Шурыгин Александр: другие произведения.

Возрождённое Царицыно (фотоочерк)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
  • Аннотация:
    Фотоочерк об одном из лучших московских парково-усадебных и архитектурных ансамблей

ВОЗРОЖДЁННОЕ ЦАРИЦЫНО
(фотоочерк)
К осени 2007 года завершились реставрационные работы в московском музее-заповеднике "Царицыно", длившиеся с переменным успехом около 30 последних лет, но с особым размахом - в 2005-2007 г.г. Именно эти последние годы можно считать временем рождения новой, восстановленной усадьбы.
Дворцовая усадьба приросла новыми благоустроенными территориями. В состав её парковой части вошла зеленая зона, расположенная по другую сторону Верхнего царицынского пруда, которая до этого была самостоятельным лесопарковым участком. Облагорожена и вошла в состав парка территория вдоль Нижнего пруда, а также новая восточная часть парковой зоны. Таким образом, размеры парка удалось увеличить более чем вдвое.
Через Средний царицынский пруд перекинут великолепный новый двухсекционный ажурный мост, внутренние опоры секций которого - на вновь намытом искусственном острове. Здесь же на острове сооружен и серебрится взлетающими вверх и ниспадающими струями большой музыкальный фонтан.
Восстановлены практически все дворцовые строения и парковые сооружения, в том числе и Большой дворец (большой не только по названию, но и по существу - целиком его никаким образом невозможно встроить в объектив обычной фотокамеры). Достроить и реставрировать его не удавалось долгие годы. Восстановлены или проложены заново все парковые аллеи и малые парковые архитектурные формы.
Большой популярностью пользуется музейная экспозиция - для нее (вернее, в том числе и для нее) построено здание из стекла, называемое "Стеклянным павильоном". Это единственное здание на территории современной усадьбы, модерновый стиль которого никак не вписывается в ее историческое и архитектурное прошлое.
Я не стану рассказывать об истории Царицыно, она весьма богата, насыщена интереснейшими событиями и неплохо изложена в многочисленных специальных публикациях, в том числе размещённых в Интернете. Цель настоящего очерка - познакомить читателей лишь с отдельными фотозарисовками и небольшими комментариями к некоторым из них.
Ну, а теперь слово фотографиям, сделанным в разное время года во время прогулок по усадьбе и усадебному парку

***

Огромен поток посетителей музея-усадьбы "Царицыно" в погожие выходные дни - популярность восстановленного дворцового ансамбля и парка несомненна. Пожалуй, трудно сейчас где-либо увидеть одновременно такое количество отдыхающих и прогуливающихся москвичей. От станции метро "Царицыно", в непосредственной близости от которой расположен новый вход на территорию усадьбы, этот поток растекается по нескольким направлениям - по новому мосту через Средний пруд, и по старому - над плотиной Верхнего пруда, с тем, чтобы либо соединиться вновь у Большого дворца, либо ручейками разойтись по берегам прудов и по многочисленным аллеям парка. Взгляните-ка на эти нескончаемые людские потоки.

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

Основная часть посетителей усадьбы, направляющихся сюда от станции метро "Царицыно" и от одноименной платформы пригородной железной дороги, попадает на территорию дворцового ансамбля через парадную въездную арку с Фигурным мостом, соединяющим северную и южную части усадьбы. На очередном снимке - вид на внутреннюю сторону арки и Фигурный мост со стороны дворцовой площади
 [Александр Шурыгин]
Фигурный мост был построен в 1776-1778 годах по проекту В.И.Баженова, автора большинства других зданий царицынской усадьбы. Мост не перестраивался и неплохо сохранился к началу реставрационных работ.

Пальма первенства среди сооружений-ветеранов восстановленного усадебного комплекса принадлежит, несомненно, церкви Иконы Божьей Матери "Живоносный источник". Это старейшее сооружение музея-заповедника. В основном своем виде она была построена молдаванским господарем Д.К.Кантемиром в 1722 году в подаренном ему Петром I за особые заслуги перед Россией имении "Черная грязь" и перестроена в полностью каменном виде его сыном Матвеем в 50-60 годы 18 века. И только лишь ПОЗДНЕЕ, в 1775 году, кантемировское имение было выкуплено Екатериной II для обустройства московской загородной царской резиденции взамен устаревшего деревянного дворца в Коломенском. В купольной части церкви угадываются черты молдаванского архитектурного стиля. В.И. Баженов, уполномоченный Екатериной быть главным архитектором создаваемой царской резиденции, сохранил церковь как часть будущего ансамбля "Царицыно".

 [Александр Шурыгин]

Наиболее популярное и многолюдное место усадьбы и парка - обширная центральная поляна, на которую мы попадаем сразу же после входа через ажурные въездные ворота, ведущие на территорию усадьбы ещё с екатерининских времён. На эту поляну смотрят своими фасадами (или располагаются рядом на прилегающих центральных аллеях) все основные дворцовые сооружения, подавляющая часть которых построена по проектам и с участием Баженова. Выделяется здесь, прежде всего, Большой дворец и ажурная галерея с аркой, соединяющая дворец с Хлебным домом. Они - на следующих двух снимках.
 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

Большой дворец - это, пожалуй, единственное здание усадьбы, которое начали строить по проекту М.Ф.Казакова на месте только что построенного баженовского Главного корпуса Ея Императорского Величества и всей императорской фамилии (таково было его полное название). Этот Главный корпус, который состоял из трех-четырех отдельных зданий, связанных единой композицией, почему-то (есть разные мнения на этот счет) не понравился Екатерине и был разрушен по её указанию. Ну а Большой казаковский дворец во время её царствования достроить не успели. После смерти императрицы строительство усадьбы было прекращено, и только сейчас, в последние полтора-два года дворец словно бы родился заново во всем своём великолепии.

На двух очередных фотографиях более крупным планом показаны Ажурная галерея и Хлебный дом, которые мы уже видели на паре предшествующих снимков

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

Хлебный дом (его старое официальное название ''Кухонный корпус'') - самое крупное строение Баженова на территории царицынского ансамбля. По задумке автора построен он в виде средневекового западноевропейского замка. Достроить Кухонный корпус Баженов не успел в связи с отстранением от царицынского проекта. В середине XIX века корпус был частично перестроен под лечебницу для крестьян (по распоряжению императора Николая I), затем был превращен в гостиницу для дачников. А с 1918 года и до конца 70-х дворец использовался как коммунальное жильё (я успел увидеть его во второй половине 70-х - из большинства его окон выглядывали дымоходные трубы печек-буржуек). После реконструкции, завершенной в 2006 году, залы Хлебного дома - часть исторической экспозиции Царицынского музея-заenter>поведника. В них проходят выставки и вернисажи, а во дворе-атриуме проводятся концерты и театральные спектакли.

***

На противоположной стороне центральной поляны, напротив Большого дворца, располагаются бывшие 1-й и 2-й Кавалерские (служебные) корпуса, вид на которые представлен на очередном фото. На переднем плане этого снимка - остатки фундамента Большого кавалерского корпуса, построенного В.И.Баженовым невдалеке от Главного корпуса Ея Императорского Величества и разрушенного вскоре вместе с этим корпусом.

 [Александр Шурыгин]

На небольшом удалении, напротив церкви (с её западной стороны) - 3-й Кавалерский корпус. Он получил своё современное название лишь в XX веке. Построен по проекту Баженова в 1776-1779 г.г. Документов о предназначении корпуса не найдено. На одном из планов 1810 г. он уже обозначен как трактир (ведь как сказано выше, после смерти Екатерины II строительство усадьбы было прекращено и по своему назначению она больше не использовалась). Позднее корпус служил гостиницей, снова трактиром, дачей. В 20-30-е годы XX в. здесь располагался Царицынский историко-художественный музей. Реставрирован корпус в 1998-2002 г.г.

 [Александр Шурыгин]

И ещё о нескольких великолепных баженовских творениях, расположенных близ Большого дворца на высоком берегу пруда, на так называемой Берёзовой перспективе, ведущей к выходу из дворцовой части усадьбы в парковую через Фигурные (Виноградные) ворота. К числу этих шедевров относится прежде всего Малый дворец, находящийся невдалеке от Фигурного моста, напротив торцовой части Большого дворца

 [Александр Шурыгин]

Этот дворец - одно из самых замечательных архитектурных творений Баженова в царицынском ансамбле. Построен он был в 1776-1778 годах. Его украшением стала великолепная белокаменная эмблема с вензелем имератрицы Екатерины II. К сожалению, автору не удалось начать внутреннюю отделку здания. Стены его были лишь оштукатурены под роспись, но она так и не была осуществлена. После смерти императрицы и прекращения дворцового строительства здание использовалось не по назначению, а затем пришло в запустение вплоть до начала реставрации в 1989-1996г.г.

Рядом с Малым дворцом на пути к Виноградным воротам практически в те же годы был построен Оперный дом (его называют также Средним дворцом)

 []

Считается, что это дворцовое здание предназначалось, по всей вероятности, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, для театральных представлений и увеселений Екатерины II и её двора. Название "Оперный дом" закрепилось за этим зданием лишь в XIX веке, но музыка в нём до нашего времени никогда не звучала - на протяжении всей своей предшествующей истории дворец никак не использовался.

Около Оперного дома бывшая Берёзовая перспектива заканчивается Фигурными (Виноградными) воротами, ведущими в усадебный парк
 []

Ещё одно замечательное творение Баженова в царицынском дворцовом комплексе - Большой мост через овраг (таково его официальное название)

 [Александр Шурыгин]

Этот 80-метровый мост был возведён в 1778-1784 годах и являлся вторым парадным въездом в усадьбу. К нему подходило ответвление от дороги, ведущей из Москвы в Каширу. Мост богат уникальными самостоятельными архитектурными и художественными решениями, и в то же время производит впечатление целостности и гармоничности.

***

Следующие несколько снимков выбраны из числа тех, что сделаны были во время прогулок с фотокамерой в дворцовой и парковой зонах усадьбы. Заключают очерк ещё одна фотография Большого дворца, снятая в свободном ракурсе, и фото фонтанного ансамбля на искусственном острове между двумя секциями нового царицынского моста

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

По особому притягательны сейчас усадьба Царицыно и её парк! Богаты и интересны музейные коллекции, демонстрируемые в новом "Стеклянном павильоне" и в залах Большого дворца. Не меньшей популярностью пользуются музыкальные и культурно-просветительские программы Хлебного дома. Гостеприимны и обширны аллеи старого липового парка, живописны Верхний, Средний и Нижний царицынские пруды. И ещё - здесь удаётся наглядно увидеть и прочувствовать, как можно в короткое время восстановить и вновь сделать прекрасными великолепные творения рук человеческих, остававшиеся долгое время в запустении. Именно поэтому усадьба-музей и её парк в последнее время стали одним из самых любимых мест отдыха москвичей.

P.S. Посмотрите также фотоочерки "Быково. Усадьба Воронцова-Дашкова" , "Парк Зарядье. Фотопрогулка" , "Воскресный день в Переделкино", "Замоскворечье. Прогулки с фотокамерой", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Кремль в Измайлово", "Кусково", "Прогулки по Кузьминскому парку", "Архангельское", "Николо-Угрешский монастырь", "Большие Вязёмы", "Коломенское", "Старый Серпухов","Коломенский кремль и фотозарисовки старой Коломны", "Ундол - вотчина А.В.Суворова", "Село Остров в Подмосковье", "Четыре времени года", "Весеннее утро в Царицыно", "Кисловодск. Лермонтовская площадка - прошлое и настоящее", "Фестиваль цветников в Кузьминском парке", Волоколамский кремль, "Казанский кремль", Картинки солнечного лета, "Бессмертный полк.Москва,2016" , "Парк Музеон.Фотопрогулка" ,

А.Шурыгин

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"