Аннотация: Победитель в номинации "Фотоочерки" (2017)
ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ. ПРОГУЛКИ С ФОТОКАМЕРОЙ
(фотоочерк)
Московское Замоскворечье - один из самых неповторимых уголков столицы, во многом сохранившим не только свою архитектурную самобытность, складывавшуюся со времён докупеческой и купеческой Москвы и в первой четверти века двадцатого. Здесь по-прежнему ощущается и какая-то особая духовная атмосфера этой самобытности, которую не смогли до конца вытеснить прошедшие годы.
Прогулки по Большой Ордынке, Пятницкой, Полянке и их переулкам - это увлекательное знакомство с интересными страницами нашей истории и культуры, с малоизвестными событиями, загадками и легендами старой московской жизни.
Недавно завершилась реконструкция Большой Ордынки и её окрестностей, проведена реставрация находящихся здесь архитектурных и исторических памятников, сохранившихся до наших дней.
Некоторые из фотографий современного Замоскворечья с краткими комментариями - в этом очерке.
***
Первый из снимков - вид на церковь св. Климента Папы Римского (таково её полное название). Она находится на перекрёстке Пятницкой улицы и Климентовского переулка, в нескольких десятках метров от выхода из станции метро "Третьяковская", начального пункта нашей прогулки
Церковь эта, построенная в середине XVIII века и освященная во имя св.Климента, особо почитавшегося в древней христианской Руси, впечатляет своей монументальностью, красотой и изяществом архитектурного стиля. Климентовская церковь - один из своеобразных архитектурных символов этой части Замоскворечья. Предполагается, что автором её является итальянский зодчий Трезини.
Следующий снимок - жанровая сценка в Климентовском переулке, у небольшого кафе вблизи церкви, которую мы увидели на предыдущей фотографии
Здесь, как и вокруг, сохранился дух старого Замоскворечья с его внешне неторопливой жизнью, множеством небольших, но весьма престижных закусочных, кафе и магазинчиков, привлекающих посетителей яркой рекламой. Вот и это кафе не поскупилось на оригинальную рекламную композицию.
У пересечения Климентовского переулка с Большой Ордынкой в обе стороны открывается панорама этой старинной московской улицы со всеми её сохранившимися многочисленными историческими памятниками. Неподалеку отсюда один из них - церковь Всех Скорбящих Радости
В 1783-1793г.г. по проекту В.И.Баженова к находившейся здесь церкви XVII века были пристроены колокольня с трапезной, а позднее старая церковь была снесена и на её месте по проекту О.И.Бове был возведён новый храм (1834-1836г.г.) в форме классической ротонды со световым барабаном и шлемовидным куполом. Сейчас после реставрации этот архитектурный комплекс является украшением Б.Ордынки и, как исторический памятник, охраняется государством.
А начинается Б.Ордынка здесь, у моста, соединяющего Кремлёвскую набережную и Замоскворечье
Дом номер 17 на Б.Ордынке, находящийся невдалеке от её начала, хорошо известен литературоведам, писателям, поэтам и многим любителям словесности
В этом доме жили Виктор Ефимович Ардов - известный писатель, сатирик, драматург, сценарист и теоретик литературы, и его жена - актриса Нина Антоновна Ольшевская. Здесь вырос Алёша Баталов (сын Нины Антоновны от первого брака), сыгравший главные роли в фильме "Летят журавли " и во многих других шедеврах российского киноискусства. Во время своих поездок в Москву у Ардовых останавливалась, а иногда и подолгу жила Анна Ахматова, здесь в 1941 году произошла её единственная встреча с Мариной Цветаевой. Гостями дома Ардовых были Корней Чуковский, Борис Пастернак, Михаил Зощенко, Фаина Раневская, Андрей Тарковский и многие другие видные деятели российской культуры.
Если мы вернемся к пересечению Климентовского переулка и Б.Ордынки, перейдём здесь на противоположную сторону улицы и направимся дальше по Большому Толмачёвскому или Ордынскому переулкам, то через сотню-другую метров окажемся у жемчужины Замоскворечья - Третьяковской галереи
Невдалеке от Третьяковки, в небольшом уютном скверике на углу Б.Толмачёвского и Лаврушинского переулков, в 2006 году был сооружен оригинальный фонтан. Его вода восходящими струями омывает символическое голубое дерево, на которое опираются три рамы с выкованными из металла картинами, в которых, по замыслу авторов, зашифрованы живописные полотна В.Васнецова, А.Куинджи и И.Машкова
На заднем плане снимка с фонтаном проглядывает несколько этажей известного любителям литературы "дома писателей". Дом этот (его главный фасад с большим парадным мраморным подъездом, выходящим в Лаврушинский переулок напротив Третьяковской галереи) был построен в 1930-е годы на месте бывшего небольшого особнячка с парком. Нынешний скверик с фонтаном - лишь небольшая часть бывшего парка.
Полюбовавшись Треьяковкой и посидев в скверике, мы снова возвращаемся на Б.Ордынку и направляемся по ней в сторону Садового кольца. На этом пути по левую сторону улицы нельзя не обратить внимание на замечательный архитектурный шедевр XVII века - церковь Николы в Пыжах (в скобках надобно заметить, что в районе Б.Ордынки в XX веке не была полностью разрушена ни одна из церквей, все в той или иной мере они сохранились, реставрированы и являются действующими).
Вот как выглядит эта церковь сегодня
Ранее, в допетровские времена, эта местность в Замоскворечье была стрелецкой слободой, её населяли стрельцы полковника Пыжова, поэтому название "в Пыжах" укоренилось в названии церкви. Построена она была на собранные стрельцами средства. Прочитал я в одной из публикаций, что звон колоколов этого храма был одним из благозвучнейших в Москве, а один из колоколов после закрытия храма в 1934 году был включен в состав инструментов оркестра Большого театра.
Хорошо известен историкам дом номер 41 на Б.Ордынке. он был построен в 1821 году, а в 1875 году его приобрел для своей жены купец 1-й гильдии Тимофей Саввич Морозов.
В конце XIX века по заказу наследников семьи Т.С.Морозова дом был перестроен по проекту архитекторов И.Кузнецова (внешний вид в стиле неоклассицизма) и Ф.Шехтеля (интерьеры с богатой лепной отделкой). Камин в столовой был украшен панно "Пиршество", выполненным С.Коненковым из дерева (сейчас оно в Третьяковской галерее).
В наши дни фамильное гнездо Морозовых - частное владение. Собственник здания в соответствии с условиями Управления охраны памятников Москвы осуществил полную научную реставрацию дома с восстановлением его интерьеров.
На бронзовой табличке, установленной на фасаде дома, надпись: "Национальный институт корпоративной реформы".
Рядом с домом Морозовых находится ещё один памятник позднего классицизма - храм иконы Иверской Божьей Матери на Всполье, построенный в 1791-1802г.г. на месте обветшавшей к тому времени Георгиевской церкви.
Авторство проекта этого храма приписывается И.В.Еготову, ученику В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. финансировал строительство церковный староста И.И.Савинов, флигель-адъютант фельдмаршала графа К.Г.Разумовского.
Восстановление частично разрушенного храма было осуществлено в 1990-1994г.г.
Б.Ордынка, дом 34 - ещё один памятник ушедшей и современной истории, которым может гордиться не только эта древняя улица, но и вся Москва. Здесь находится комплекс строений Марфо-Мариинской обители милосердия.
Основательницей обители была великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. После трагической гибели мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (сына Александра II и дяди последнего российского императора Николая II) Елизавета Федоровна удалилась из светской и придворной жизни, и посвятила дальнейшее свое существование духовной и благотворительной деятельности. Для этого она на деньги от проданных драгоценностей купила участок земли на Б.Ордынке со строениями и большим садом. Создание обители - её великий материальный и духовный подвиг.
По замыслу Елизаветы Федоровны сёстры-насельницы обители совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли здесь найти утешение и помощь, в первую очередь лечебную. При обители были бесплатная больница для мирян с больничной церковью, аптека и амбулатория, столовая, воскресная школа для детей и взрослых, приют для девочек, библиотека.
Устав обители на Ордынке был довольно щадящим - сестры не давали монашеских обетов, могли по желанию или по необходимости покинуть обитель и даже выйти замуж.
Здесь в 1908 году на средства Елизаветы Федоровны состоялась закладка соборного храма во имя Покрова. Строился он по проекту А.Щусева с элементами новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм основательница (она же настоятельница) обители пригласила выдающихся художников М.Нестерова и П.Корина.
Этот храм и по сей день является архитектурной доминантой обители и её украшением. Вот как он выглядит в наши дни
Как и ранее, сейчас здесь действует несколько социальных проектов помощи и милосердия, среди которых медицинский центр, специализирующийся на оказании помощи детям, страдающим ДЦП, Елизаветинская гимназия, детский сад для девочек, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, благотворительная столовая, центр семейного устройства детей-сирот. В обители открыт мемориальный музей св.Елизаветы Федоровны.
Следующий снимок - вид на часть внутренней территории обители
В июле 2014 года обитель милосердия преобразована в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к заветам основательницы обители.
В заключительной части фотоочерка - ещё одна историческая фотозарисовка. Это церковь св.Екатерины Великомученицы, что на Всполье (Б.Ордынка, дом 60)
Императрица Ектерина II во время пребывания в Москве после коронации в 1762 году пожелала перестроить существовавшую здесь с XVII века церковь во имя св.Екатерины Великомученицы, которую государыня считала своей небесной покровительницей.
Проект перестройки и строительства нового храма рядом со старой церковью был подготовлен К.Бланком. Согласно этому проекту здание нового возводимого в стиле московского барокко храма было соединено колокольней со старой церковью. Все вместе они были вытянуты в одну линию. Новый, сохранившийся до наших дней храм действовал как летняя церковь, старая церковь (отапливавшаяся) - как зимняя.
Вот как выглядел ансамбль Екатерининской церкви в былые годы
В 1931 году церковь была закрыта. Колокольня впоследствии была разрушена до первого яруса, а здание старого здания церкви лишено купола.
Реставрационные работы в храме, возведенном по проекту Бланка, проведены в 1970-1980-е годы, а в 1992 году он был возвращен православной общине.
В конце 1994 года храм св.Екатерины Великомученицы на Всполье передан православной церкви в Америке и по настоящее время является её подворьем.
***
Прогуливаясь по этой части Замоскворечья, я, конечно, не мог миновать район улицы Большая Полянка. Для этого у меня, помимо иных интересов, были и особые основания. Несколькими месяцами ранее в одном из медицинских учреждений я обратил внимание на живописное полотно с изображением уголка старой Москвы, композиционным центром которого была сохранившаяся красивая старая церковь. На полотне стояла подпись художника: В.Черней (позднее я узнал полное имя этого московского живописца - Виктор Иванович Черней)
Названия картины не было, и я, перебирая в памяти подобные сохранившиеся в городе старые улочки, так и не смог с достоверностью вспомнить место, послужившее основой для этого живописного этюда. Сосед, стоявший рядом со мной у картины, как бы отвечая на мой немой вопрос, сказал: 'Да это же церковь Космы и Дамиана на Большой Полянке. Я часто бывал здесь и хорошо помню церковь и эту часть улицы'.
Вот тогда-то и возникло у меня желание сфотографировать этот вид и сравнить живописную картину с фотоснимком.
И вот я на Большой Полянке, у выхода из станции метро 'Полянка'. А вот и та самая церковь, на которую просто невозможно не обратить внимания на этой небольшой сохранившейся части старой московской улицы. Я ведь тоже бывал здесь ранее и, приезжая в книжный магазин 'Молодая Гвардия', любовался необыкновенной красотой церкви, но в памяти не сохранились все детали, запечатлённые на картине художника.
Мой подсказчик ошибся лишь в одном - в названии церкви. На картине В.Чернея изображен храм Григория Неокесарийского, но не старая пятикупольная церковь Космы и Дамиана, которая была разрушена ещё в 30-х годах прошлого века.
Вот как выглядит храм Григория Неокесарийского на фото в наши дни (я постарался сделать снимок храма в том же ракурсе, что и на картине В.Чернея)
Конечно, картина художника, благодаря которой появился этот снимок, выгодно отличается от фотографии своей романтичностью, мягкостью красок и отсутствием атрибутов современного города, мешающих эстетическому восприятию красоты этого великолепного архитектурного шедевра.
Храм святителя Григория Неокесарийског в Дебрицах (таково его полное название) - памятник архитектуры XVII века. По преданию, он был возведён на месте старой деревянной церкви, построенной здесь князем Василием II Тёмным, освободившимся из татарского плена в день празднования памяти Григория Неокесарийского. Отсюда, с этого места, где расположен современный храм, возвращавшийся из неволи князь глазами своих спутников увидел московский кремль, потому-то здесь и была заложена деревянная церковь во имя святителя Григория.
Строительство каменного храма было начато в 1667 году российскими зодчими Иваном Кузнечиком и Карпом Губой, освящен он был в 1679 году. Здесь венчались родители Петра I царь Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина.
***
На улице Большая Полянка можно познакомиться с другими интересными зданиями, имеющими несомненную историческую ценность. Как правило, это сохранившиеся купеческие дома или части бывших дворянских усадеб. Но одно из этих строений (Б.Полянка,20) не входит в категорию купеческих или дворянских построек
Дом этот является частью комплекса зданий, построенных для Иверской общины (обители) сестер милосердия с храмом Иверской иконы Божьей Матери.
Сама община была основана в 1894 году при московском комитете российского Красного Креста, а позднее перешла под патронаж царской фамилии. Её покровительницей была (ещё до образования Марфо-Мариинской обители) княгиня Елизавета Федоровна, жена великого князя Сергея Александровича. В число попечительниц обители входила Н.А.Пушкина, внучка поэта. В общине работала мать поэтессы М.И.Цветаевой, о чём упоминает в своих мемуарах сестра Марины Ивановны, Анастасия Цветаева.
Сестры милосердия Иверской общины оказывали помощь раненым во время греко-турецкой и русско-японской войн и первой мировой войны.
В настоящее время здание, показанное на снимке, входит в комплекс строений НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (руководитель - проф. Рошаль) и городской детской больницы.
Храм сохранен, его можно увидеть во дворе по соседству со зданием на Б.Полянке, 20.
***
И ещё несколько снимков, сделанных на улице Большая Полянка. Первый из них (Б.Полянка, 11/14) - главный дом бывшей усадьбы Нащокиных, памятник архитектуры
В 1801 году здесь родился и жил до 1814 года Павел Воинович Нащокин, близкий друг А.С.Пушкина. Дом этот не пострадал от московского пожара 1812 года, но был в том же 1812 году перестроен.
Сейчас в этом отремонтированном здании размещается резиденция посла Еврокомиссии в России.
Следующий снимок (Б.Полянка,10) - построенный после пожара !812 года особняк купца П.Г.Владимирова
Сын Петра Григорьевича, Д.П.Владимиров, владевший после отца этим домом, тоже пошел по купеческой линии, был выборным от московского купечества, гласным Городской Думы.
Два очередных снимка (Б.Полянка,13 - рядом с домом Нащокиных, и Б.Полянка, 23) - отреставрированные главные дома бывших городских усадеб XIX века. Сами усадьбы эти, как и усадьба Нащокиных, не сохранились
***
А теперь я хочу показать фотографию дома, что находится в Старомонетном переулке. Этот переулок начинается от Кадашевской набережной, тянется между Б.Ордынкой и Б.Полянкой, а затем, изгибаясь, вливается в Б.Полянку вблизи станции метро 'Полянка'. По переулку удобно и интересно пройти от станции метро к Третьяковской галерее. По пути мы и увидим домовладение под номером 22. Это так называемая 'городская усадьба Чижовых', ампирный памятник 1831-1838 гг. постройки. Её ещё называют 'городской усадьбой купеческих жён Афимьи и Ирины Чижовых'.
Интересна эта усадьба тем, что её главный дом, который мы видим на снимке, выходит в переулок не фасадом, а боковой стороной. Парадный фасад с двумя подъездами (по-видимому, для каждой из купеческих жён) повёрнут лицом во внутреннюю часть усадебного двора. Дом почти полностью сохранил свой внешний облик, сохранился и усадебный двор со служебными постройками. Во двор ведут две калитки и ворота.
Боковой фасад, выходящий в переулок, украшен лепными деталями - центральным барельефом с пересекающимися рогами изобилия, и боковыми медальонами с восьмиконечной звездой и горящими факелами. Такими же лепными деталями украшен и парадный фасад дома.
Во двор усадьбы в будние дни можно войти через калитку и воочию познакомиться с этим историческим памятником.
Со стороны Старомонетного переулка можно вновь полюбоваться видами на храм Григория Неокесарийского, который выходит в переулок своей алтарной стороной. Вот один из таких видов
***
Вот и окончена наша недолгая прогулка по старому Замоскворечью. К сожалению, нам не удалось познакомиться в этом фотоочерке с другими местными достопримечательностями - ведь здесь практически каждый дом имеет свою интересную историю, старую или современную, способную приоткрыть нам неизвестные или малоизвестные события давно минувших времен и века XX.
Не удалось нам во время этой прогулки пройти по другим частям старого Замоскворечья - его многочисленным переулкам, по Толмачам, Пятницкой улице, Кадашевской набережной. Надеюсь на продолжение этих увлекательных путешествий, и тогда новые снимки в какой-то мере восполнят упущенное.