", где работает отец. Теперь он тоже готов там работать: создавать чувства и дарить их людям напрямую, ведь он уже научился заглядывать в души и любить людей. А далеко внизу, на земле, стоит шарманщик со своим Алешкой и дарит проходящим мимо людям то, в чем они так нуждаются. И грубо вырезанные черты лица Алеши все больше становятся схожи с чертами мальчика с фотографии. И шарманщик верит, что рано или поздно его деревянная кукла оживет.
  
  Язык и стиль. Простой язык, текст легко читается. Курсив (сама им порой злоупотребляю) помогает восприятию, а не мешает, как порой бывает. Немного отвлекает обилие кавычек, но тут я не знаю, как лучше оформить названия пакетов.
  
  Персонажи. У главного героя нет имени, да и сущность его толком не прописана - и не надо! Пусть каждый додумывает для себя сам. Ведь любая история, будь то про ангелов, драконов или роботов, все равно в конечном счете про людей. Шарманщик описан с минимумом эмоций и рассуждений - несколько ярких картинок. И в эти картинки уместилась его, шарманщика, боль. Спасибо за этот образ.
  
  Сюжет и композиция. Рассказ о взрослении, о понимании, и сюжет завернут в спираль. Герой приходит туда, откуда начал, но на новом уровне. Таки все дороги ведут на завод.))) История смутно напомнила притчу о блудном сыне, но здесь самое трудное - возвращение - произошло само по себе и нестрашно. А ну и ладно, история-то не про то...
  
  Придирки. Я не совсем поняла. почему в начале отец зовет героя сначала на завод, а уже потом, набравшись опыта, идти в курьеры, а в конце говорит, что курьерская работа - для тех, кто еще не нашел свой ответ. Или в начала это была провокация? И мелкая придирка совсем - я никак не могу нарисовать себе картинку, как шарманщик сажает куклу себе на колени и продолжает управлять ею с крестовины. Или он нитки как-то подбирает? Вообще, искусство вести марионетку на ниточках - это то, что меня всегда восхищало, потому что я абсолютно не понимаю, как это делается.)
  
  Идея. Каждому человеку нужны "пакеты" утешения, радости, решимости или волшебного пенделя. Не каждый умеет такие штуки дарить другим. И по-настоящему ценно умение дарить радость не как курьер - от избытка и без души, а свою, собственнодушно сотворенную, несмотря на собственные мелкие неприятности. Наверное, где-то так. И стоит помнить, что мы каждый день можем быть кому-то случайными встречными. и от нас зависит, что мы подарим людям.
  
  Очень лиричный и задумчивый рассказ-притча. Люблю такие.)
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  13. ТЫ, РОБОТ
  
  Россия, предположительно 2009 год. Главный герой, назовем его Родион, - удачно ограбил банк и отправился в теплоходный круиз. На теплоходе он встречает сыщика, назовем его Порфирий Петрович, который почему-то не торопится ни арестовывать Родиона, ни вымогать взятку, а предлагает вместе подумать над странной штукой. Во-первых, во вчерашней газете написано, что оба они мертвы. а во-вторых, что-то странное происходит в мире и с памятью людей. Нигде нет детей, перестало расти население по всей земле, везде работают роботы, но никто толком не помнит, как и когда они появились, а при попытке вспомнить память подсовывает странные и противоречивые картинки. Порывшись в Интернете, герои разгадывают загадку. Оказывается, в 2012 году человечество погибло в результате деградации, войн и вируса супер-СПИДа. И сами герои, и люди вокруг - человекоподобные роботы, в которых заложена программа с записью личностей когда-то живших на Земле людей. И раз в десять лет (чтобы люди-роботы не заподозрили чего-то) программа запускается по новой. И все это устроили роботы по наводке какого-то из погибших чудаков ученых - просто для того, чтобы им было кого обслуживать. Welcome to Matrix! Родион в шоке, а Порфирий напоминает: в их случае программа почему-то дала сбой. Порфирий решил отказаться от преследования, и оба они остались живы, а вот Матрица считает их мертвыми. Родион и Порфирий расходятся, и Родион пытается решить сам для себя, кто же он теперь: робот или человек...
  
  Язык и стиль. Очень вкусный и сочный язык с кучей деталек и несуразиц, нагнетающих атмосферу тайны - ровно до слитой кульминации. Потом пошел торопливый информационный пересказ. который слегка выправился в конце, но до начала все-таки не дотягивает.
  
  Персонажи. Родион на Раскольникова не особо похож: нет той нервозности, обычный постсоветский технарь-переучка (и вот этот образ очень даже красочно получился). А вот Порфирий с его плавной, вкрадчивой речью и вкусными старомодными словечками - хорош, собака!
  
  Сюжет и композиция. История получилась детективно-философская: разгадать загадку и понять, что делать с разгадкой. Пока формулировалась загадка и нагнеталась тайна, все было супер. А потом - на самом интересном месте, видать, пленка порвалась. И пошел какой-то странный и неправдоподобный монтаж: Порфирий раскрывает тайну, до которой все человечество за 70 лет не додумалось, просто порывшись полчасика в Интернете - и все. Дальше стало скучно. Дальше пошла, может, интересная, но сырая задумка без картинок и разговоров - голым конспектом - на семь абзацев. К концу - опять вкусная картинка (и фиг бы с ним, с открытым финалом), но мне как-то все равно грустно: из конфеты половину начинки выдрали.
  
  Придирки. Главную придирку я выше написала. Можно бы попридираться к физической осуществимости такого вот проекта, но мне лень, честно говоря. Не в этом ведь дело, правда?
  
  Идея. А идея - вот как бы не слилась вместе с кульминацией, а? Но может быть, это вот про что. Люди часто живут по течению, будто роботы по записанной программе. И снова, и снова, изо дня в день по тем же рельсам, и если дать им шанс прожить последние десять лет еще раз, то повторится все, как у Блока: аптека, улица, фонарь. Может быть, человека делает человеком свобода выбора?
  
  В общем, получилось серединка на половинку. А можно бы и конфету сделать...
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  14. ПОКА МИР НЕ ИЗМЕНИТСЯ
  
  Последний день детства в жизни Мая. Завтра он, как и старший брат, как отец, дед, прадед, - сядет за гончарный круг, потому что для этого он и родился. Таково его предназначение, а предназначения человеку не изменить - разве что он колдун тэлиэ, который ходит в тень и меняет суть вещей. Но тэлиэ уходят за Перевал, а там ничего нет, потому что оттуда никто не возвращался... Но Май не хочет быть гончаром, он хочет стать музыкантом. И он не верит, что за перевалом, куда ушла его мама, а теперь вот скрылась и сестра, ничего нет. Он хочет, чтобы неизменный мир изменился. А тогда его ручная соня, может быть, научится говорить?
  
  Язык и стиль. Красивый, образный, яркий язык, приятно было читать. Меня только, где-то на третьем прочтении цепанула опять-таки номинация. Если у нас точка зрения Мая, то ни его "мальчишкой", ни отца "мастером" называть не стоит. А так получается - камера то наплывет на Мая, то отойдет и со стороны посмотрит. Хотя... там с самого начала взгляд чуть со стороны, так что, может, и ладно. А вот "мальчишек" местами многовато. Особенно в начале. Надо пересмотреть текст на повторы.
  
  Персонажи. И персонажи тоже классные. Все живые, во всех верю. И говорят. И ведут себя каждый по-своему, даже самые второстепенные вроде Кида (интересно, а кем хотел стать Кид, когда еще не распрощался с детством?). Мне особенно Лианна понравилась.)
  
  Сюжет и композиция. Ну все хорошо, ну все здорово, и зачин чудесный, и композиция стройная, и концовка яркая, но елки-палки... Я уже говорила, я мало читаю, но даже у меня сюжет в зубах навяз. Я все надеялась, будет что-то новое, а нет. уходит Май из рода искать свою судьбу там, куда боятся ходить косные взрослые. Удачи ему, что тут скажешь-то...
  
  Идея. Очень надеюсь, что я какого-то двойного дна не увидела и тут есть что-то большее, чем просто конфликт между "так заведено испокон веков" и "а я хочу иначе", разрешаемый стандартно, через уход "пассионария" из застойного общества. Потому что рассказано - прекрасно, просто пальчики оближешь.
  
  Такая вот получилась история. Ну скажите мне, пожалуйста, скажите, что я там чего-то не увидела, а? А то вкусное-вкусное тесто, как любит повторять моя подруга, а изюма нету...
  
  
  
  
   ------------------------------------------------------
  
  15. ВЛАДЕНИЯ ХЬЮГО МОРТИМЕРА
  
  Окрестности Лондона, Вторая мировая война. Сэр Хьюго Мортимер, первый из владельцев старого замка, умерший дома (а может, первый, возвращенный из небытия таинственным Устройством) очень беспокоится: в замок наведались новые гости! В замке и без того семь призраков, и каждый из остальных шести отрывает у сэра Хьюго частичку связи с физическим миром, ведь энергии Устройства на всех не хватает! Новые "поселенцы" ему совсем ни к чему, и он прилагает максимум усилий, чтобы выпроводить незваных гостей. И те - уходят. Содаты отказались от идеи устроить в замке штаб командования. Вместо этого здесь будет госпиталь - и только подумать, сколько народу умрет в стенах старого замка...
  
  Язык и стиль. Мне понравился язык. Чувствуется стилизация, повеяло уходящей Англией, Агатой Кристи. Вот только в конце речь солдат... Я даже не могу точно сказать, что там не так. Но я бы подумала еще.
  
  Персонажи. Те, которые неживые, - очень даже живые и интересные. А вот которые живые, чем-то мне не понравились. Чего-то не хватает - там функции от людей вышли и диалог слегка картонный - просто чтоб донести информацию до читателя. Ну, вот мне так показалось.
  
  Сюжет и композиция. Как-то немного сумбурно кусочками. Сэр Хьюго терпеть не может Рэдфордов, но не показано ни одной стычки. Почти нету Дэрила. Вирдсон сначала показан как второстепенный персонаж, а при этом самая разительная перемена происходит с ним: под напором веры Рэдфорда колеблется его атеизм. И концовка - как оборвана. То есть, будь это анекдот про вздорного призрака, который выпроваживал гостей из замка, а в результате ему туда не офицеров, а больницу подселили, финал был бы в самый раз - этакий черный юмор. Но как раз линия Вирдсона добавляет истории глубины, и она, мне кажется, оборвана. Тут материала на хорошую повесть, возможно, если как следует прописать.
  
  Придирки. Чтобы попридираться к фактическому материалу, мне надо его поднять и изучить - увы, не настолько знакома с бытом и историей Англии...
  
  Идея. Не знаю, есть ли тут идея как таковая, но мне из всего рассказа запомнился образ Вирдсона, который перед лицом повторной смерти все-таки снимает маску циника - хотя бы перед собой...
  
  Интересный рассказ, но мне кажется, что на этом материале можно было бы написать интереснее и лучше.
  
  
  
  
  
  ------------------------------------------------------
  
  16. СНЕГ
  
  Ядерный постапокалипсис, Кольский полуостров, разрозненные крошечные поселения, звери-мутанты, зима, снег, снег, снег. Молчанов по прозвищу Молчун, пятнадцатилетний парнишка (тут рано взрослеют), узнает о болезни матери, берет собачью упряжку и отправляется к ней - из Мурманска в Новоселок. Он сбивается с дороги, теряет собак, встречается с разными людьми, мотается по всему Кольскому, в конце концов добирается до места, но его мать уже никого не узнает...
  
  Язык и стиль. Эпизоды с действием перемежаются размышлениями Молчанова - и сразу меняется язык. Ритм меняется. То короткие рубленые фразы, одно назывное (или наоборот, эллиптированное, без подлежащего) предложение за другим, то прорвалась, пошла захлебываться скороговорка. Создает настроение.
  
  Персонажи. Про Молчуна, пока он не называет свой возраст, думала, что он взрослый мужик, просто недотепа немного. Возможно, потому что в тексте нет его имени, только фамилия. А потом пошла перечитывать - и сразу видны подростковые нервы, взбрыки, неуверенность. Он внутри-то совсем не холодный, Молчун. И другие люди, внешне суровые и бессердечные, наверное, тоже...
  
  Сюжет и композиция. Если основная линия - путь к матери, то тут вышла какая-то засада. Я из путешествия и воспоминаний Молчуна как раз только одного не поняла и, наверное, самого главного. Как он с матерью-то расстался? Вот он к ней несется сквозь снег, бредит ею, прощения просит... А за что? Может, опять я проглядела? А вообще - злоключения Молчанова, встречи с людьми, восстановление общей картины, как устроен этот снежный мир, - перебивают его мысли о матери - уж больно вкусно прописано. И, может быть, от этого конец кажется оборванным.
  
  Придирки. Придирок как таковых нет, мир интересный вышел. Я, правда, одного не поняла. Ну, боеприпасы и топливо - там старые запасы еще. А едят они что? Ездят на берег рыбачить? Охотятся на мутантов? Скотину держат? Кстати, а скотину и кур чем кормят? А, и еще, но это уже просто мелочевка. Если Молчанову так припекло, не мог его почтальон до Новоселка подвезти?
  
  Идея. Вот... Если это про "позвоните родителям", про возвращение блудного сына, то видно плохо как-то. А если про другое, то про что?
  
  Суперски атмосферный рассказ с интересным героем и вкусным миром, но я так и не поняла, про что он.
  
  
  
  ------------------------------------------------------
  
  17. "ДВА В ОДНОМ"
  
  Сибирь. Наши дни или около того. В мире таинственным образом распространилась странная болезнь - драконья хворь: человек зарастает чешуей. Николай Точилов (Колян), водитель лесовоза, здоровенный мужик, отсидевший в молодости за воровство, подбирает на дороге парня. Москвича. Гомосексуалиста. "Артемонов" Колян терпеть не может, но на дороге Фиму Гольдберга (еврей и гомик - два в одном) оставлять не стал. Довез до деревни, по дороге проникся и уже в деревне отбил полуживого у местной кодлы. Фима приехал, чтобы найти Желай-Камень, который исполняет единственное желание и забирает что-то взамен. Но вместо того чтобы пожелать выздоровления себе, он просит за бывшего друга, которого проклял. И с него осыпается чешуя, которая растет из-за ненависти. И тогда Колян, видя, что Фима умирает, бросается к камню и желает, чтобы тот был жив. И чешуя осыпается с него.
  
  Язык и стиль. Здорово. Сразу рисуется и картинка Сибири, и сам Колян. Очень такой язык... вот бывает акварель, бывает графика, а это - картина маслом. Материальная такая. Местами есть блохи по части грамматики, но это мелочь. Очень понравилось вот это место: Он хорошо запомнил это ощущение, когда все вокруг выглядит так же, но в ушах раздается тоскливый, никому кроме тебя самого не слышный вой. И в воздухе открывается невидимая дыра, потому что того, кто еще секунду назад был рядом, уже нет. Просто рядом с тобой стало на одну душу меньше, на одно дыхание тише, на одну смерть холоднее.
  
  Персонажи. Колян классный. И речь, и поведение... Очень верю. Федька Шальной - тоже интересный типаж. А Фима мне чуть странноватым показался. Вроде как с одной стороны у него внешность эпатажная достаточно, и речь заявлена как манерная. Но после первой фразы ни манерности, ни эпатажа в речи не ощущается. Не знаю, может, был бы прописан контраст между внешностью и манерой говорить, - меня бы это не теребило.
  
  Сюжет и композиция. С сюжетом все здорово... Ну, почти. Боюсь придираться к людям, которые пишут лучше меня, но попробую. Мне оба фантастических элемента в этой очень живой и реалистичной истории - как приклеенными кажутся. Что чешуя, что камень. Камень вообще как-то роялем из кустов выпрыгнул уже, считай, после кульминации. И еще... Может, это мои личные заморочки, конечно, но я не уверена, что историю о преодолении ненависти стоило строить именно на абстрактной неприязни ко всем "артемонам". Колян же его и так вроде как не бросил на дороге. Вот если бы его приперло за Федьку просить... Вот как-то в Фимину победу над драконом, хоть она и не прописана, я верю, а Колян как-то вот слишком просто чешую сбросил.
  
  Придирки. Интересное название у рассказа. Хотелось бы двойного смысла, а увидела я только прямой. А жалко.)
  
  Идея. Ненависть. Наверное, почти в каждом человеке сидит этот дракон, и извести его в себе ох как непросто. Ну, до кучи еще про политкорректность немного.)
  
  Интересный и хорошо написанный рассказ, хоть и не мой совершенно. Реалистичный вот только уж больно.))) Как по мне, убрать тут фантастику - лучше будет...
  
  
  
  
  ------------------------------------------------------
  
  18. TIME IS MONEY
  
  Джексон, главный герой... ну, можно сказать, что продает воздух. Ссужает деньги под залог времени. К нему приходит необычный клиент, который предлагает за очень хорошие деньги купить время. Для больной тетушки. И 10% посреднику. Так завязывается бизнес. Джексон торгует временем, а врач Хачкинс приводит к нему стариков - еще достаточно крепких, чтобы прожить несколько лет. (В тексте не прописано, но подозреваю, перед этим он их основательно запугивает неблагоприятными прогнозами.) Доходы от предприятия растут, Джексон строит радужные планы, пока, подписав очередной договор купли-продажи, не чувствует внезапный укол в сердце. Время у нас есть только свое, и его не так уж и много...
  
  Язык и стиль. Хороший легкий язык в духе О'Генри: я недовольно поднял глаза на запоздалого посетителя. Поднимать их пришлось довольно долго - рост вошедшего господина не оставлял сомнений в его спортивных пристрастиях, но оставлял выбор между чикагскими 'быками' и 'волшебниками' из Вашингтона - вкусно! :) Опять-таки, блохи есть, но они у всех есть.
  
  Персонажи. Тут не до психологизма, но персонажи вышли вполне живые. Если в предыдущем рассказе из маслом рисовали, то тут - тонкое перышко карикатуриста поработало. Немножко резанул контраст между "спортивной" внешностью Хачкинса и его определением как "интеллигента в очках", правда.
  
  Сюжет и композиция. Занятный черноюморной сюжет, стройная композиция. Понравилось.
  
  Придирки. Вот этот фрагмент меня слегка царапнул: Гость с долей иронии покосился на мой счетный агрегат. Обожаю шокировать клиентов, иначе давно бы приобрел компьютер, впрочем, счеты и есть самый древний из них, но об этом мало кому известно. - Извините... - Как-то сразу он стал ниже ростом. 'Интеллигент', - подумал я, рассматривая его старомодные очки в тонкой оправе, какие носили в начале века. Тут и вот этот переход к "интеллигенту" (кстати, не слишком ли советское слово для западных реалий?), и как-то непонятно, с чего это он съежился вдруг, и сама фраза ("Как-то сразу он стал ниже ростом"), на мой взгляд, странновато звучит.
  
  Идея. А нет, пожалуй, идеи. Тоже анекдот - прохиндиада. Время у нас есть только свое, так что аккуратнее с этим делом. С другой стороны, мы и впрямь часто вот так размениваем годы на материальные блага. А с третьей - вот именно эта тема интереснее раскрыта, по-моему, в другой работе. А эта хороша именно как анекдот.
  
  Понравилось. Но не до поросячьего визга.)
  
  
  
  
  ------------------------------------------------------
  
  19. ДОРОГА ДОМОЙ
  
  Хм-м-м... Как тут перескажешь-то... Итак, удачливого бизнесмена Ланса грызет тоска по прежним дням, когда он только шел к достигнутой сейчас цели - к благополучию. А еще ему мерещатся цыгане, "дробь кастаньет; топот босых пяток о пыльную, утрамбованную до каменной крепости, землю; звон браслетов на тонких смуглых лодыжках". Он чувствует себя "волком, долго удиравшим по лесу от псов, охотников и своей собственной, исходящей бешенством, стаи - а теперь очутившимся в городском парке". И тогда он идет в табор и требует, чтобы ему погадала старшая гадалка, которая только цыганам гадает. И Мами Калы - Черная Старуха - говорит, что он цыган, Рув-волк. Что у него в глазах дорога. И из квартиры Мами Калы выходит уже Рув - в степь, к верному коню и дальней дороге к дому.
  
  Язык и стиль. Хорошо написано, ровно, местами прямо здорово. Сравнение с волком в парке понравилось очень. Но. Где цыгане, там здорово. А где Ланс и его невнятная тоска - мне атмосферности не хватило.
  
  Персонажи. Цыгане шикарные: и речь, и повадки. Ланс какой-то никакой, не вжилась я в него, вот хоть убей.
  
  Сюжет и композиция. Ай, ромалэ, не поняла я про что рассказ, глупая я. Вот идет парень, хороший-красивый, плохо парню, пусто на душе, пошел к Мами Калы, нашел свою дорогу, ромом стал, ай здорово, только зачем да с чего? Непонятно... Нет, правда. Может, я плохо читала, конечно, но я у Ланса в глазах дороги не увидела. Да, не сидится ему на месте, раньше при деле был, а теперь преодолевать не надо, надо работать - а шило в пятой точке покоя не дает. Но чтоб вот прям в цыганы... Хм.
  
  Придирки. А почему Ланс, если реалии явно российские?
  
  Идея. А какая тут идея? А она тут есть? Пожертвовать внешним благополучием ради зова сердца? Так нет тут жертвы, не прописана... А что? Путь к себе? Как-то на халяву путь-то вышел...
  
  Не по-ни-ма-ю. А жалко, цыгане классно нарисованы...
  
  
  
  
  ------------------------------------------------------
  
  20. КОРРЕКТОР
  
  Владимир получает странный... не то дар, не то свойство, не то еще что. Если рядом с ним происходит несчастный случай, его отбрасывает во времени назад до тех пор, пока он этот случай не предотвратит. И однажды он спасает девушку, которая падает с моста (хотела утопиться и передумала или таки несчастный случай?) - и опаздывает на встречу, которая очень важна для его невесты. Бурное объяснение, разрыв, Владимир ничего не видя идет по городу и... попадает под грузовик. И слышит странный разговор неких высших сил, которые решают, оживлять его или не оживлять. Случай, не предусмотренный договором, непонятно, за чей счет оживлять, и есть риск, что вспомнит все случаи, когда умирал за других. Решают все-таки оживить, и из-под колес грузовика его вытаскивает та самая девушка с моста, которую он спас.
  
  Язык и стиль. Язык ровный. В меру картинок, в меру всего. В том числе блох. Прям так, чтобы "ах" - не скажу, но неплохо.
  
  Персонажи. Владимир - живой и славный, лукьяненковских героев напомнил. Алена - какая-то карикатурно плохая, причем ярлычок "плохой" на ней с первого появления висит: Каждый раз, когда я опаздывал, Алена поджимала губки и демонстративно стучала наманикюренным ногтем по стеклу часиков. Ставила на вид, так сказать. Кроме этой пунктуальности, во всем остальном она не отличалась от множества других девушек: в меру симпатичная, веселая, любительница поболтать обо всем подряд. О том, что волновало ее. Разумеется, об откровенном разговоре с такой плохой девушкой не может быть и речи!)))
  
  Сюжет и композиция. Очень яркая и красивая завязка (правда, на фразе про желтый свет я решила, что герой за рулем, и потом долго восстанавливала всю мизансцену). А потом пошло на убыль. Я так и не поняла, что там была за Контора, которая была так нужна Алене и зачем она была ей нужна (но очевидно, раз это вожделенное место всех девушек и Алена о нем трещит без умолку, это нечто совершенно не важное). Вроде бы, там оказывают услуги, но почему тогда собеседование? И вообще - зачем было эту контору выдумывать? Сцена спасения девушки... Я не знаю, что туда добавить или убавить, но мне динамики что ли не хватило, темпоритма, ощущения спешки. Отвлекалась на то, кто где висел и можно ли поймать человека у самой воды. Голоса, обсуждающие несчастный случай и рассказывающие подоплеку событий, немножко похожи на рояль в кустах. И почему он умирал за других, и как это на нем отразилось, мне непонятно, уж больно вскользь и в конце упомянуто. И последняя фраза: "Я всегда умирал в одиночестве" - наверное, от этого не прозвенела. Да и название как-то с содержанием не срезонировало. То есть, понятно, откуда оно, но отражает ли оно суть...
  
  Придирки. Люди, в большинстве, недоуменно смотрели на мои действия, пожимали плечами и шли дальше. До них совершенно не доходило, что они могли проститься с жизнью. Если меня оттаскивают от машины или от открытого люка, я обычно это замечаю...
  
  Идея. И снова. Вот это было про что? Вот старается наш герой, спасает людей. Молодец. Правда, если не спасет, то его "час сурка" не отпустит, но старушку-то он в первый раз вполне искренне спасать кинулся... Ну хорошо. Молодец. И дальше что? И главное, если бы он хотя бы договор сознательно заключил, а то ж его не спрашивали, когда в герои-то записывали...
  
  Сначала просмотрела по диагонали и порадовалась. А внимательное прочтение как-то разочаровало. Скучновато вышло и непонятно про что. И за Алену обидно - примерно так же, как за безымянного парня из "Серебряного Ангела".)
  
  
  
  
  ====================================================
  Ну вот, по четвертой группе все. Большое спасибо всем авторам за интересный опыт. Я прочитала двадцать рассказов, многие из которых иначе бы пропустила, и зря.
  
  Вот несколько выводов, к которым я пришла для себя.
  
  Текст бывает легким и трудным для восприятия. Сама я предпочитаю легкие тексты, но сложность текста сама по себе не является ни достоинством, ни недостатком. Приведу два примера, которые приводит Стивен Кинг в "Как писать книги" (сама вчера вычитала и очень порадовалась).
  Кто то сдернул со старухи повязку и ее вместе с жонглером отбросили прочь и когда компания вернулась спать и низовой пожар ревел взрывом как живая тварь эти четверо еще скорчились на краю пятна зарева среди своих странных пожитков и глядели как отрывистые языки летят по ветру будто высосанные мальстремом из пустоты вихрями этой пустоты эквивалентными тому что траектория человека и расчеты его в равной степени положили аннулированным.
  Кормак Мак Карти, 'Кровавый меридиан'.
  Он пришел к реке. Река была на месте/
  Эрнест Хемингуэй, 'Большая река двух сердец'
  
  Это - разная манера. Но есть случаи, когда текст трудно читать не потому что он сложный, а потому что он объективно криво написан. Когда предложения - громоздкие и рассогласованные, когда мысль автора скачет в разные стороны, как спятивший шарик для пинг-понга, когда картонные персонажи произносят мертвые, вымученные фразы. А самое обидное - это когда за мертвыми словесами в итоге ничего не стоит. И это - не манера. Это небрежность автора либо неумение писать.
  
  
  И второе. Бывают тексты-пирожки, а бывают тексты-булочки. Бывают еще котлеты, но это не художественная литература.) В пирожках начинка-идея упакована в тесто-сюжет. Самые вкусные пирожки - это когда и начинка вкусная и питательная, и тесто пышное и хорошо замешанное. Иногда вкусную начинку можно найти в кляклом, вязнущем на зубах, пресном тесте. А иногда бывает, что всем пирожок хорош: и слеплен ладно, и тесто пышное, вкусное и ароматное, а начинки повар не доложил. Обидно.) Ну, а булочки - они булочки и есть, они на начинку не рассчитаны, это легкий перекус. И хорошую булочку выпечь - это тоже непростая задачка.)
  
  
  Еще раз огромное спасибо всем авторам!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"