Аннотация: Обзор рассказов третьей группы на конкурсе "Время и Судьбы" 2009
ВДОГОНКУ ЗА ВРЕМЕНЕМ
(конспективно по рассказам группы номер три литературного
конкурса "Время и судьбы")
Данный литературный обзор был написан в несвойственной мне манере литературного минимализма. И всё это произошло "благодаря" пресловутому финансовому кризису, который заставил вашего покорного слугу обратить свой взор на дела тривиальные, связанные с производственными процессами.
Так что - прошу прощения у тех авторов-конкурсантов, кто надеялся на меня в вопросе стилистической и иных правок своего текста.
"Тиснение" пишется через "и". От слова "оттиск", а не от слова "тесно".
Добротное литературно-историческое исследование. Автор (он же герой) перебирает старые фотографии, и перед читателем предстаёт непростая судьба трёх поколений одной питерской семьи.
Высшего балла текст, на мой взгляд, не заслуживает, поскольку отсутствует какая-то изюминка, какое-то "чеховское ружьё" - то, что заставило бы замереть сердце. Последнего, очень искреннего абзаца, для этого маловато.
Это не рассказ, а сочинение на тему "Как я провёл выходной день". Нет интриги, сюжет, как таковой отсутствует. Просто хронологическое перечисление событий. Больше похоже на страничку из ЖЖ, чем на художественный текст.
Не встречал ни разу "ходущавых" мужчин. Таковых не бывает в природе, если я не слишком отстал от прогресса.
Очки, "словна серебрянная бабочка", оставили крайне неприятное впечатление. Но не это главное. Данный текст можно было бы назвать пародией на плохой детектив, но поскольку написано на полном серьёзе, то и судить буду "по-взрослому", без скидок.
Расследования в принципе нет, умозаключения и ассоциации героя, которым автор пытается придать значимость и глубокомысленность, слишком явны. Разгадка предсказуема и очевидна. Персонажи ходульны, события клишированы. Стилистических особенностей и находок нет.
Сюжет рассказа прост... как сама жизнь, как смерть на острове двух одиноких стариков. И остров тоже умер. В тексте встречаются небольшие стилистические огрехи, но это не фатально.
Такое впечатление, что рассказ не был дописан. То ли у автора не хватило терпения, то ли времени, либо не нашлось какой-либо идеи относительно финала.
"Серёга оглянулся и показал "фак" стоящему в в проёме окна амбалу". Недостаёт кавычек, предлог "в" лишний.
"Сквозь нависшие куполом корни пробивалось подёрнутое малиновой тенью солнце. На какое-то время беглец замер и не шевелился.
Огненный диск был густо исчерчен. Из последних сил он пытался пройти сквозь нависшие корни". Повтор не вызывает во мне восторженных чувств.
"...что он всё равно молодец, но сейчс пусть бежит помогать бабке, которая его обыскалась, потому что жарко, а вода для полива грядок закончилась". Ошибка в слове "сейчас".
" - Знаем мы своих, - глухо ответила компания, но, увидев, что мужик один, расслабились". Компания не смогла бы "расслабились" во множественном числе.
" - Да уж лучше, чем нажираться в уличном кафе ил на скамейке в сквере, - подхватил другой". В кафе ила не найдёшь.
"- Это, парни, походу недавно его, того, - тихо сказал Сергей". Причём здесь поход? Если же автор хотел использовать сленговый молодёжный термин, то ему стоило написать раздельно. Вот так - "по ходу".
"Начал он, тем не менее, сразу же отчитываться". Вводное выражение следует выделить запятыми.
" - Я хотела бы приехать и посмотреть, что у вас получается, - деловито, но как-то тихо сказала жена хозяина квартира". Не особо улавливается смысл фразы: "деловито, но как-то тихо". Деловито (делово) - не обязательно громко. Да, кстати, ещё и запятая пропущена.
"Молодая женщина была в полупрозрачной блузке и светлой длинной юбке, тонкие ремешки босоножек обвивали ступни, доходя до смуглых лодыжек". Перед деепричастным оборотом не хватает запятой.
"Она стояла напротив окна, ьак что блузка и юбка просвечивались. Сергей замер и сильно посмотрел в глаза женщине". Во-первых, ошибка в слове "как". Во-вторых, мне совершенно непонятно, как можно СИЛЬНО посмотреть в глаза. Возможно, что-то связанное с телекинезом?
"Еще приблизился, сжал плечи обратной стороной локтей, боясь замарать одежду, и начал целовать её губы, глаза, виски".Обратная сторона локтей - в первый раз встречаюсь с таким изыском.
"- Ну, внучек, завтра обязательно не опаздывай, а то бабушка ворчит на тебя, я то старенький уже, спина не гнётся". Здесь бы я запятую точно поставил, поскольку в прямой речи имеется обращение.
"- Значит, я вам не нужна? - Глаза Анны Максимовны озорно заблестели". Слова автора в прямой речи следует начинать со строчной буквы, если речь не идёт об имени собственном.
"- Ну вот! Вечно ты со своими фокусами. - Голос Нины неожиданно стал жестким, требовательным". Здесь и далее встречаются ошибки в прямой речи. Автор, внимательно перечитайте текст, пожалуйста.
"Хотя мне было бы приятно знать, что ты ее любишь или, по-крайней мере, хорошо к ней относишься". Дефис лишний.
"Нине было нечего сказать. Ей было жаль мать, но она понимала, что Олег прав. Она любила их обоих и поэтому была так беспомощна". Повторные "были" не украшают текст.
Взаимоотношение поколений показаны вполне удачно, автор сумел передать и своё отношение к проблеме. Но, вот беда, новых мыслей нет. Всё, о чём здесь идёт речь, давным-давно написано, и автор поневоле следует за клишированными образами. Правда, цветы в конце повествования оставляют очень приятное впечатление.
"На развалины древнего христианского храма он не пошел из-за кучки студентов-археологов, что-то шумно доказывающих друг другу..." Не хватает запятой перед причастным оборотом.
"К дому пристроили еще две комнаты, и все лето дворик в селе Айвовом наполнялся радостными криками внуков". Не хватает запятой в сложносочинённом предложении.
" - Ха! - сказал Нос. - Так это ты кусок могильной плиты откопал". Не хватает тире в прямой речи.
Интересная житейская история с мистическим подтекстом. Очень хорошо!
"Казалось, если хорошенько приглядется, то на причудливом изгибе ветки можно разглядеть маленькую фею или коварного змея, притаившегося у ствола дерева в ожидании добычи". В слове "приглядеться" пропущен мягкий знак. А повтора однокоренных я бы постарался избежать. Как? Да очень просто - написать, например, так: "можно увидеть маленькую фею" или "можно различить маленькую фею".
"- Вот и товарища себе нашел! - Николай потянул жену за руку, нарочито не замечая ее нежности, - Пойдем сфотографируемся все вместе у саксаула, да поедем, к ужину успеть надо!" Запятую нужно заменить точкой.
" - Здесь живет местный босс, в прошлом - председатель колхоза, а ныне - просто бай, - сказал Николай, оглядываясь в салон машины, - Зайдем? Надо поздороваться". Автор, внимательно просмотрите правильность написания составной прямой речи. Сдаётся мне, что есть ещё ошибки.
"А эти дети живут в этом богом забытом ауле, и мы для них, как..., - Валя отвернулась, на глаза навернулись слезы". Повтор связки "это" явно нехорош. Да и резонансно-акустическая пара "отвернулась - навернулись" в восторг меня не приводит.
"Тоже босые, в традиционной узбекской одежде - в ярких просторных платьях, из-под которых выглядывали такие же штаны, доходящие до щиколоток". Не хватает дефиса.
"Девочки шептались меж собой, посмеиваясь и искоса поглядывая на "Хонду", но не решались подойти к незнакомой машине, возможно, они стеснялись или им было стыдно за представление малышей". Марку автомобиля следует закавычить.
"А, может быть, они счастливы? Кто знает, как всегда я сужу со своей колокольни!" Вводное выражение не заключено в рамки запятых.
Не увидел в этом рассказе ничего такого, чтобы поспособствовать его продвижению в финал. Автор, не переживайте, не плох ваш рассказ. Просто в "мою семёрку" он нынче не попал.
История о том, что оно просыпается - материнское чувство. И не всегда мировой финансовый кризис мешает этому. Ровно, профессионально, композиционно отточено.
История о том, что наша жизнь - это цепочка разочарований. Идеалы юности блёкнут, звёзды, которые зажигали в молодости, отчего-то гаснут, а попытка войти в одну и ту же реку многократно оборачивается фарсом.
Приятный стиль изложения, замечательное чувство юмора автора. Но воспринять данный текст в качестве законченного рассказа не могу. Скорее, это фрагмент какой-то большой вещи. Очень неожиданно заканчивается история. Хотелось бы пострелять из "чеховского ружья", а оно оказалось незаряженным. Нет, не так. Патронов было мало, а мишени ещё остались непоражёнными. Такое вот общее впечатление.
"...ныл желудок, побаливала голова, состояние души было... неопределенное, вставать с постели не хотелось.
Можно было, конечно, опоздать на работу, и даже придти после обеда, никто бы и слова не сказал, но дело в том, что Николай Федорович был начальником...
Воробьев придерживался аскетического образа жизни и в делах чести был неукоснителен, поэтому опоздание было для него совершенно невозможным. Его распорядок жизни был расчерчен четкими прямыми линиями..." Вот эта невероятно разросшаяся "былинность", ПМКР, делает текст не совсем приятным для чтения.
"Дорога на работу занимала двадцать минут и проходила по определенному распорядку. Всякий раз, когда проходил мимо витрины магазина, что около автобусной остановки, Воробьев по обыкновению глядел в небольшой аквариум с живой рыбой..." Неудачный повтор однокоренных глаголов.
"Дескать, была раньше речка, а нынче пересохла, а без речки плохо и пристально взглядывал на Колесова - понимает ли тот, что без речки плохо?
Игорь Витальевич сочувственно кивал - мол, как не понять, плохо, конечно, без речки.
- Стало быть, с водой у вас в селе плохо?"Трёх запятых не хватает. Во всех трёх случаях имеем дело с вводными словами и выражениями.
"- Это знаменитый кот, известный мышелов. Порода такая, особая. У нас в деревне таких раз, два и обчелся, большой редкости порода, не от каждой кошки произойти может! Если такой окраски кот повадится в огород, то, считай,мышей там и не останется". Хорошее предложение, рекламирующее способности кота, несколько подпорчено повторами.
"Наконец, свежий воздух сморил его, и он задремал". Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении.
"...пообещал все выполнить в точности и... оказался счастлив, словно вырвавшийся на свободу ребенок". Пропущена запятая.
"Перезнакомились и передружились со всем селом, люди там жили на редкость добродушные и гостеприимные - ничего не скрывая, открыли им в лесу все грибные и ягодные места". После деепричастного оборота не хватает запятой.
"Скорее, наоборот - сделался необычайно нежным и внимательным сердечным другом, откуда-то взялись галантность манер и ласковость обхождения...." Не хватает запятой и дефиса.
"Да и ему никто из компании не звонил, а может, и звонили, но не могли дозвониться, как он не мог дозвониться сюда Колесову". Запятая.
Отличный рассказ о том, что счастье совсем не там, где мы его настойчиво ищем. Счастье - жить на земле естественным манером, заниматься простым трудом, не завидовать и не копить, любить от чистого сердца и быть любимым.
Жёсткий рассказ, которому, ПМКР, удалось выдержать балансировку на грани "фола", не впав в "чернуху". История не стала банальной "страшилкой". И это радует.
"Он рассматривал четверых мужиков, занимающихся своими делами. Они делали вид, что им и дела нет до Санька..." Повтор не из числа тех, которые нужно сохранять в тексте во что бы то ни стало.
" - Ну, вот и договорились. Пошли, ребята". Парочку запятых я бы точно добавил.
"Взмахнув рукой, он произнес," Здесь должно быть двоеточие, а не запятая, поскольку следом пойдёт прямая речь.
"- Живем, братан!" Отсутствует запятая перед обращением.
"Так они почти дошли до своего рабочего места, но у печи обжига, Теплотраса не удержался и помахал рукой Обормотычу и Хирургу толкающих вагонетку с сырым кирпичом". Непорядок с падежным окончанием. Следовало написать "толкающим".
"Нельзя брать на себя роль судьи и решать, кому жить, кому умирать".
"Боялся, что его собьет машина, если не собьет, то его ограбят или он сломает ногу, или купит продукты, а они отравлены".
"- Иди, работай, блудный сын бестолковых родителей". В трёх приведённых выше предложениях не хватает по одной запятой.
"Властным движением руки тот приказал водителю достать закуску и выпивку. Багажник был забит до отказа разной снедью и выпивкой". От данного повтора я бы предпочёл отказаться, изменив формулировку.
"Наконец, управившись с рубашкой и брюками, надел галстук и пиджак". После вводного слова следовало бы поставить запятую.
Нет ничего страшнее и беспощаднее не просто русского бунта, а бунта с фрейдистским подтекстом. Автору спасибо!
"...смотрела кино. Кино, длинною в жизнь". Ошибка в слове "длина".
"А Акулина лежала на перине и думала, что это та же перина, на которой они с Тимофеем спали, и когда он придет и снова ляжет..." Повтор не слишком страшен, а вот запятой не хватает.
"Сердце сжалось от боли, на мгновенье замерло и застучало часто-часто ." Дефис бы здесь не помешал. А пробел перед точкой лишний.
"Без документов, куда податься?" Пропущена запятая.
"Не высокая, тоненькая, как тростинка, голубоглазая , с чистой белой кожей и румянцем во всю щеку, с выбивающимися из под платка черными, слегка вьющимися волосами, Акулина только украдкой поглядывала на Тимофея". "Невысокая" в данном контексте пишется слитно. Перед запятой лишний пробел.
"Акулина проклинала тяжелые ведра с водой, которые с измальства приходилось таскать, может, и выросла бы по более, ведь в семье она была самая маленькая. Может, тогда и Тимофей бы взглянул". Ошибка в написании слова "сызмальства", "поболее" пишется слитно. Не хватает двух запятых.
"Да на годочек бы хоть постарее быть. А так, по деревенским меркам, она еще не на выданьи была". Следовало написать "не на выданье".
"Она повернулась к калитке и, скорее, почувствовала, чем увидела - кто-то стоит в нескольких шагах от неё". Недостаёт запятой после вводного слова.
"Акулина сама не зная почему, шагнула к дому. И не то, чтобы испугалась, а просто мечта, неожиданно превратившаяся в явь, сделала соседний забор, ворота её дома и всё-всё вокруг неправдишным". Не хватает запятой перед причастным оборотом. Слова "неправдишний" очень сомнительное в плане литературной чистоты.
"И виделось и слышалось всё, будто бы со стороны". Пропущена запятая.
"- Вставать скоро... - Она зачем-то развязала и снова завязала платок". Слова автора в прямой речи следовало начинать со строчной буквы.
"Заняли под неё и весь надел, и огород возле дома". Запятой не хватает.
"Все лето таскала на карамысле воду, поливала, окучивала и осенью накопали знатный урожай". Ошибки в слове "коромысло".
"Устинья в это время уже имела четверых детей, мал-мала-меньше". Здесь бы я использовал парочку дефисов.
"Жила очень голодно и Тимофей, видя, как переживает Акулина, велел ей каждое утро кувшин молока относить сестре". Пропущена запятая.
"Тихо-тихо прилегла на край и накрылась с головой". Не хватает дефиса.
"Осенью картошку продавать не стали, а, перебрав и просушив, спустили в подпол, рассчитывая весной продать дороже". Деепричастный оборот не выделен запятыми.
"Так оно и вышло. Ещё и Устиньи ни одно ведро унесли". Неверное окончание в имени. Следовало написать - Устинье.
"Поэтому пол оставался земляной. Акулина была несказанно счастлива". Счастье оттого, что пол земляной? Может быть, имеет смысл изменить формулировку.
"Они планировали, что на будущий год Тимофей достроит дом, и вся их семья переедет в него жить". В сложносочинённом предложении недостаёт запятой.
"Дел в хозяйстве невпрворот". "Невпроворот" пишется слитно и с тремя буквами "о".
"- Али как.- Тимофей посмотрел на мужика и вдруг понял, что ничего он у него про своих не спросит". Точку следует поменять на запятую.
"Однако, он поднялся с лавки и попросил; "Слей на руки."" Запятая лишняя, а вместо точки с запятой должно быть двоеточие.
"Встал, одернул гимнастерку, снял пилотку, перекрестился; "Прости отца своего, не смог тебя уберечь."" Точку с запятой следует заменить двоеточием, а точку и закрывающую кавычку поменять местами.
"Акулина вернулась домой. Постояла немного на крыльце и пошла к Устиньи". Наверное, всё же "к Устинье".
"...Акулина была ещё не за мужем, и первую дочь Устиньи вынянчила она". "Замужем" пишется слитно.
"И Усьтинья осталась одна с четверыми малолетними детьми". Мягкий знак лишний.
"Определялся объём работы, который защитывался за один трудодень, и в ведомости напротив фамилии ставилась палочка". Ошибка в слове "засчитывался".
"После сбора урожая подсчитывали, у кого, сколько трудодней, потом правление колхоза определяло, сколько и чего будут выдавать за каждый отработанный трудодень, и таким образом должен был производиться расчет с колхозниками". Пропущено четыре запятых.
"Местная ребятня, та, что постарше, помогала родителям по хозяйству". Не хватает запятой.
"Стал рассказывать, что был в Сибири, и люди там живут не в пример лучше". В сложносочинённом предложении не хватает запятой.
"- Мой-то совсем ополоумел! Говорит - сторговался с председателем, выдаст он на меня ему документ, собирай, говорит табор, едим". Так едим или ЕДЕМ?
"Уж ежели хужей, чем тут, будет - ворочайся". Без комментариев.
"Вишь, говорит хлеба, сколь хочешь,и не чета нашему". Опять нехватка запятых.
"Сама Устинья была не грамотной". "Неграмотной" следует написать слитно.
"Походила в церковноприходскую школу, каких два или чуть более месяца". А КАКИХ два или чуть более месяца? Замысловато как-то.
"Иван чинно, как будто не был всегда готов выпить хоть целую крынку молока, подошел к столу, сел на лавку рядом с матерью и принялся сеть". Наверное, не "сеть", а "есть"?
Что-то и эта семейная история совсем на рассказ не похожа. Перечисление событий. Хроника. История жизни. Что угодно, но не рассказ. Автор, но не спешите меня колесовать, просто я не смог воспринять ваш текст в качестве самодостаточного художественного текста.
"Расстояние - мой противник, но время - мой союзник. Оно уже двинулось четкими мелкими шажками сквозь невыносимые недели и месяцы. Каждый скажет, что это невыносимо, но ты не беспокойся за меня, я как-нибудь справлюсь. Я разделю зерно на четыре части".
Цитата из рассказа скажет лучше, чем бы я мог сказать. От себя только одно - прекрасный рассказ, чем-то напоминающий по стилистике Дину Рубину. Но совершенно очевидно, что стиль у автора свой. Если бы мне довелось делить зерно, то в каждой из частей стояла бы высшая из возможных оценок, спасибо!