Юрина Татьяна : другие произведения.

Нео-нуар 2017 Косые линии дождя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В обзоре все 19 работ финала


  
   Поделюсь-ка и я своими читательскими впечатлениями о финальных рассказах конкурса Нео-нуар-2017.
  
  
  
   1 Инка Торч
  
   Атмосфера, конечно, чернушная, ничего не скажешь. Пессимизм и безысходность вывернуты наружу, словно выставленное напоказ грязное бельё. Обилие сленга, коим напичкан рассказ, - тоже принадлежность нуара. Грубоватая манера изложения, жёсткий сюжет, - всё это в тексте имеется. "Страждущие", "орали", "визжали", "бритоголовый урод", "хиляк", - все эти экспрессивно окрашенные словечки уместны, честно работают на идею и прямо-таки кричат о неблагополучии в датском королевстве в городе. Но вот ведь какая штука. Они слишком явно, в лоб, выражают негативное авторское отношение к происходящему, ко всем этим людям. Наверное, так и должно быть: а как ещё относиться к клёвым чиксам и бритоголовым торчкам, - быдлу, обладающему девиантной моделью поведения? Так-то оно так. Но вот ожидаешь от нуара всё же меньшей однозначности и более утончённого психологизма. Среди сволочей и ублюдков хочется увидеть обаятельного мерзавца - персонажа, у которого хотя бы есть совесть или ещё какая-то пусть малюсенькая, но приятная чёрточка... Финал - логичный и красочный, как очередная иллюстрация истины: не пей, Иванушка, а то козлёночком станешь - не понравился своей очевидностью и заскорузлой моралью.
  
   - Ну, суки, держитесь, - сказал парень и толкнул дверь, сорвав замок.
  
   Читатель уже давно знает, как зовут героя и его подельников. И тут вдруг - нейтральное, никак не указывающее именно на этого персонажа слово "парень". Понятно, что оно появилось в тексте с целью избежать повторы. Но замена имени персонажа на чужого, невесть откуда взявшегося "парня" нехороша, она указывает на недостаток опыта и мастерства.
  
   2 Горацио Вирджил и я  
  
   О! Здесь читатель попадает в сказку, лубок, балаган, шапито. Время и место событий перетекают одно из другого, смешиваются между собой персонажи, люди и куклы, мужские и женские особи. Полые куклы оборачиваются в ходе действа бесполыми персонажами. Он, она, - важно ли это? Влечение полов остро необходимо и законно на таком коротком промежутке человеческой жизни, что едва успеваешь отметать икру и скоренько выпихнуть в мир потомство. А в другой, оставшейся, перетекающей в вечность части жизни это влечение, растеряв две составляющих: эротическую и сексуальную, с одной лишь платонической - кажется уже и не таким значимым...
   Ярмарочные ткани, кукольная, понарошку, бутафория раздразнили воображение. Я ожидала столь же сказочного, под стать экспозиции, сюжета, по-нуарному жёсткого, с фатальными обстоятельствами и циничными, битыми жизнью героями. Блуждание по лестницам и коридорам, блёстки и тени мимолётных образов, пёстрые лоскутки эпизодов несомненно явились вкусным лакомством, но таким мелким и рассыпчатым, что годились, скорее, для затравки, не сумев насытить мою читательскую жадность.
  
  
   3 Стэн Напарник  
  
   Ничего так нуарчик. Почти классический.
   Как и полагается в нуаре, здесь нет образа положительного героя и нет хеппи-энда. По правилам жанра, герой, оставшийся в живых после сюжетных перипетий, должен быть ранен или находиться на грани жизни и смерти. Отдадим должное юмору автора. (Прямо скажем, чёрноватому юмору). Оставшийся в живых герой действительно ранен. Причём, на всю голову. Однако, спойлеры нынче не в моде, поэтому умолкаю.
   Тот факт, что запятые ведут себя так, как им заблагорассудится, а также некоторые шероховатости текста выдают не слишком опытного автора.
   Сильно занудствовать и собирать запятые не хочется. Вот некоторые из зацепок:
   Боб пристроил его уборщиком в мотель к Чаку. Нормально, по-дружески.
   Жена от него ушла, забрав детей. Впрочем, никто не винил ее за это. И это не вызывает возражений.
      За Стэном присматривала старшая сестра, которая взяла его к себе. А вот тут уточнение после запятой кажется лишним.
  
   Время от времени, то ли от перемены погоды, то ли еще от чего, Стэн начинал капризничать и вел себя плохо. Отличное предложение, капризничать здесь - вполне уместно.
   Подойдя к Стэну, он ласково похлопал его по плечу. Тот сбросил руку с плеча и продолжал мести как ни в чем ни бывало. Боб поморщился, Стэн опять начал капризничать. Здесь повтор тоже сойдёт, т.к. отстоит от первого достаточно далеко.
   Видя, что бывший напарник продолжает капризничать, шериф добродушно усмехнулся и неторопливо направился к выходу Но вот третий раз красное слово явно лишнее. Могу предложить синонимы: глупить, чудить, своевольничать, фордыбачить...
  
   Однако это такие мелкие мелочи, которые почти не портят впечатления.
  
   4 Waren T., Waren E. Анарета
    
   Вот тоже славный нуар - космический. Обстановочка ещё та: замкнутое пространство корабля. Располагает... Два персонажа друг напротив друга и - неизведанный космос, каждый из троих - со своими тараканами. Пардон, кузнечиками. Роковая красотка, хоть и виртуальная, но тоже имеется. Поведение персонажей явно отклоняется от нормы (по крайней мере, нормы поведения космических пилотов))). Но автор по-хорошему нагло фиксирует это отклонение со знаком плюс. Доверчивому читателю ничего не остаётся, как проглотить густой микст из игры, консьюмеризма (за последний можно условно принять факт получения посылки, способный доставить больше удовольствия, чем обладание ей) и фатальных обстоятельств.
   И он, читатель (о себе говорю) делает это с удовольствием.
  
   5 Копуша Не бойся плакать
    
   Вижу, вижу признаки жанра: жёсткий реализм изложения, цинизм и склонность персонажа к саморазрушению: одиночество, мастурбация, алкоголь... Сексуальная линия подана к столу и на первое (сцена в спальне приёмных родителей), и на второе - восприятие кормления грудью странным мальчиком. А как же третье? Десерт автор предпочёл оставить на усмотрение читателя - предложил тому самому додумать: стал ли Генка маньяком? Он ли тот маньяк, что "завёлся" в самом начале рассказа? Виновен ли он в том, что и "Светки нет"? И что он с ней сделал?..
   Нужны ли читателю этакие подробности? Может, нужны, а может нет. Известно, что события в нуаре нельзя воспринимать напрямую, однозначно. Не должно быть очевидности. Следуя этому правилу, автор не навязывает своего мнения относительно факта усыновления чужого ребёнка и последующих за этим обстоятельств. Он выложил перед читателем любовно приготовленные кушанья и предлагает читателю самому оценить их вкус. Это такая игра: требуется определить, как существуют персонажи под прессом фатальных обстоятельств и безысходности. Находят ли они в себе силы противостоять несправедливости этого мира? Или это мир, где люди-хищники пожирают людей-жертв на законных основаниях? У маленького мальчика пока не хватает силёнок. Но ведь он вырастет...
  
   6 Пино Н. Подарок  
  
   Вот она, игра. Во всей красе. Игра в нуар, во всём великолепии. Напряжённый сюжет и грубоватая манера исполнения. Читатель, высунув язык и забыв дышать, следит за перипетиями мастеровитого сюжета и выдыхает только в конце увлекательного чтива. Охотник и жертва, ночные сцены, дождь, преследование и погоня, сексуальная линия, - все атрибуты нуара в наличии. И твист эндинг на сладкое. Игра как игра вполне получилась. Но почему-то не отпускает чувство ненастоящести, понарошечности, избыточной старательности, что ли, с которой, не отступая ни от одного пункта инструкции по написанию нуара, собрана из кусочков эта история.
  
   Давил на курок, покуда не кончились патроны.
   На курок можно давить сколько угодно - выстрела не дождёшься - это вам любой пацан скажет.
  
  
   7 Молчун Этюд с оттенком паранойи  
  
   В коротком произведении автор создал завораживающий мир, где есть всё, что нужно настоящему нуару: город, неон, мерзкие хозяева жизни, которые (не могу удержаться от цитаты): Вышли, чтобы сожрать добродетель. Растоптать справедливость, выпотрошить милосердие и начинить целомудрие куриным помётом.
   И появился он, рыцарь с крупнокалиберным дробовиком вместо меча. И, как водится, твист эндинг. На этот раз ошеломляющий.
   Повествование сжато, авторская речь лаконична. Ничто и никто не отвлекает внимания читателя от переживаний, сомнений, фобий главного героя, вступившего в борьбу против общества в полном одиночестве.
   Тоже игра. Но игра, подкупающая оригинальностью. Подкупает немногословность (несомненно авторский стиль), несмотря на которую (или благодаря ей) автору удалось передать глубокий пессимизм, безысходность и отсутствие надежд у совершенно непохожего ни на кого героя.
  
   8 Доу Д. Розовый пони
    
   Почти классика жанра. Любимые нуаром контрасты. Розовое на чёрном. Растлители детей - почтеннейшие мужи. Почтеннейшие мужи - маленькая девочка, уставшая находиться один на один со страхом и безысходностью. И конечно же дождь. Без него в нуаре никак) Все события могли произойти и в девятнадцатом, и в двадцатом веках. Но вот это уже новенькое:
   Вытащив смартфон из кармана, Лолли ещё раз просмотрела статистику. За прошедшие семь часов её сайт собрал девять тысяч двести пятьдесят три просмотра. Пятьдесят четыре, пятьдесят пять... А в новостной ленте стали появляться первые сообщения: арест Александра Рафферти, записки Роджера Келли, копии страниц дневника Карлотты Фогель. Пламя разгоралось, и она собиралась сделать его ещё ярче.
     
   Статистика, просмотры, лайки, - приметы настоящего времени. За это плюс автору.
   Финал. Правильно ли я поняла, что некто проворный и предприимчивый сумел обратить себе на пользу пламя, зажжённое Карлоттой Фогель? Если так - то ещё один плюс.
  
   Царапки:
   Я видела, как ты фетишировал на них, пока твоей жены не было дома.
   Фетишировал на них? Что бы это значило? Открываю словарь:
   Фетишировать - Превращать что-либо в фетиш, относиться к чему-либо как к фетишу.
   Сексуальный фетишизм (от секс и фетиш -- идолизм, сексуальный символизм, сексуальный парциализм) -- разновидность сексуального поведения, при которой источником и стимулом для полового влечения становятся неодушевлённые предметы...
   Понятно. Просто слово фетишировать употребили здесь, видимо, в качестве эвфемизма, заменяющего неблагозвучное "мастурбировать" или ещё хуже звучащее, зато более точное "дрочить", но применили не очень точно. На них - тут явно лишнее.
  
   Никто не обратил внимания на девочку в чёрном неприметном плаще с маленьким рюкзаком, на котором болтались брелки с феечками.
   Во множественном числе существительное брелок имеет форму брелоки. Это следует запомнить, поскольку такая форма не типична для образования множественного числа большинства существительных мужского рода. Подробнее
  
   9 Стажер Стажер Адо  
  
  Как же хорошо повстречать на конкурсе работу со сломанными пальцами стереотипами, оригинальным художественным миром и непохожим ни на кого героем!
  Абсурд зашкаливает, юмор завораживает.
  Автор! Вам кто-нибудь говорил, что вы умеете доставить?..
  И доставили.
  Попробую всё же поискать, что тут можно отнести к требуемому жанру с его определённым набором условностей и символов.
  Город, в котором режут пальцы, где нет солнца, где чудовища выходят на охоту каждую ночь. Место, для нуара вполне подходящее.
  Герой - бедолага и недотёпа, но всё же не законченный мерзавец...
  Тоже хорошо.
  Да, ну его! Бросила я поиски (гиблое дело!) и просто читала, получая удовольствие.
  
   Адо встретил нас сыростью и прохладой. Если можно привести подобное сравнение, то я бы сказал, что он напоминал старика,- настолько неприветливым и мрачным он показался на первый взгляд. Город напоминал старика? Сравнение понравилось.
  Несмотря на свой почтенный возраст, он совсем не был похож на немощного старика.
  А вот этот повтор относится уже не к городу, а к человеку. И потому не нравится сам факт этого повтора.
  Есть и ещё шероховатости, но что-то мне совсем расхотелось их ковырять.
  Спасибо автору за радость знакомства. Хотя... есть у меня подозрения в авторстве... Пока озвучивать не буду.
  
  
   10 Дядюшка Будь мужчиной, малыш  
  
   Что ж, оригинально! Дать своим персонажам имена милых сердцу известных сишной тусовке авторов мог человек, обладающий отменным чувством юмора и приличной по размерам смелостью! Мне кажется, я знаю одного такого...
   Что же касается собственно нуарности... Если автором рассказа является тот самодостаточный человек, которого я подозреваю, то он, любитель нарушать каноны и принципы, слепо следовать инструкциям наверняка не станет. 'Косыми линиями дождя' и подобной ерундой сможет пренебречь запросто.
   Тем более любопытно покопаться, чего же из атрибутов нуара взял и поместил в рассказ этот независимый автор.
   А взял он немного-немало, а сам дух нуара, его чёрную сущность, фатальную обречённость героя и безысходность ситуации. Сумев обойтись вовсе без дождя и неона, автор уделил внимание внутренним переживаниям героя, философским размышлениям о жизни и смерти, победе и поражении, эвтаназии и смене пола внешности. А что ещё остаётся герою, когда он заключён провести остаток жизни в... (Обещала уже, спойлеров не будет.) Только размышлять и остаётся...
  
   Из минусов текста могу отметить некоторую многословность объяснений. Иногда можно было бы подобрать слова короче, метафоры точнее. Но таков стиль этого автора. (И хорошо, что он имеется.)) Зато есть гарантия: здесь вам 'идентичных натуральным яства из пищевых гранул' не втюхнут.
   Кушайте и не привередничайте! Приятного аппетита.
  
  
   11 Милая Д.и. Крутой Ринальдо  
  
  Бедный, бедный Ринальдо!
  Такая крутая мечта - добился - и вдруг всё рухнуло... Облом.
  Ну что сказать? Миленький нуарчик. Соответствие жанру? - да, 100%.
  Мафия, стрельба, горы трупов и неприступная, вожделенная Дива.
  Всё-таки стервы - бабы!
  Всхлипываю: Лючию жалко. Она ведь этого му чудака любила...
  
  Написано гладко, сюжет крут, лексика соответствует.
   Понравилось? Пожалуй, не очень.
  Я люблю что-то более индивидуальное, психологичное, философское, - с изюмом. То, что удивило, захватило, застало врасплох...
  
  Не обижайтесь, автор. Возможно, истинные знатоки нуара думают иначе.
  
  
   12 Лав-Ли Восхождение к свету  
  
  Крутой, крутой нуар!
  Порадовали, автор!
  Рассмотрим признаки жанра. Что мы имеем в этом богатом ингредиентами блюде?
   Жестокий реализм изложения, причем - заметьте - фантастического сюжета. Это надо уметь!
  Цинизм? - В наличии.
  Склонность персонажей к саморазрушению? Имеется. На высшем уровне.
  Обязательная сексуальная линия? А то. Женщина вамп Вип-шалава ведёт свою игру и использует героя в собственных целях. За имя - отдельное мерси!
  Жестокость и эротика. Отсутствие положительного героя и хеппи-энда.
  Герой в финале остался живым? На грани жизни и смерти, но жив. Пока. Там ведь бомба...
  Герои и антигерои - понятие относительное. Чтецы, гринписовцы гринтриновцы, гуглоисты, акулы, зебры... Символизм и гипербола.
  А ещё потрясающий чёрный юмор - как острый перец и жгучая аджика в одном флаконе. Приведу образчики:
  Пару раз бьюсь лбом о дверцу своей ячейки - на пол летит и моё фото. Ну давай же, давай! Вспоминай! Размозжу себе череп, если надо. Хоть пуля выскочит. Прикольно же!
   Она вертит моё сердце в руке, потом пробует языком и, в конце концов, пожирает. Глаза её наполняются огнём. Круто!
  
  Все разыграно как по нотам. Автор ухитрился втиснуть в котёл все известные мне признаки жанра. Гремучая смесь получилась!
  
  Для меня, пожалуй, даже слишком, чересчур острое блюдо - этот грандиозный нуарище.
  
  Вот тут я малость не поняла:
  Перед глазами всплывает фото моего друга: светлые волосы уложены снопами пшеницы, глаза синющие, как хреновы васильки. С глазами, положим, понятно. Но причёска... Не могу себе её представить)
  
  Удачи вам в конкурсе!
  
  
   13 Флегматик Шепот пустоты  
  
  Вот вроде и не наши все в этом рассказе, не Пети, Мани, а Джессика, По, Дигори Изад... Но отмечаю с радостью, что автор обладает счастливым даром писать проникновенно, и это проникновение рождает эмпатию и сопереживание персонажам, независимо от места произрастания их имён.
  А ещё отметила, что автор умеет рисовать красивые, эмоциональные картинки.
  Пример:
  И мальчишка внутри меня взвыл. Боль переломанных костей, ярость огня, пожирающего плоть и страдания тела, несколько часов молившего о смерти были в этом вопле. Он начал сжигать свою душу и сила его безумия выплеснулась, разливаясь по телу раскаленными струями. Меня подбросило, как на пружине, я вцепился в жирную руку, уже занесенную для удара, и сломал ее. Подхватил мачете, выпавшее из ослабевших пальцев Борова, и воткнул ему в пузо.
  
  Очень ценю, когда автор умело играет на чувствах читателя, заставляя персонажей действовать не просто на максимуме человеческих возможностей, а на абсолютном максимуме своего потенциала.
  
  А ещё вес рассказу придаёт философское наполнение. Все вещи имеют свою цену. Какова цена предательства, дружбы, души?
  Стоила ли твоя душа одной спасенной жизни и мести троим убийцам? Кем ты чувствовал себя, мальчишка, сгорая в огне собственного безумия - спасителем или палачом?
  
  Повторение вопроса с вариациями обращения:
   - Как умирают гадины, красотка?
   - Как умирают ведьмы, старуха?
   - Как умирают свиньи, свинья?
   Как умирают спасители, мальчик? - Точно так же, как и палачи. - считаю находкой автора.
  
  Пробирает. Мир контрастов, которые проявились уже в заглавии, погружают в зловещее ожидание развязки. И она не подвела. Аминь!
  
  
   14 Рыцарь Воздухоплавательный парк  
  
  А в этом рассказе я нашла ещё один признак нуара как жанра, которым сишные авторы пользуются не так уж часто. Говорю о смещении событий во времени. События изложены вовсе не в той хронологической последовательности, в которой произошли. Хороший приём! Разорванность изложения придаёт действию атмосферу нестабильности, тревоги и усиливает безысходность, неумолимость фатальной предрешённости.
  - Что за название "Воздухоплавательный парк", - проворчала жена, - глупость какая-то. Прямо для алкашей название. Нажрался - поплыл по воздуху. Мне очень понравилось название рассказа.
  
  Ну, это вообще находка:
  А где ты ее возьмешь, посылку-то?
  - Из ада, - хихикнула жена.
  - Из зада?
  Юмор - чернее чёрного!
  
  Другие признаки нуара тоже имеются: действие происходит в ночи, косые линии ветра присутствуют).
  
  Суетливо и как-то радостно вдова... Я бы посоветовала избегать употребления неопределённых местоимений (как-то, какой-то и пр.) Автор - творец. Он должен знать наверняка - как именно действуют персонажи. Нужно либо заменить красное слово (например, преувеличенно радостно), либо убрать местоимение вовсе.
  
  
   15 Дед Л. Привет, Молли!  
  
  
   Вот ещё один замечательный рассказ. Добротный нуар с примесью детектива. Нравится такое.
   Жёстко, цинично. Ни одного положительного персонажа (разве, что старикашка с Альцгеймером, но тоже тот ещё фрукт. Как представлю себе дедушку, божьего одуванчика, старательно изготавливающего посылочки... брр!). Что Фишер, что метивший на его место напарник... мерзкие типы!
   Твист эндинг порадовал. Неожиданная концовка получилась интересной потому что, хотя и тщательно скрывалась, но заранее задуманная автором, она и раньше чуточку проступала в деталях (эти повторы: "пухлая блондинка", "пухлая Молли"), которые должны были насторожить внимательного читателя! И принести ему радость в финале: ну вот, а я догадался!
   И эпизод с ожившей кошечкой понравился.
   Браво, автор!
  
   16 Гарри П. Акт благородства  
  
   В экспозиции - любимые нуаром контрасты: в тёмных тонах кабинет и репродукция с красными маками.
   Казалось, маки были настолько яркими, что сочились алой кровью. Отличное начало! Зачин подогревает предвкушение, кажется, действо будет не слабое. Так и случилось.
   Оригинальная, продуманная до мелочей месть. И замаскированный под акт благородства фейерверк! Круто. Очень круто.
   Может быть, чуть-чуть перебор с описаниями: кто, что, зачем... В нуаре допускается меньшая дотошность в деталях биографии, меньшая точность и очевидность. Но это я так, надо же к чему-нибудь придраться.
   Герои и антигерои - понятие относительное (понравилось, что все они носят отечественные имена). Здесь все сволочи. Но у этого Андрюши хотя бы есть совесть. Или что там его побудило взорвать заведение?..
  
   17 Гоша Если их много
  
   Ох, уж эти риелторы! Кажутся такими обаяшками...
   Да, вот так и становятся злодеями. Становление маньяка показано вполне убедительно: и девочка, которая нравилась, а потом повела себя неправильно, и отчим с его деловитой страстью к жутким червякам, и покалечивший детскую психику случай с котёнком...
   Нравятся временные перестановки в рассказе. Хорошо. Атмосфера нестабильности, фобия, герой один на один со своим прошлым.
   А вот финал, хотя и неожиданный, к которому принято стремиться, вожделенный пуант, или твист эндинг, кажется немного странным. Вроде ничего не предвещало... Из жёсткого реализма возник фантастический случай - полёт бабочки.
   Хотя... Эти повторы курсивом. Может, они и призваны напоминать не только о фобии, но и о чувстве вины, которое растёт и развивается, проходит все стадии - от личинки до бабочки. Герой мучается чувством вины, осознаёт, как он опасен для общества и предпочитает (либо автор заставляет его предпочесть) улететь, взмахнув крылышками, иначе он за себя не отвечает...
   Не знаю. Но именно эта неоднозначность финала, хоть и вызывает вопросы, по-своему хороша.
  
   18 Azatot А. Благодать
  
   Чёрное-чёрное аббатство, чёрные монахи, чёрные-пречёрные странники, чёрная чума...
   Какая жуть - этот нуар в декорациях средневековья!
   Рассказ стоит прекрасным особняком среди великолепных созданий коллег по финалу. Он другой. Он самый чёрный. Мрачность сюжета завораживает. Философские размышления о божественном промысле пахнут ересью.
   Обратите внимание, как по-иезуитски каверзно сообщает автор читателям, что за внешне пристойным обликом его персонажей кроются мелкие грешки. Вот лишь один пример: Повар деловито обгрызал жареную ножку каплуна и задумчиво посматривал на стайку мирянских девушек. Ходили слухи о неких, недостойных, похождениях монаха, но прямых доказательств не имелось.
   Отсутствие положительных героев - привычно для нуара, но здесь, в рассказе, имеется ещё и полное отсутствие надежды. Она, надежда, могла бы притаиться в финале, например, вот в этом предложении:
   Спаситель безучастно ответил на вопрошающий взгляд монаха. В этом пустом взоре словно притаился ответ на вопрос, что ожидало аббатство в ближайшее время.
   Но нет, что можно обнаружить в безучастном пустом взоре? Одну пустоту. Для пущей безнадёги я бы заменила "притаился" на "заключался". Но это дело автора.
   Видела, что автор крайне болезненно относится к замечаниям по пунктуации, поэтому запятые разбирать не стану.
   Укажу лишь на одну маленькую опечаточку:
    Путь до ворот аббатства не занял много времени, однако же отец Вильгельм с прискорбием констатировал, что атмосфера всеобщего уныния и падка проникла в стены монастыря и делает своё чёрное дело. Упадка. Надеюсь, это гнева не вызовет)))
    
   19 Омса Чёрные колготы  
  
   Ну-ка, ну-ка, что у нас на десерт? Рассмотрим рассказ с повышенным вниманием - потому, что кое-кто приписывает его авторство мне.
   Рассказ открывает предложение:
   Внезапно снег в городе почернел. Нет, я бы так не написала. Почему "внезапно"? Я бы это слово безжалостно выбросила.
   А вот последнее предложение в первой главке (кстати, замечательная идея разделить повествование по дням, типа дневниковых записей!) очень понравилось: Собиралась два часа, щёки напомидорила!
   Вот вам и контрасты: яркое пятно - напомидоренные щёки - в бестолковых сумеречных блужданиях героини.
   Далее придираться не хочу, разбирать текст подробно и то не хватает сил: рассказ затягивает в воронку чернушного житья-бытья Тани, её подопечного дедка, и других. Все персонажи связаны одной верёвочкой.
   Отмечаю потрясающую наглость автора в описании быта и всего существования этих несчастных людей через их прямую и косвенно прямую речь. Чего стоит вот этот, например, эпизод:
   Дед помолчал. Потом сказал:
      - Посикай мне в кружку. От подагры помогает. Где Яночка? Яночка мне помогала.
      - Яну перевели в другой район! - закричала в ухо Таня и ещё раз подумала, какая Янка сука. Хочет дед, чтобы она нассала ему в кружку? Ну и х... с ним.
      - Меньше, чем за тыщу, ссать не буду.
      - Спасибо, ангелочек, - взбодрился дед. - Возьми в комоде.
  
   И таких эпизодов много.
   Отмечу ещё один классный авторский приёмчик. Два персонажа в комнате. Разговаривают, но не слышат друг друга, каждый говорит о своём:
  
   - Бандерольку-то отнесла? - вдруг снова спросил хитро.
      - Что у вас там? Бриллианты? - спросила громко Таня.
      - Так, пустяки, безделушки, - сморщился дед и отвернулся к стенке, задремал.
      Слышно, как тикают часы над кроватью.
      - Дед, не могу так! - сказала Таня. - Если мужчина - это страсть и дикое притяжение.
      Дед спал, запрокинув голову и разинув старческий рот, ему было всё равно.
      - Если я хочу - мне надо всё время видеть человека, наслаждаться прикосновением. А так... как я могу дать, если у меня к нему нет ничего? Что он получит, пустоту?
      Дед равнодушно молчал. Тикали часы. Петров не предложил ей остаться на ночь, дурень.
      - Да, - продолжала Таня. - Поэтому страсть в безразличие перерастает к ним.
      У деда щёки гладко выбриты, без морщин. Меж бровей одна рассекала лоб. Ему был один хрен, что на душе у неё. Таня вздохнула и подумала: "Как же мужики могут пронзать своей грубостью сердце!".
      - Я теперь понимаю, - пробормотала Таня, - почему он боится со мной в бильярд, теннис и боулинг играть. С годами остывает всё, так хоть наслаждался бы каждый день сейчас!
      Вдруг дед победно сказал:
      - Мне девяносто лет!
  
   Я, наверное, сильно злоупотребляю цитированием. Но что за власть (право автора обзора), если ей нельзя злоупотребить?
  
   Всё, абсолютно всё здесь замечательно и чудесно. И атмосфера, и стилистика (жестокий реализм изложения), и циничные, битые жизнью герои, и сюжет с неожиданным (для героини) финалом...
  Этот нуар, замешанный на бытовой жестокости и вульгарной эротике, как никакой другой на конкурсе умело спекулирует на остро социальных проблемах.
  
   Эх, жаль... Как же мне жаль, что этот рассказ написала не я.
  
  
   **************
  
   Что интересно. Из девятнадцати работ финала только в шести действуют персонажи с отечественными именами, в одном рассказе имен нет вовсе, а ещё в одном - гремучая смесь (Даня Шмидт и Курт Смирнов, так что дико затрудняюсь, куда отнести). Одиннадцать рассказов - про них, импортных...
  
  
  
©Татьяна Юрина 06.04.2017

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список