Шурыгин Александр : другие произведения.

Замоскворечье. Прогулки с фотокамерой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:


    Победитель в номинации "Фотоочерки" (2017)



ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ. ПРОГУЛКИ С ФОТОКАМЕРОЙ

(фотоочерк)

  
   Московское Замоскворечье - один из самых неповторимых уголков столицы, во многом сохранившим не только свою архитектурную самобытность, складывавшуюся со времён докупеческой и купеческой Москвы и в первой четверти века двадцатого. Здесь по-прежнему ощущается и какая-то особая духовная атмосфера этой самобытности, которую не смогли до конца вытеснить прошедшие годы.
   Прогулки по Большой Ордынке, Пятницкой, Полянке и их переулкам - это увлекательное знакомство с интересными страницами нашей истории и культуры, с малоизвестными событиями, загадками и легендами старой московской жизни.
   Недавно завершилась реконструкция Большой Ордынки и её окрестностей, проведена реставрация находящихся здесь архитектурных и исторических памятников, сохранившихся до наших дней.
   Некоторые из фотографий современного Замоскворечья с краткими комментариями - в этом очерке.
  

***

   Первый из снимков - вид на церковь св. Климента Папы Римского (таково её полное название). Она находится на перекрёстке Пятницкой улицы и Климентовского переулка, в нескольких десятках метров от выхода из станции метро "Третьяковская", начального пункта нашей прогулки
  

 [А.Шурыгин]

   Церковь эта, построенная в середине XVIII века и освященная во имя св.Климента, особо почитавшегося в древней христианской Руси, впечатляет своей монументальностью, красотой и изяществом архитектурного стиля. Климентовская церковь - один из своеобразных архитектурных символов этой части Замоскворечья. Предполагается, что автором её является итальянский зодчий Трезини.
  
   Следующий снимок - жанровая сценка в Климентовском переулке, у небольшого кафе вблизи церкви, которую мы увидели на предыдущей фотографии
  

 [А.Шурыгин]

   Здесь, как и вокруг, сохранился дух старого Замоскворечья с его внешне неторопливой жизнью, множеством небольших, но весьма престижных закусочных, кафе и магазинчиков, привлекающих посетителей яркой рекламой. Вот и это кафе не поскупилось на оригинальную рекламную композицию.
  
   У пересечения Климентовского переулка с Большой Ордынкой в обе стороны открывается панорама этой старинной московской улицы со всеми её сохранившимися многочисленными историческими памятниками. Неподалеку отсюда один из них - церковь Всех Скорбящих Радости
  

 [А.Шурыгин]

   В 1783-1793г.г. по проекту В.И.Баженова к находившейся здесь церкви XVII века были пристроены колокольня с трапезной, а позднее старая церковь была снесена и на её месте по проекту О.И.Бове был возведён новый храм (1834-1836г.г.) в форме классической ротонды со световым барабаном и шлемовидным куполом. Сейчас после реставрации этот архитектурный комплекс является украшением Б.Ордынки и, как исторический памятник, охраняется государством.
  
   А начинается Б.Ордынка здесь, у моста, соединяющего Кремлёвскую набережную и Замоскворечье
  

 [А.Шурыгин]

   Дом номер 17 на Б.Ордынке, находящийся невдалеке от её начала, хорошо известен литературоведам, писателям, поэтам и многим любителям словесности
  

 [А.Шурыгин]

   В этом доме жили Виктор Ефимович Ардов - известный писатель, сатирик, драматург, сценарист и теоретик литературы, и его жена - актриса Нина Антоновна Ольшевская. Здесь вырос Алёша Баталов (сын Нины Антоновны от первого брака), сыгравший главные роли в фильме "Летят журавли " и во многих других шедеврах российского киноискусства. Во время своих поездок в Москву у Ардовых останавливалась, а иногда и подолгу жила Анна Ахматова, здесь в 1941 году произошла её единственная встреча с Мариной Цветаевой. Гостями дома Ардовых были Корней Чуковский, Борис Пастернак, Михаил Зощенко, Фаина Раневская, Андрей Тарковский и многие другие видные деятели российской культуры.
  
   Если мы вернемся к пересечению Климентовского переулка и Б.Ордынки, перейдём здесь на противоположную сторону улицы и направимся дальше по Большому Толмачёвскому или Ордынскому переулкам, то через сотню-другую метров окажемся у жемчужины Замоскворечья - Третьяковской галереи
  

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

   Невдалеке от Третьяковки, в небольшом уютном скверике на углу Б.Толмачёвского и Лаврушинского переулков, в 2006 году был сооружен оригинальный фонтан. Его вода восходящими струями омывает символическое голубое дерево, на которое опираются три рамы с выкованными из металла картинами, в которых, по замыслу авторов, зашифрованы живописные полотна В.Васнецова, А.Куинджи и И.Машкова
  

 [А.Шурыгин]

   На заднем плане снимка с фонтаном проглядывает несколько этажей известного любителям литературы "дома писателей". Дом этот (его главный фасад с большим парадным мраморным подъездом, выходящим в Лаврушинский переулок напротив Третьяковской галереи) был построен в 1930-е годы на месте бывшего небольшого особнячка с парком. Нынешний скверик с фонтаном - лишь небольшая часть бывшего парка.
  
   Полюбовавшись Треьяковкой и посидев в скверике, мы снова возвращаемся на Б.Ордынку и направляемся по ней в сторону Садового кольца. На этом пути по левую сторону улицы нельзя не обратить внимание на замечательный архитектурный шедевр XVII века - церковь Николы в Пыжах (в скобках надобно заметить, что в районе Б.Ордынки в XX веке не была полностью разрушена ни одна из церквей, все в той или иной мере они сохранились, реставрированы и являются действующими).
   Вот как выглядит эта церковь сегодня
  

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

   Ранее, в допетровские времена, эта местность в Замоскворечье была стрелецкой слободой, её населяли стрельцы полковника Пыжова, поэтому название "в Пыжах" укоренилось в названии церкви. Построена она была на собранные стрельцами средства. Прочитал я в одной из публикаций, что звон колоколов этого храма был одним из благозвучнейших в Москве, а один из колоколов после закрытия храма в 1934 году был включен в состав инструментов оркестра Большого театра.
  
   Хорошо известен историкам дом номер 41 на Б.Ордынке. он был построен в 1821 году, а в 1875 году его приобрел для своей жены купец 1-й гильдии Тимофей Саввич Морозов.
  

 [А.Шурыгин]

   В конце XIX века по заказу наследников семьи Т.С.Морозова дом был перестроен по проекту архитекторов И.Кузнецова (внешний вид в стиле неоклассицизма) и Ф.Шехтеля (интерьеры с богатой лепной отделкой). Камин в столовой был украшен панно "Пиршество", выполненным С.Коненковым из дерева (сейчас оно в Третьяковской галерее).
   В наши дни фамильное гнездо Морозовых - частное владение. Собственник здания в соответствии с условиями Управления охраны памятников Москвы осуществил полную научную реставрацию дома с восстановлением его интерьеров.
   На бронзовой табличке, установленной на фасаде дома, надпись: "Национальный институт корпоративной реформы".
  
   Рядом с домом Морозовых находится ещё один памятник позднего классицизма - храм иконы Иверской Божьей Матери на Всполье, построенный в 1791-1802г.г. на месте обветшавшей к тому времени Георгиевской церкви.
  

 [А.Шурыгин]

   Авторство проекта этого храма приписывается И.В.Еготову, ученику В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. финансировал строительство церковный староста И.И.Савинов, флигель-адъютант фельдмаршала графа К.Г.Разумовского.
   Восстановление частично разрушенного храма было осуществлено в 1990-1994г.г.
  
   Б.Ордынка, дом 34 - ещё один памятник ушедшей и современной истории, которым может гордиться не только эта древняя улица, но и вся Москва. Здесь находится комплекс строений Марфо-Мариинской обители милосердия.
   Основательницей обители была великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. После трагической гибели мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (сына Александра II и дяди последнего российского императора Николая II) Елизавета Федоровна удалилась из светской и придворной жизни, и посвятила дальнейшее свое существование духовной и благотворительной деятельности. Для этого она на деньги от проданных драгоценностей купила участок земли на Б.Ордынке со строениями и большим садом. Создание обители - её великий материальный и духовный подвиг.
   По замыслу Елизаветы Федоровны сёстры-насельницы обители совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли здесь найти утешение и помощь, в первую очередь лечебную. При обители были бесплатная больница для мирян с больничной церковью, аптека и амбулатория, столовая, воскресная школа для детей и взрослых, приют для девочек, библиотека.
   Устав обители на Ордынке был довольно щадящим - сестры не давали монашеских обетов, могли по желанию или по необходимости покинуть обитель и даже выйти замуж.
   Здесь в 1908 году на средства Елизаветы Федоровны состоялась закладка соборного храма во имя Покрова. Строился он по проекту А.Щусева с элементами новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм основательница (она же настоятельница) обители пригласила выдающихся художников М.Нестерова и П.Корина.
   Этот храм и по сей день является архитектурной доминантой обители и её украшением. Вот как он выглядит в наши дни
  

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

   Как и ранее, сейчас здесь действует несколько социальных проектов помощи и милосердия, среди которых медицинский центр, специализирующийся на оказании помощи детям, страдающим ДЦП, Елизаветинская гимназия, детский сад для девочек, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, благотворительная столовая, центр семейного устройства детей-сирот. В обители открыт мемориальный музей св.Елизаветы Федоровны.
   Следующий снимок - вид на часть внутренней территории обители
  

 [А.Шурыгин]

   В июле 2014 года обитель милосердия преобразована в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к заветам основательницы обители.
  
   В заключительной части фотоочерка - ещё одна историческая фотозарисовка. Это церковь св.Екатерины Великомученицы, что на Всполье (Б.Ордынка, дом 60)
  

 [А.Шурыгин]

   Императрица Ектерина II во время пребывания в Москве после коронации в 1762 году пожелала перестроить существовавшую здесь с XVII века церковь во имя св.Екатерины Великомученицы, которую государыня считала своей небесной покровительницей.
   Проект перестройки и строительства нового храма рядом со старой церковью был подготовлен К.Бланком. Согласно этому проекту здание нового возводимого в стиле московского барокко храма было соединено колокольней со старой церковью. Все вместе они были вытянуты в одну линию. Новый, сохранившийся до наших дней храм действовал как летняя церковь, старая церковь (отапливавшаяся) - как зимняя.
   Вот как выглядел ансамбль Екатерининской церкви в былые годы
  

 [А.Шурыгин]

   В 1931 году церковь была закрыта. Колокольня впоследствии была разрушена до первого яруса, а здание старого здания церкви лишено купола.
   Реставрационные работы в храме, возведенном по проекту Бланка, проведены в 1970-1980-е годы, а в 1992 году он был возвращен православной общине.
   В конце 1994 года храм св.Екатерины Великомученицы на Всполье передан православной церкви в Америке и по настоящее время является её подворьем.
  

***

  Прогуливаясь по этой части Замоскворечья, я, конечно, не мог миновать район улицы Большая Полянка. Для этого у меня, помимо иных интересов, были и особые основания. Несколькими месяцами ранее в одном из медицинских учреждений я обратил внимание на живописное полотно с изображением уголка старой Москвы, композиционным центром которого была сохранившаяся красивая старая церковь. На полотне стояла подпись художника: В.Черней (позднее я узнал полное имя этого московского живописца - Виктор Иванович Черней)

 [В.Черней]

  Названия картины не было, и я, перебирая в памяти подобные сохранившиеся в городе старые улочки, так и не смог с достоверностью вспомнить место, послужившее основой для этого живописного этюда. Сосед, стоявший рядом со мной у картины, как бы отвечая на мой немой вопрос, сказал: 'Да это же церковь Космы и Дамиана на Большой Полянке. Я часто бывал здесь и хорошо помню церковь и эту часть улицы'. Вот тогда-то и возникло у меня желание сфотографировать этот вид и сравнить живописную картину с фотоснимком.
  И вот я на Большой Полянке, у выхода из станции метро 'Полянка'. А вот и та самая церковь, на которую просто невозможно не обратить внимания на этой небольшой сохранившейся части старой московской улицы. Я ведь тоже бывал здесь ранее и, приезжая в книжный магазин 'Молодая Гвардия', любовался необыкновенной красотой церкви, но в памяти не сохранились все детали, запечатлённые на картине художника.
  Мой подсказчик ошибся лишь в одном - в названии церкви. На картине В.Чернея изображен храм Григория Неокесарийского, но не старая пятикупольная церковь Космы и Дамиана, которая была разрушена ещё в 30-х годах прошлого века.
  Вот как выглядит храм Григория Неокесарийского на фото в наши дни (я постарался сделать снимок храма в том же ракурсе, что и на картине В.Чернея)

 [Александр Шурыгин]

  Конечно, картина художника, благодаря которой появился этот снимок, выгодно отличается от фотографии своей романтичностью, мягкостью красок и отсутствием атрибутов современного города, мешающих эстетическому восприятию красоты этого великолепного архитектурного шедевра. Храм святителя Григория Неокесарийског в Дебрицах (таково его полное название) - памятник архитектуры XVII века. По преданию, он был возведён на месте старой деревянной церкви, построенной здесь князем Василием II Тёмным, освободившимся из татарского плена в день празднования памяти Григория Неокесарийского. Отсюда, с этого места, где расположен современный храм, возвращавшийся из неволи князь глазами своих спутников увидел московский кремль, потому-то здесь и была заложена деревянная церковь во имя святителя Григория.
  Строительство каменного храма было начато в 1667 году российскими зодчими Иваном Кузнечиком и Карпом Губой, освящен он был в 1679 году. Здесь венчались родители Петра I царь Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина.

***

  На улице Большая Полянка можно познакомиться с другими интересными зданиями, имеющими несомненную историческую ценность. Как правило, это сохранившиеся купеческие дома или части бывших дворянских усадеб. Но одно из этих строений (Б.Полянка,20) не входит в категорию купеческих или дворянских построек

 [Александр Шурыгин]

  Дом этот является частью комплекса зданий, построенных для Иверской общины (обители) сестер милосердия с храмом Иверской иконы Божьей Матери. Сама община была основана в 1894 году при московском комитете российского Красного Креста, а позднее перешла под патронаж царской фамилии. Её покровительницей была (ещё до образования Марфо-Мариинской обители) княгиня Елизавета Федоровна, жена великого князя Сергея Александровича. В число попечительниц обители входила Н.А.Пушкина, внучка поэта. В общине работала мать поэтессы М.И.Цветаевой, о чём упоминает в своих мемуарах сестра Марины Ивановны, Анастасия Цветаева. Сестры милосердия Иверской общины оказывали помощь раненым во время греко-турецкой и русско-японской войн и первой мировой войны.
  В настоящее время здание, показанное на снимке, входит в комплекс строений НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (руководитель - проф. Рошаль) и городской детской больницы.
  Храм сохранен, его можно увидеть во дворе по соседству со зданием на Б.Полянке, 20.

***

  И ещё несколько снимков, сделанных на улице Большая Полянка. Первый из них (Б.Полянка, 11/14) - главный дом бывшей усадьбы Нащокиных, памятник архитектуры

 [Александр Шурыгин]

  В 1801 году здесь родился и жил до 1814 года Павел Воинович Нащокин, близкий друг А.С.Пушкина. Дом этот не пострадал от московского пожара 1812 года, но был в том же 1812 году перестроен.
  Сейчас в этом отремонтированном здании размещается резиденция посла Еврокомиссии в России.

  Следующий снимок (Б.Полянка,10) - построенный после пожара !812 года особняк купца П.Г.Владимирова

 [Александр Шурыгин]

  Сын Петра Григорьевича, Д.П.Владимиров, владевший после отца этим домом, тоже пошел по купеческой линии, был выборным от московского купечества, гласным Городской Думы.

  Два очередных снимка (Б.Полянка,13 - рядом с домом Нащокиных, и Б.Полянка, 23) - отреставрированные главные дома бывших городских усадеб XIX века. Сами усадьбы эти, как и усадьба Нащокиных, не сохранились

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

***

  А теперь я хочу показать фотографию дома, что находится в Старомонетном переулке. Этот переулок начинается от Кадашевской набережной, тянется между Б.Ордынкой и Б.Полянкой, а затем, изгибаясь, вливается в Б.Полянку вблизи станции метро 'Полянка'. По переулку удобно и интересно пройти от станции метро к Третьяковской галерее. По пути мы и увидим домовладение под номером 22. Это так называемая 'городская усадьба Чижовых', ампирный памятник 1831-1838 гг. постройки. Её ещё называют 'городской усадьбой купеческих жён Афимьи и Ирины Чижовых'.

 [Александр Шурыгин]

  Интересна эта усадьба тем, что её главный дом, который мы видим на снимке, выходит в переулок не фасадом, а боковой стороной. Парадный фасад с двумя подъездами (по-видимому, для каждой из купеческих жён) повёрнут лицом во внутреннюю часть усадебного двора. Дом почти полностью сохранил свой внешний облик, сохранился и усадебный двор со служебными постройками. Во двор ведут две калитки и ворота.
  Боковой фасад, выходящий в переулок, украшен лепными деталями - центральным барельефом с пересекающимися рогами изобилия, и боковыми медальонами с восьмиконечной звездой и горящими факелами. Такими же лепными деталями украшен и парадный фасад дома. Во двор усадьбы в будние дни можно войти через калитку и воочию познакомиться с этим историческим памятником.

  Со стороны Старомонетного переулка можно вновь полюбоваться видами на храм Григория Неокесарийского, который выходит в переулок своей алтарной стороной. Вот один из таких видов

 [Александр Шурыгин]

***

   Вот и окончена наша недолгая прогулка по старому Замоскворечью. К сожалению, нам не удалось познакомиться в этом фотоочерке с другими местными достопримечательностями - ведь здесь практически каждый дом имеет свою интересную историю, старую или современную, способную приоткрыть нам неизвестные или малоизвестные события давно минувших времен и века XX.
   Не удалось нам во время этой прогулки пройти по другим частям старого Замоскворечья - его многочисленным переулкам, по Толмачам, Пятницкой улице, Кадашевской набережной. Надеюсь на продолжение этих увлекательных путешествий, и тогда новые снимки в какой-то мере восполнят упущенное.
   До новых встреч!

P.S. Приглашаю посмотреть также фотоочерки "Быково. Усадьба Воронцова-Дашкова" , "Парк Зарядье. Фотопрогулка" , "Воскресный день в Переделкино", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Кусково", "Прогулки по Кузьминскому парку", "Царицыно возрождённое", "Коломенское" , "Кремль в Измайлово", "Николо-Угрешский монастырь", "Коломенский кремль и Фотозарисовки старого города", "Село Остров, Подмосковье" , "Четыре времени года", "Старый Серпухов", "Весеннее утро в Царицыно", "Фестиваль цветников в Кузьминском парке", Волоколамский кремль, Картинки солнечного лета, "Казанский кремль", "Бессмертный полк.Москва,2016" , "Парк Музеон.Фотопрогулка" ,

   А.Шурыгин, 2014 г.
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"