Марселина : другие произведения.

Конкурс - внеконкурс: читаю и сравниваю

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов "Турнира Авантюристов-2023"


  Долго размышляла, на чем построить обзор, и решила сравнивать не тексты разных авторов, а конкурсные и внеконкурсные работы. Начну с двух чудесных рассказов, которые произвели на меня впечатление.


  Это конкурсный - "Курьер" и внеконкурсный - "Убийственный уикенд". Начну с "Курьера": классический остросюжетник, где как положено самыми главными являются действия и атмосфера. Герои яркие и выпуклые, не нужно гадать, где жертва, а где злодей, а герой спасающий мир естественно прячется в тени непримечательного персонажа. Все выполнено настолько мастерски, что читатель должен проглотить это блюдо за один укус, но на закуску читателю предлагается особый десерт, причем такой, что меня очень приятно удивил.

  Дьявол, как обычно, кроется в деталях, и их здесь достаточно. Первоначальная простота сюжета немного сбивает с толку, кажется, почему умный руководитель поручает столь ответственную миссию клиническому идиоту. Если человек за пятьдесят шесть лет жизни не извлек никаких уроков, то это законченный случай и медицина тут бессильна. Хуже того, эротические фантазии этого недосамца раздражали до рвотного рефлекса. Я очень надеялась, что его отправят в лучший мир, но такие не тонут. Возможно, автор добивался именно такой реакции, чтобы у читателя не возникало и намеков на жалость в его адрес.

  Первый курсивный абзац - краткая квинтэссенция всего последующего действия, но это понимаешь, только дочитав рассказ до конца. Особенно учитывая, что финальный пуант стал для меня полной неожиданностью. Автор чудесно обыграл старую восточную мудрость - если не можешь предотвратить некое событие, постарайся извлечь из него максимальную пользу. В авантюру ввязалась вовсе не "жертва", а "злодеи", за что естественно и были наказаны. Главное, мне стало понятно, почему именно этот рассказ подан в основную номинацию.

  "Убийственный уикенд" - как и "Курьер" классический остросюжетник, но с элементами детектива. События развиваются быстро, но читателю дается время проанализировать собираемые по ходу действия улики и попытаться угадать финал, что вообще-то возможно. Классического пуанта переворачивающего все с ног на голову в рассказе нет. Правда, мне показалось недостаточным упоминание бубна. Человек проникнутый такой страстью к оккультизму должен был замучить не только вторую, но и первую супружницу. Было бы логично, если упоминалось вскользь как в воспоминаниях Таи, так и подтверждалось словами Марго.

  Еще один момент, который мне показался странным, что компаньон и друг семьи ни разу не приглашал Анатолия и Марго в свой загородный дом. После некоторых событий он просто был обязан это сделать. И не только по тому, что Марго могла случайно проговориться мужу, например при покупке своего коттеджа или его ремонте, или, например, предложить завести алабая, как у Бориса. Описанная в рассказе ситуация, когда соседка узнала Марго, могла произойти и в присутствии Анатолия. Но это лишь повод, такие, как Борис, не останавливаются на полпути. Он и дальше старался бы издеваться как над ничего не подозревающим компаньоном, так и над Марго, демонстрируя свое превосходство. Такие твари считают, что мир существует только для удовлетворения их желаний.

  Совершенно понятно, почему Марго заблудилась по дороге к дому Бориса. Это вовсе не было представлением, разыгранным для Таи, она инстинктивно не хотела возвращаться туда. Девушка с обложки, оторванная от реального мира, понимая всю сложность ситуации, продолжала любить Анатолия, и ради него заставляла себя переступить через свои страхи. А вот к соседке Бориса у меня наоборот много вопросов. И первый это ее диалоги. Фразы, которые раз за разом выдает баба Фима, больше подходили бы ее бабушке. Возможно, какая-нибудь древняя питерская старушка и может так разговаривать, но даже внучка бывшей гимназистки, живущая в глухом медвежьем углу в обнимку с телевизором, не будет совмещать в бабу Фиму с оборотами, которыми общались сто лет назад.

  Между двумя рассказами девять лет разницы, но авторский почерк читается очень характерно. Хотя более поздний текст жестче динамичнее, словно быстрый танец завораживает драйвом и яркими образами, ранний душевнее, нежнее, словно партнер обнимает и ведет и кружит тебя по танцполу. Из двух текстов второй мне понравился намного больше. Если бы я выбирала, то в основную подала внеконкурсный. Превышение объема не проблема, большую часть разговора с соседкой можно вырезать. Да, для меня это один из самых вкусных моментов, но без него остросюжетник только выиграет.
  Aвтору огромный респект за чудесные рассказы, удачи в конкурсе и новых творческих успехов))


  
  Следующие два рассказа "Хочешь убить змия..." и "Здесь обитают гремлены"


  Начну с текста в основной номинации - "Хочешь убить змия...". Название отсылает к раннему христианству, но рассказ совсем о другом, хотя некоторые отсылки к традициям веры христовой еще будут. Первый же абзац погружает в фэнтезийный мир, но это не более чем декорация в театре. А имеем мы классический полицейский детектив в стили "Отца Брауна", Честертона. Читается немного тяжеловато, но это же не любовный роман, выбранный автором жанр, подразумевает анализ и размышление со стороны читателя. Я сама не заметила, как втянулась в расследования, пытаясь собрать все улики и найти злодея, но настоящего преступника я так и не угадала, что добавляет плюсов в копилку автора. Особенно восхитил финальный пуант, для полицейского детектива решение редкое, хотя у того же Честертона встречается.

  В комментариях работу хвалят, говорят автор перешел на новый уровень, и тут я полностью согласна. Сюжетная конструкция напоминает другой рассказ того же автора - "Серебряные крылья Стерха". Там шел поиск не всегда удачный, но без него не родился бы такой чудесный рассказ. С другой стороны история психологически очень тяжелая. Все происходит в фэнтезийном мире, где нет реалий и грязи мира нашего, но человеческие пороки никуда не деваются. Власть предержащие зачастую пренебрегают моральными принципами, оправдывая свои действия высшими целями, при этом удивляются, что погрязшие в коррупции их подчиненные, по сути, делают то же самое.

  Еще один момент, который тронул меня, неимоверно тяжелая судьба практически все героев рассказа. Они все поставлены перед выбором между необходимостью и собственными моральными убеждениями. Причем почти всегда на чаше весов лежит жизнь самого героя, и права на ошибку у него нет. Единственное, за что могу поругать - в какой-то момент, я окончательно запуталась во временных прыжках. Прошлое и настоящее перемешалось, хотя автор очень аккуратно указывал, на временную принадлежность того или иного события. В финале я поняла, что именно этого автор и добивался, отвлекая читателя от самой главной улики.

  Читать новые тексты всегда приятно, особенно написанные на столь высоком уровне. Пожалуй, это лучший детектив автора из прочитанных мною. Авантюризм тут практически во всем, хотя ГГ скорее заставили влезть в авантюру, итог которой был заранее предрешен. Свое место в основной номинации рассказ занимает совершенно законно. Но вот угодить мне крайне сложно и внеконкурсный рассказ мне нравится гораздо больше.

  "Здесь водятся гремлины" - снова фэнтези, причем иные здесь полноправные персонажи. Начало рассказа напомнило мне "Палец инженера", Конана Дойля. Но дальнейший сюжет ближе к роману Агаты Кристи, "Карман, полный ржи". В финале читателя ждет настоящая Санта-Барбара с таким твистом, я долго не могла успокоиться. В какой-то момент я даже решила, что у меня с головой не все в порядке. Злодея я угадала, хотя на фоне других персонажей не такой он уж и злодей, и в этом основная моральная идея обоих текстов практически совпадает. А миленькая отсылка к Саймаку, меня добила окончательно.

  С точки зрения детективного жанра рассказ проигрывает конкурсному. Вся суть преступления и основные улики выкладываются перед читателем в самом начале. На подозреваемого в прямом смысле указывают пальце, но тут автор приготовил читателю чудесную ловушку, в которую я практически попалась. Что касается пороков здесь их поменьше: зависть, жадность и месть. Лиц наделенных высоким креслом в рассказе нет, соответственно и грехи имеют более мелкий масштаб, но все это не отменяет страшную человеческую трагедию, которая подобно жуткому чудовищу выныривает из глубин прошлого, забирая новые жизни.

  Стилистически язык рассказа напомнил мне "Село Степанчиково", единственный цикл рассказов, который мне нравится у Достоевского. Мне всегда нравились местечковые истории со свой спецификой, отличной от нашей привычной жизни в мегаполисе. Когда некто посторонний вторгается в жизнь узкого круга людей, на первый взгляд тихую и спокойную, но скелетов в шкафу у каждого персонажа более чем достаточно. Некоторое сходство Акуниным, скорее объясняется тем, что и там, и тут авторы создают стилизацию дореволюционной России.

  И поругать тут есть что. Мне не понравилась компоновка текста, когда знаешь результат, само расследование уже не так захватывает. Не понравились повторы и еще больше пропуски ранее озвученных рассказов. Если первое, вполне оправдано, автор пытается замаскировать улики, подсовывая читателю ложную версию, то второе, заставляет сначала ментально вернуться к опущенному событию, а затем и перечитать. Лично у меня возникло ощущение, что я упустила очень важную улику, что вполне соответствовало истине.

  Мне кажется, более логичным было бы начало повествования с приезда дознавателя, по той же схеме, что и конкурсный рассказ. Такая структура сделала бы историю более остросюжетной и повысила интерес читателя к ходу расследования. Я понимаю, что мир фэнтезийный, но упоминаются Ирландия, Германия, Англия. Город Городец находится в Нижегородской губернии, но здесь возможно подразумевается село Городец недалеко от Питера на границе с Белоруссией. В нашем мире оно существует с 16-го века, но это же иная вселенная, а в ней село запросто могло стать городом основанным ирландцами.

  Из мелочи: "И, к большему удивлению и радости Порфирия, номер, что ему выделили, вполне приличным". Предложение мне кажется не согласованным, но это уже решать автору. Естественно, желаю автору удачи и новых чудесных рассказов, а может и более крупных форм))


  Еще одна заинтриговавшая меня пара рассказов: "Факсимиле" - основная номинация и "Карамболина" - внеконкурс.


   Вначале мне показалось "Факсимиле" - обычный остросюжетник. Текст написан простым, понятным языком, без каких-либо лишних витиеватостей, легко читался, единственный скачек во времени, сразу же логично объясняется, но финал меня очень даже удивил. Я решила, что каким-то образом автор загипнотизировал не только ГГ, но и меня. Вывих мозга - мягко сказано. Хотя такая форма детективного жанра мне уже встречалась, когда рассказ имеет открытый конец, а читателю предлагается лишь одна из версий произошедшего, в данном случае - полицейская.

   А раз так, то приведу (да простит меня автор) свою читательскую версию описанных событий. Начну с того, что рассказ - два в одном. Имеем две истории рассказанных от лица двух героев. Причем настолько противоречащие друг другу, насколько это возможно. Единственная точка пересечения является финалом первой и началом второй. И именно она у меня вызывает меньше всего доверия. Почему? Да очень просто. Представите себя инспектором полиции, к которому заявляется чокнутая девица, накануне устроившая погром в собственном доме. Удивляюсь его терпению, он не только не вызвал бригаду психиатров, а заинтересовался этим делом, подключив помощника для проверки фактов.

   Что же это за такая страна, где в крупном городе полицейскому совершенно нечем заняться, кроме как расследовать заявление от особы, которая явно впав в депрессию после смерти бабушки, решила себя успокоить, чем-то посильнее алкоголя. Не зря этот инспектор получил от начальства взбучку. Его даже не настораживает, что уже через несколько часов девушка даже не вспоминает о своем заявлении, а вот расследование по факту погрома в ее доме, который если верить свидетелям она же сама и устроила, сильно интересует. И вот тут начинается самое интересное.

   Проведя расследование, инспектор встречается с дядей девушки, причем личность этого дяди не вызывает у инспектора никаких сомнений. Несмотря на то, что встреча полностью подтверждает слова девушки, на инспектора сходит озарение, и он начинает делать то, что должен был сделать с самого начала проверять девушку. Тут внезапно выясняется, что девушка пытается убить экономку - единственного своего свидетеля, и привлекает к этому своего бойфренда - заштатного актера местного театра.

   Обвинить парочку, которая выдавала себя за дядю и тетю девушки, в сговоре с ее бойфрендом, у меня не получается. Даже приехав заранее, чтобы следить за ее домом, они не смогли бы отправить его тем же поездом, что уехала экономка, а вот сама девушка могла очень легко это сделать. Действие девушки в больнице, выглядят более чем странными, не имея специальных навыков, ввести яд в систему, она вряд ли бы смогла, а тем боле под гипнозом. Увы, абсолютная нелогичность действий, как девушки, так и инспектора, не дает однозначного ответа.

   История из прошлого, которая приснилась девушке, еще больше запутывает ситуацию. Отсутствие сиделки и обезболивающих у столь богатой женщины выглядит странным. Если учитывать время и детский голос, то дядя был старше отца девушки и единственным на тот момент ребенком. Можно предположить, что завещание все это время хранилось в сейфе, а женщина, заставившая его подписать, была либо матерью тети, либо бойфренда.

   Немного удивила упоминание старенького авто инспектора. По логике у него должна быть служебная машина, соответственно намек на подкуп полицейского выглядит сомнительным. Ляпы в больничке просто шокировали, если воткнутую в вену иглу можно как-то проглотить, мало ли какой бардак там твориться, но картину с выпрыгнувшими из балкона в палате полицейскими, я представить не смогла. В театре понятно бывает партер, бывает балкон, но в больничной палате...

   Возможно, я пропустила какую-то важную улику, буду очень благодарна автору, если она подскажет, как решить этот ребус.

  "Карамболину" - даже остросужетником назвать сложно, хотя авантюрности тут хватает как со стороны героев, так и со сторона автора. Хотя сам рассказ читается легко, и в отличие от первого загадок в финале не имеет. Начну со сцены в ресторане. Я знаю, что мужики рассеянные и по сторонам не смотрят, но тут ситуация весьма странная, бывший ГГ замечает ее подругу, но в упор не видит саму ГГ, которую только что выставил из квартиры. И мне не совсем понятно, почему этот козлина, выпроводив претендентку на выигрыш, вместо того, чтобы обналичить билет, поперся в ресторан. Я понимаю, что ждать сутки до начала раздачи призов некоторым невтерпеж, такое дело сперва надо отметить, а там трава не расти, но все равно выглядит странным.

  Предложение подруги пожить у нее мне так же показалось странным. Столичная актриса мокнет под дождем, не зная, где найти гостиницу? Мотивы пари так же кажутся неубедительными. Единственное объяснение всем этим нелепостям - подруга сразу все поняла, что ГГ бросили, и что ловелас в ресторане ее бывший. Пожалев подругу детства, решила ей подыграть, предложив совершенно бессмысленное с ее точки зрения пари. Или красавчик просто приглянулся подруге, а пари стало поводом избавится от ГГ, ведь при ней бывший вряд ли будет флиртовать.

  В любом случае "шутка удалась", рассказ мне понравился, автору удачи в конкурсе и новых успехов в творчестве))


  Продолжаю обзор, и новая пара рассказов: "Лютики-цветочки" - основная номинация и "Девушка Бонда" - внеконкурс.

  Слово фэнтези в аннотации к "Лютикам -цветочкам" отсутствует, хотя, на мой взгляд, это именно оно и есть. Автор позиционирует историю как приключение, что также соответствует истине. Я не любительница РПГ, но разного рода бродилки - чудилки типа "Геншина" мне до сих пор нравятся. Хотя именно данный рассказ можно легко принять за фанфик к "Ведьмаку", и неважно, идет ли речь о книге, фильме или популярной игре. Там также есть эпизод с драконом и бродячий бард Лютик, а в основе лежит славянская миология характерная для Польши и Чехии.
  Но при всей сюжетной и стилистической схожести "Лютики-цветочки" совершенно самостоятельное произведение, никаких отсылок ни к героям, ни к основным событиям "Ведьмака" в рассказе нет. За то есть нечто отличающее, почти все герои "Ведьмака" претерпели в своей жизни жестокие испытания, они озлобленные и угрюмые, не верят людям, да и сам мир представлен в мрачных красках. "Лютики-цветочки" - полная противоположность, хотя он далек от идеала и розовых пони в нем тоже нет. Но герои и весь мир словно сияет простым, чистым, светом, как в детстве, когда деревья были большими, а конфеты вкусными.
  Хотя дух авантюризма некоторым из героев рассказа совсем не чужд. Есть поговорка - "простота хуже воровства", но только не в этой истории. Здесь больше подходит слово наивность - чистая, детская, сказочная, когда ты еще веришь в Санту, что именно он насыпает леденцы в повешенный у камина носок. Рассказ самым чудесным образом разбудил во мне эти самые чувства. Вспомнила, как я, старшая, играла с сестрами, они всячески пытались меня разыграть, я, естественно, в силу возраста заранее знала все их уловки, но как же это было весело.
  В коммах идут споры, кем являются герои рассказа, а мне это совсем не важно, главное они вовсе не злые, хотя и немного проказливые. Мне они больше напоминают не авантюристов, а труппу скоморохов, что ходят и веселят селян, естественно взымая за это некоторую плату. Рассказ мне очень понравился, хотя есть некоторые не до конца понятные моменты, например, про поедание лепестков лютиков - растения очень даже ядовитого.
  "Девушка Бонда" - увы, бондиаду, Яна Флеминга никогда не читала и не смотрела. За то моей тете очень нравился молодой Шон Коннори в роли великого шпиона. Заглянула в Вики и сильно удивилась, что это мыло до сих пор популярно, последний фильм вышел в 2021 и собрал аж $250 мил. Еще больше удивило, что актер, игравший Бонда, родился, когда фильмы о нем уже имели бешеную популярность.
  Читала, что как в книгах, так и фильмах присутствует сесистский подтекст, но для тех мохнатых годов, когда они писались и выходили первые фильмы, увы, являлось вполне естественным явлением в обществе. Представленный рассказ представляет некую альтернативу, где главная роль принадлежит не коммандеру запаса флота Ее величества, а его девушке. Вот только она совсем не такая как в оригинальной бондиаде, второе место - не для нее. Авантюра закручена весьма лихо, но финал весьма предсказуем. Жаль, что не могу сравнить сюжет с оригиналом, но что-то мне подсказывает, он ничуть ему не уступает.
  Главное достоинство текста - его простота, как в языке, так и в сюжете, все четко ясно, кто тут хороший, а кто гад. До последней строчки держишь пальчики за ГГ, и естественно наши победили. Это я вечно заталкиваю в рассказ три - четыре сюжетных плана, а на выходе получаю что-то неудобоваримое. Естественно в чужих рассказах я тоже всегда ищу второе дно скрытые мотивы, и радуюсь, как ребенок, когда нахожу. Но здесь ничего такого нет и это прекрасно, я не завидую, наоборот радуюсь, что кто-то может так легко писать хорошие тексты.
  Внеконкурсный текст очень неплох, и я бы поставила высокую оценку, но, увы, на ринге сошлись бойцы в разных весовых категориях. Конкурсный рассказ, безусловно, побеждает, а вместе с ним и великая сила писательского искусства автора, пусть она тут и соревнуется сама с собой. Хочется поблагодарить за чудесные истории и пожелать удачи как в конке, так и в создании новых замечательных работ))


  Следующая пара рассказов: " Отражения" - основная номинация и " В потоке времени" - внеконкурс.

  "Отражения" - меня название сразу отсылает к "Янтарным хроникам", Желязны, но автор смотрит на это слово иначе. Хороший рассказ, но, когда начинала читать, чувствовала, что-то меня корежит, отталкивает от погружения в мир Зеленой планеты. А потом поняла, автор повесила на ГГ такой тяжелый груз ответственности, что на бедная, как студент перед экзаменом, ни о чем другом думать не может, а вместе с ней и читатель. Описание Зеленой планеты идеально интригует и хорошо завязывает сюжет, с этого момента текст читается почти на одном дыхании. Немного раздражало мельтешение героев второго плана, но именно это составная часть сюжета, поэтому претензий к автору у меня нет.
  Не люблю давать советы, тем более, что автор пишет намного лучше меня, но я бы начала текст с зеленой планеты, задачи можно вставить после дамы, с укором ГГ, типа, что я тут прохлаждаюсь. Напутствие хорошо встанет, как флешбек, после слов старика о людях без отражений, а первый абзац поставить после вопроса девушки в кафе. Свои советы я не считаю идеальными, и то, как автор подала текст, вовсе не является ошибкой в композиции, это исключительно мое интуитивное мнение.
  А вот то, как ГГ прошляпила главгада, мене очень даже понравилось. Интуитивно мы чувствует угрозу со стороны противоположного пола, и на их фоне не замечаем представителей своего, а ведь они таки бывают куда опаснее. Перегруженная ответственностью и собственными мыслями, ГГ не желает ничего видеть вокруг себя, А ведь наше главное оружие - интуиция буквально кричит об опасности. Не зря ГГ так дискомфортно себя чувствует в присутствии своего основного противника. Рассказ весьма неплох, и от меня бы заслужил очень даже высокую оценку.
  "В потоке времени" - ажурный, легкий, воздушный, замечательный текст, читаешь и чувствуешь это ощущение потока, ветра. Вроде бы все в нем есть и движение, и диалоги, и куча инфы о мире, где все это происходит, главное, все подано исключительно гармонично без перебора, ровно столько, сколько нужно читателю. Даже какой-то самостоятельный сюжет присутствует, а вот рассказа - нет. Автор сразу предупреждает, что это отрывок из романа. Возможно, где-то в глубинах этого романа герои подробно раскрыты, но в данном отрывке, я их не почувствовала. Они как случайные прохожие, прошли мимо и, слава богу.
  Мне не хватило причины, по которой они пустились в путешествие, что их заставило пойти на такую авантюру. Да, в финале становится понятно, почему, но в этот момент читателю уже все равно. Текст прочитан, выводы сделаны, и сколько бы раз автор не повторил слово - "халва", слаще от него не станет. Нет в тексте события, которое в нужное время и в нужном месте заставило бы читателя пережить приключение вместе с героями.
   Естественно конкурсный рассказ выигрывает у отрывка из романа как своей законченностью, так и проработанностью ГГ. У автора огромный жизненный и писательский опыт, она умеет творить по-настоящему чудесные истории, а потому желаю новых творческих успехов))


  Как-то сама собой у меня сложилась подборка из шести рассказов мужской прозы. Авторы мужеского полу пишут разные произведения, здесь речь о другом, тут имеем классический пример продукта для внутреннего потребления. Ни брутальных супер героев, ни новоявленных донов Хуанов в расказах нет и быть не может, такие персонажи как раз направлены другой половине аудитории. Так или иначе, в каждой из историй автор показывает взгляд ГГ на самого себя в самой заурядной обстановке, раскрывая чувства и мысли сокрытые в глубине души. Обычно я не читаю такую прозу (конкурс исключение), но решила заглянуть в иной для себя мир и понять чувства людей по ту сторону.


  Первая пара наиболее показательных в данном плане рассказов: "Ботаник вступает в бой" - основная номинация и "Возвращение Шерлока Холмса, 2023" - внеконкурс.

  "Ботаник вступает в бой", как и мой конкурсный рассказ, начинается со сна ГГ, а проснувшись он встречает человека, который удачно подбивает его на авантюру всей жизни. Все кажется замечательным, но у моей ГГ едва не случается истерика от аналогичного предложения, хотя в моем рассказе ситуация гораздо менее шокирующая. Здесь же ГГ проявляет удивительную выдержу и самообладание, сохраняя не только чувство такта в отношении весьма чудного собеседника, но и логическое мышление, здраво оценивая свои возможности и перспективы в случае своего согласия на предложенное предприятие.
  Весь мой опыт чтений манги и других литературных источников подсказывает, что ГГ должен, как минимум, два, а то и три тома бегать от посланника с криками - "этого не может быть!" Да, здесь ГГ посещают такие мысли, но посланец уж очень быстро входит в доверие. Повлиял ли на это сон, с которого начинается рассказ, или ГГ настолько флегматичен, что даже прилет инопланетного корабля вызовет лишь профессиональный интерес к флоре планеты пришельцев. Так или иначе после некоторых логических рассуждений решение принято и ГГ отправляется в весьма опасное для жизни путешествие.
  Попробуем поближе взглянуть на нашего ГГ: мужчина средних лет. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет свой служебный долг. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Весьма не плохая характеристика, не хватает только звания чемпиона Берлина по боксу. Но его собственная самооценка ниже того плинтуса, под которым обычно прячутся антигерои рассказа. Прожив достаточно серьезную часть жизни ГГ боится девушек, считая себя совершенно неподходящим для каких либо отношений. Боится почти всего, сказать что-то не так и тем кого-либо обидеть, принять собственно решение (посланцу пришлось немало потрудиться).
  ГГ своего рода собирательный образ интеллигента, таким его представляет автор, чтобы показать, как пройдя через испытание, он воспрянет духом и повысит свою самооценку. А мне вспомнился очень старый фильм - "Скала". В нем герои Шона Коннери и Николаса Кейджа в очень похожей ситуации беседуют о "жизни". Шон пытается унизить героя Кейджа - "Неудачники всегда ноют, что старались вовсю. Победители приходят домой и трахают королеву бала", на что тот отвечает - "Это был я". А ведь герой Кейджа тот самый типичный ботаник, которому пришлось вступить в бой против собственной воли. Да и в роли посланника я бы с большим удовольствием увидела изящного Рамиреса (тот же Шон Коннери).
  Да мне нравятся сильные мужчины способные в нужный момент защитить себя и своих близких, способные принимать решения и брать на себя за него ответственность. Но Даже финальный ГГ совсем не так идеален, он все еще сомневается - "а был ли мальчик", и вообще, что во мне такого, за что меня стоит любить. Готов, не задумываясь, отдать брату право на престол, разумеется, вместе с ответственностью. И даже появление "девушки мечты", не затмевает у него профессиональных пристрастий.
  Приключения сами по себе вполне заурядные, ГГ ведет себя вполне шаблонно, если не брать в расчет, что остается спокойным, как удав, в любой ситуации. А вот экскурс в разум мужчины, когда тот не занят женщиной, показался мне более чем интересным. Текст ровненький, грамотный, красивый литературный язык, что и ожидалось от автора, читается легко, почти на одном дыхании, главное, оставляет добрые воспоминания, хотя я и не симпатизировала ГГ, а скорее наоборот. Мне очень нравится, когда сказки хорошо заканчиваются.
  Внеконкурсный рассказ - "Возвращение Шерлока Холмса, 2023", довольно приятное шуточное литературное произведение, больше похожее на театральную репризу. Написано в модном сегодня стиле - "Стендап". Есть объединяющий несколько независимых сценок герой, и, естественно, приходящие лица, так или иначе создающие курьезные ситуации. С другой стороны это и немного постмодерн, правда, не совсем классический, автор отсылает читателя не только к литературным источникам, но и как бы сейчас сказали "Мемом", кочующим на просторах глобальной сети.
  Возвращаясь к общей идее обзора, могу заметить, что автор предлагает еще один экскурс в мужское эго. На сей раз, человек куда более уверенный в себе, но и сомнения ему не чужды, он вовсе не ощущает себя супер героем, хотя и мечтает стать таковым, но эта мечта скорее иллюзорная. Что же занимает мысли ГГ - естественно деньги и женщины, немного желания славы и известности. Все это кажется вполне естественным, здесь интересно то, как автор преподносит их читателю, здесь можно провести параллели с Альфредом Дулиттлом из "Пигмалиона", Бернарда Шоу.
  Несмотря на некоторую привязку к политике, без чего в современной литературе обойтись крайне сложно, рассказ оставляет приятное послевкусие, и улыбку автора похожую на чеширского кота. Конкурс богат на Шерлоков Холмсов, хотя у меня лишь один инцидент из практики знаменитого сыщика ассоциируется с авантюрой. Автору удачи в конкурсе и новых творческих успехов))


   Еще два рассказа написанных точно не для юных романтических особ: "Как важно любить физику и верить в себя" - основная номинация и внеконкурсная - "Как Чапаев чертей из королевского дворца изгонял"

  "Как важно любить физику и верить в себя" - читаю рассказ и вновь соприкасаюсь с неизвестными страницами жизни всемирно известного сыщика. Изначально ждала от автора очередной шарж на творчество Конан Дойла, но была приятно удивлена, прочитав оригинальный детектив. Текст в точности соответствует всем законам жанра, идеально расставленные улики и ложный след, в сочетании с интригой в финале. Я очень люблю детективы, естественно, у меня были свои догадки, но окончательная картина сложилась только после прочтения двух третей текста.
  Как и в большинстве оригинальных рассказов, девушка в расследовании принимает весьма относительное участие, а миссис Хадсон видимо уехала в Сассекс к племяннице. Так о чем же беседуют за чашечкой кофе два выдающихся джентльмена, естественно, о физике. Хотя я и имею техническое образование и даже когда-то защитила курсовую по строительной механике (вспоминаю об этом как о самом страшном сне в моей жизни), мне никогда не пришло в голову обсуждать многомассовую колебательную систему. Но у сильного пола свои странности, они тут же забывают и про девушек и даже про еду, стоит появиться возможности дать совет за какую-нибудь техническую проблему.
  Еще один момент, который я никогда не понимала страсть мужчин к любованию очень дорогой игрушкой, когда этого никто не видит. Какой смысл доставать из сейфа бриллиант, чтобы тут же спрятать его обратно. Его, как и породистую собачку, надо выгуливать, а лучше дарить бриллианты девушкам, мы сразу найдем им самое достойное применение. Ювелир все-таки оказался разумным человеком, раз отдал бриллиант дочери (жаль, у меня нет папы ювелира). А вот поступок Эллис я совершенно не понимаю и не одобряю. А вот финал очень понравился, у Конан Дойла крайне редко в финале все живы и счастливы. И один из ГГ чемпион пусть и не Берлина, а Лондона, но все же по боксу.
  "Как Чапаев чертей из королевского дворца изгонял" - автор не позиционирует свою историю, как юмор, но указывает, что сказочный детектив. Детектива я в тексте не обнаружила, даже остросюжетным рассказом назвать сложно. Это именно сказка, а точнее байка в стиле тех, что рассказывали ночные постояльцы Харчевни в Шпессарте. Василий Иванович - не только народный герой, но и герой многочисленных анекдотов по большей части скабрезного вида. И любая история, с ним связанная, воспринимается с юмором и довольно соленым. Видимо автор это учитывал, и повествование ведется в соответствующем ключе.
   Никаких ругачих зверушек и тем более оскорбительных фраз в тексте нет, отсутствуют даже намека на что-то недостойное дамских ушек. Но, как говориться всему свое время и свое место. А вот поведение чертей весьма похоже на некоторых не самых достойных представителей сильной половины человечества. Еще показалось странным, что автор базируется на образе героя анекдотов, а не на реальном историческом персонаже. Чапаев был достаточно образованным человеком. В его дивизии существовал театр, в работе которого Василий Иванович принимал активное участие.
  Из двух рассказов конкурсный мне понравился чуточку больше. В литературном плане обе работы написаны хорошим живым языком, с достаточной степенью авантюрности описываемых событий. Хочу пожелать автору удачи в конкурсе и успехов в творчестве))


   Следующие два рассказа более универсальны, даже не лишены некоторой доли романтики, но обо всем по порядку: "Торгаши" - основная номинация и внеконкурсная - "Такая-сякая".

  Сегодня сложно представить, что обозримом будущем человечество сможет свободно торговать не только на общемировом рынке, но и на общегалактическом. Естественно на любом рынке существуют свои правила, а, значит, всегда найдутся "Торгаши", которые попытаются их обойти, такова уж человеческая сущность. Не знаю насколько это правда, но слышала, что японцы покупали битое стекла ради древесины ящиков, в которые его упаковывали, экспорт все-таки. Однако, любые легкие деньги притягивают авантюристов, как магнит. Туточки кому повезет, у того и петух снесет.
  Приключений на долю земных контрабандистов выпало немало, причем с самых неожиданных сторон, рассказ, можно сказать, пропитан романтикой искателей приключений 17-18-го веков. Но проза, как я уже говорила, мужская и не очень подходит для чтения за чашечкой кофе с круассаном. А вот железные нервы флибустьеров будущего меня восхитили. Далеко не каждый современный представитель сильного пола способен на такие отчаянные поступки. Мне, как любой девушке, хочется увидеть в рассказе романтические отношения, но даже без них история оказалась очень даже не скучной.
  Внеконкурсный рассказ - "Такая-сякая", напротив изобилует романтикой, здесь есть все и, похищенная принцесса, и прекрасный принц готовый идти за свой возлюбленной не только за тридесять земель, а через всю галактику. К первой трети текста у меня претензий нет, там все чудесно, особенно ГГ - добрый молодец, он всем прекрасен и лицом, и душой, и телом. В такого бы и я влюбилась с первого взгляда, но в реальной жизни место казаков чаще козлы попадаются. Если бы еще и повествование шло от лица девушки, получился бы идеальный женский роман.
  Но увы прекрасная принцесса в рассказе всего лишь героиня второго плана. А что же наш герой? Тут все становится еще интереснее. Будь это героиня, был бы очередной фанфик на известную сказку Шарля Перо. А по факту имеется Золушок, ну и какая же сказка без крестного фея и кареты из тыквы. Дальше все по известному сказочному сценарию, разве что до педикюра дело не дошло, обошлось маникюром. Некоторые оригинальные авторские вставки меня весьма порадовали, даже порекомендую к прочтению. Eсли для бедной девушки помощь крестной вполне простительна, то доброму молодцу было бы неплохо что-то сделать своими руками, а не только ногтями.
  Второй текст мне понравился больше, но вот авантюризма в нем поменьше, чем в конкурсном. Оба текста написаны хорошо, читаются легко, с интересом. Автору, естественно, желаю удачи и новых творческих свершений))


   От остросюжетных авантюр перехожу к двум детективам. На страницах рассказов происходит дуэль интеллектов. Так же как сыщик решает загадку, оставленную преступником, так и читатель пытается разгадать замысел автора, используя те же улики, что и сыщик. Любое преступление уже само по себе авантюра. Однако тут все гораздо интереснее, кто более авантюрист преступник или жертва, а может быть просто случайный свидетель. Не зря, автор этих замечательных работ настоящий мастер детективного жанра. И так встречаем основная номинация: "Беспокойные дачники", и не менее восхитительная внеконкурсная история: "Казусы на фестивале".

   Начну с классического детектива - "Беспокойные дачники", я пребывала в полной уверенности, что сразу же раскрыла вовсе не хитрое преступление, но в интеллектуальной дуэли автор вышел победителем. Да, я сразу поняла, кто стоял за преступлением, естественно, автор этого и не скрывал, только у одного человека имелся реальный повод, а вот предполагаемое мною орудие преступления, оказалось жертвой попытки спасения. Единственное, что я таки не поняла, каким образом соседка сподвигла своего обидчика на авантюру, стоившую ему жизни.
   Первую ошибку, которую я сделала в своем расследовании - проигнорировала улику, выложенную автором на самом видном месте еще до начала событий. Я была уверена, что человек, хорошо знавший об особенностях местных дач, тем более об этом написано на каждой калитке, не попадется на такую простую уловку. Но жизнь так устроена, что самые простые вещи приводят к самым трагическим последствиям. Ведь чаще всего мы наступаем именно на свои грабли, отлично зная, где их оставили. Естественно, я прибывала в полной уверенности, что соседка лично приложила руку к смерти обидчика, о чем красноречиво говорил садовый поломанный садовый инструмент.
   Спрятать тело в куче мусора на заброшенном участке вполне логично. Внезапное появление соседей спутало преступнице все карты, но я была уверена, что сама утащить труп она не могла, а, значит, у нее были сообщники, которые на поверку оказались случайными свидетелями. Из аккуратно разложенных автором улик я проигнорировала примерно половину и собрала совершенно иную картину случившегося. Главный подозреваемый определен, остальное мне показалось не существенными мелочами, но именно из них складывалась единственно возможная цепочка событий.
   А вот саму соседку, мне кажется, крайне сложно обвинить в преднамеренном убийстве. Ловушку сделала не она, погибший полез в погреб по собственному желанию, никакой ответственности за произошедшее с ним, формально на ней нет. Следственным органам будет крайне сложно доказать, что именно она подготовила западню, а затем заманила в нее погибшего. Наоборот, соседка будет упорно доказывать, что пыталась спасти несчастного, даже тяпку сломала. Им будет проще все списать на пойманного находившегося в розыске преступника.
   Из этой истории вынести урок следует в первую очередь мужчинам - никогда не обижайте женщин. Мы не злопамятные, у нас просто не существует срока давности на обиды. При первом удобном случае вернем долг, да еще и с торицею. Я не оправдываю соседку, но действовала она в лучших традициях сицилийской мафии - месть это блюдо, которое подают холодным. А вот автору от меня большой респект, за весьма занимательную историю.
   Заметила несогласованность в предложении - "Кстати, именно она же машине из аптечки насыпала в сок слабительное...", и такой момент: в автоаптечках никаких таблеток, а тем более слабительного, давно нет.
   От классики перехожу к полицейскому детективу - "Казусы на фестивале". Здесь мои знания в области живописи очень даже бы пригодились, но все, что я помнила о Эдварде Мунке, что это единственный известный Норвежский художник импрессионист. Для меня импрессионизм это Моне и Ван Гог. Крик - самая известная серия картин Мунка, но мне никогда бы не пришла в голову мысль, что они могут кого-то подтолкнуть на преступление. Известно, что художник страдал расстройством психики, но как говорил чеширский кот - " Все мы здесь не в своем уме". Приведенная в рассказе история создания картины стала для меня приятной неожиданностью.
  Если отбросит в сторону мое невежество, то оставленные автором улики, как хлебные крошки должны были привести меня к финалу немного раньше сыщика. Но моя практичность опять сыграла злую шутку. Часть крошек склевали птички, а остальные я сама же затоптала, приняв за "мусор". Как и в предыдущем рассказе "преступник" и "жертва", обозначены примерно с середины текста. Естественно, обеспокоенность пропавшего чиновника приездом художника не оставляют других версий, да и действия преступника слишком наивны и откровенны. Нужно обязательно в лучших традициях сицилийской мафии послать приговоренному "селедку".
  Появление двойника и участие в "похищении" натурщицы, меня просто поставили в тупик, но финал рассказа не только все объясняет, но восхищает своей оригинальностью. Я с самого начала знала, что это отрывок крупной формы, поэтому, обилие имен, да еще и с отчествами, не воспринимала, как что-то крамольное. Однако, к началу действа я окончательно запуталась, где чья жена, и появление новых действующих лиц, подобно роялю из кустов, воспринимается немного не комильфо. Для цикла рассказов кто кого куда привел, и какие у них отношения, безусловно, важно, но для меня рассказ начался примерно с середины текста.
   Конкурсный рассказ мне понравился гораздо больше, хотя финал второго стоит всех неудобств отрывка. Хочу сказать автору огромное мерси за чудесные детективные истории, пожелать удачи в конкурсе и новых интересных работ))


   Завершают обзор два рассказа, об одном я уже писала в другом обзоре, но чтобы его автор и соавтор были в равных условиях взгляну еще раз, но уже под другим углом: Рейс Геленджик - Краснодар, полёт нормальный", и "Барон" - из внеконкурса.

   Какой из двух текстов авантюрнее сказать очень сложно. В первом тексте в глобальную авантюру ГГ завело предложение, от которого крайне редко отказываются. Во втором, скорее русское "авось", не только немцу, а даже китайцу, подобные игры с судьбой вряд ли придут на ум. А вот дальше истории героев разбегаются еще сильнее. Герою конкурсного рассказа, если не считать само попадание в авантюру, невероятно везет на хороших людей, которые решают за него практически все возникающие проблемы. Даже, когда же он сам устраивает инцидент, из которого выйти сухим просто не вероятно, ему опять подыгрывает фортуна в лице "доброй тетеньки". Во втором, неприятности так и сыплются на незадачливых авантюристов, им приходится проявлять чудеса находчивости. Но, как говориться: удача любит отважных, ГГ невероятно повезло, ситуацию близкую к катастрофе, удается повернуть в свою пользу.
  Настроение в рассказах тоже совершенно разное: герой первого рассказа кажется оптимистом исключительно благодаря чувству юношеской бесшабашности, когда человек еще верит, что ему все по плечу, но меж строк сквозит холодок обреченности, не только ГГ, всего общества, мира в котором он живет. Финальная сцена настолько печальна, что я бы на его месте просто заплакала. Во внеконкурсном, все иначе: начало очень схоже, но ГГ преодолевает это чувство безнадеги, он верит в себя своего товарища, основная часть истории дышит, пусть и бытовым, но все же юмором. Да, ГГ авантюрист до мозга костей, но в его мыслях и чувствах нет страха за завтрашний день.
  Тяжело выбрать какой рассказ лучше, оба написаны мастерски и оба заставляют читателя проживать события вместе с ГГ. Мне больше симпатичен второй, и не только по тому, что он ближе к нашему времени. Авторам хочется сказать огромное спасибо за чудесные истории и возможность почувствовать вкус истории страны на примерах простых людей живущих в соседней квартире или доме. Еще раз удачи в конкурсе и новых замечательных историй))

  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"