Краснов Иван Витальевич : другие произведения.

Группа три, миниатюр семнадцать! Шрапнелью!!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Я не знаю, хватит ли у меня терпения написать обзор на все тексты, которые попадут под мою судейскую гильотину. Обычно я "сгораю" после первых двух-трёх десятков текстов, махнув рукою: этот мир мне всё равно не переделать. Но, по крайней мере, никто не сможет сказать, что я даже не пытался сделать такой обзор.
  Я уже прослыл здесь человеком, который делает вывод о произведении, читая только первые пять абзацев. Я не стану никого разубеждать. Более того, признаЮсь, что зачастую именно так всё и происходит. Но это бывает только тогда, когда моя судейская мантия висит на плечиках в пахнущем нафталином шкафу.
  Одно я могу сказать точно: будучи судьёю СНП-2008, я прочитаю каждый текст от начала до конца, а если чего-то не пойму, то перечитаю его снова. И очень даже может быть, что сделаю это не один раз.
  Но уж тогда, извините, воздам за всё.
  Да, и кстати... раздаю оценки исключительно "по ранжиру". В группе двадцать рассказов и семнадцать миниатюр, в каждой номинации можно поставить оценки от 1-цы до 6-ки. Стало быть, три рассказа из двадцати получат наивысшую оценку... три рассказа на один балл ниже...
  
  
  1. Русинов А.Д. "В черте города"
  

Таким образом человечество завоюет Вселенную. Или навсегда её потеряет.

  
  ... а мне вот абсолютно всё равно, завоюет человечество Вселенную или же навсегда её потеряет. И ни красота, и ни пафос подобных фраз меня не уже давно цепляет; равно как и не цепляет меня ни "хоровод светляков", ни "сиреневая глубина на дне чашки".
  Так что, давайте-ка посмотрим, что же останется от текста, если с него, словно губкой, смыть глобальные проблемы Человечества (которые, в общем-то, надуманы, и надуманы они задолго до автора) и витиеватую пыль красивых речевых оборотов (со спорною красотой, знаете ли, со спорную).
  А остаётся история про то, как один человек случайно столкнулся с вице-президентом Корпорации, в которой работает он сам. Что произошло потом, и что случилось через много-много лет.
  Ещё тут есть речевые обороты, которые, на мой самокритичный взгляд, не очень удачны: "струя кофе падает из автомата в кружку"; здесь есть местоимение "Вы", которое с большой буквы пишется только в официальных письмах.
  И ещё, кстати... вице-президенты Корпораций, как и полковники, не бегают за мелкими служащими "перепрыгивая через мои наполовину занесённые пылью следы". В мирное время это вызывает смех, а в военное - панику.
  В серединке моего топа будет этот текст, однако...
  
  
  2. Боевой-Чебуратор "Ночь мегаполиса"
  

Не писалось.

  
  ... и в общем-то, в этих двух словах уместилось всё последующее.
  Вот только, на мой самокритичный взгляд, очень неразумно давать начало текста предложением из двух слов, в одном из которых ударение можно поставить и так, и эдак. Это всё равно, что назвать роман "Сестра ворона". И пусть читатель сам догадывается, как правильно расставлять ударения. А ведь та фраза, которая может быть прочитана неправильно, будет прочитано именно так в трёх случаях из пяти.
  А по всему остальному можно сказать, что лирика здесь перевесила всё остальное. Хорошо это или плохо, нравится это кому-то или нет - сейчас не про это. Дело в том, что текст этот можно назвать "узкозаточенным". Всю глубину страдания творческой личности может понять только тот, кто сам побывал в такой шкуре. Остальные равнодушно пожмут плечами: эк, невидаль, и чего ему не спалось-то? Съел чего-то не того, наверное...
  И обратите внимание на миниатюрку за семнадцатым нумером. "Ты - мой..." Похоже в том плане, что когда писатель понимает, что ему не о чём писать, он начинает описывать именно этот текущий момент своей жизни.
  Ну, и без выпендрёжа словесного тут не обошлось. Без того самого, который на этом конкурсе очень не нравится организаторам: "водители ... считают священным долгом известить ... о постигших молодых несчастье", например. Я понимаю, что Вы хотели вызвать у читателю добрую улыбку, но у него, знаете ли, получилась кривая усмешка.
  Ну, а в остальном, очень даже неплохо. Близко-близко к лидерам моего топа будет этот текст.
  
  
  3. Чернов С.В. "Откройся, дверь, откройся"
  

Аль Халим ушёл в лес.

  
  ... увидел там озеро джинов, и на этом, в общем-то, всё закончилось.
  Надо было или же нет развивать эти пять слов до размера миниатюрки, мне сейчас даже думать не хочется. Автор развил. Честь ему и хвала за это.
  С пафосом перебор, со стилем "а-ля тысяча и одной ночи" - тоже. Это всё равно, что придумать хорошую историю, найти подходящую идею, а потом бац! положить всё это в отвратительную упаковку. Ну, допустим... рыцарских романов. И читатель в ужасе, и истории от этого только хуже...
  И ещё одно насторожило... "По старым книгам праотцов собирал Аль Халим травы, ими лечился" и "Там, на дне как свечи стояли шеренги людей"... я, знаете ли, как две бутылки-то выпью, то с покемонами разговаривать принимаюсь. Что, в общем-то, не делает мою жизнь более фантастичной.
  Намного ниже среднего.
  
  
  4. Елеев С.К. "Пернатое счастье"
  

Она увидела его, а он - ее. И не нужны были никакие слова.

  
  ... тем не менее, автор написал "многа букофф".
  И вот некоторые из них: "Лишь чувства вели ее в неизведанное", "Утро стало таким розовым", "Но счастье оказалось так мимолетно", "И небо затянуло тяжелыми низкими тучами" и "Сердце отчаянно умолкало"...
  Один мой хороший знакомый называет подобные тексты "детским лепетом". Подростковый максимализм помноженный на гиперсексуальность обычно и порождает такое словесное недержание. Хлещущие через край эмоции - не лучшее подспорье для написания текстов.
  И даже финал, где всё, вроде бы, проясняется, уже не может исправить положение. Многие читатели (ох, насколько же многие!) улыбнутся, открыв для себя в финале, что всё происходящее - лишь брачные танцы тех, кого обычно птицами не называют... А я вот лишь пожал плечами, разглядев здесь и профанацию, и те игрища с образами, которыми так гордятся постмодернисты.
  Будет в моём топе где-то посередине. Исключительно потому, что у автора были добрые намерения.
  
  
  
  5. Иволга Н. "Возможная жизнь"
  

Митя с нетерпением ждал, когда ему изготовят очки

  
  ... и он таки этого дождался. И я вот тоже дождался.
  Вот наконец-то первый текст на конкурсе, автор которого не уводит читателя в глубины веков и пространств. И не загружает его ни проблемами разумных жуков, ни ужасами посюстороннего мира.
  Обычная история обычного мальчика из обычной неполной семьи. Той самой семьи, которая запросто может жить где-нибудь на соседней лестничной площадке. Мама, которая, "иногда ревёт, как маленькая девочка"; малыш, который уже "Сказку о рыбаке и рыбке" выучился читать и все остальные персонажи миниатюры.
  И мне плевать на то, что в этом рассказе автор не поднимал глобальные проблемы, которые затрагивают основы мироздания (лично я уже устал про это и читать, и слушать); плевать на то, что мишура "фантазии безудержного полёта" выглядит гораздо более привлекательно, чем эта скромная история; на то, что большинство "почитателей фантастики" и (ну, чего уж греха таить?) редакторов гламурных фантастических журналов скажут "фи! Как-то всё у вас тут простенько..."
  Совсем-совсем недавно ко мне пришло замечательное название для такого жанра: фантастический реализм. То, что рассказ фантастический не вызывает ни у кого сомнения. Но мир, который описан в тексте, и (самое главное!) то, как это всё нарисовано автором - можно ни секунды не сомневаясь отнести к реализму.
  Я непременно снижу оценку на пару баллов из-за того, что в тексте, в общем-то, описывается, как это здорово спрятаться от реальных проблем за "карамельные" очки - "ни за что он больше не снимет свои карамельные счастливые очки, как бы его ни упрашивали". Я категорически против таких идей, и такие вот очки не хочу ни себе, ни своим детям.
  И непременно подниму оценку на пару баллов за попытку "фантастического реализма".
  Лично у меня - в первой тройке.
  
  
  6. Коваль-Сухорукова "Пусть покинет тебя грусть"
  

- Ты - кто? - хрипло спросил водитель.

  
  Судя по всему, автор слишком много смотрел фильмы ужасов средней руки. Или наоборот - слишком мало. И поэтому не знает, как часто там используется этот приём: водитель на ночной дороге сбивает Нечто. Настолько часто, что множество пародий на фильмы ужасов начинаются именно с этого момента.
  Автору надо очень-очень постараться, чтобы исправить это впечатление "первых пяти абзацев". А в данном случае, простите, этого не получилось.
  Те времена, когда зомби-вампиры-призраки-умертвия описывались авторами как исчадия ада и проклятия рода человеческого прошли. И теперь многие авторы (искренне считая, что они оригинальны в своих решениях) рисуют этих самых персонажей милыми и добрыми. Ну, а если и не очень милыми, но всенепременно - нестрашными.
  Я не буду сейчас заострять внимание на том, что труп не может незамеченным провисеть на дереве несколько месяцев. Не буду пожимать плечами, обсуждая действия водителя. Который проехал было мимо трупа, потом предложил отправиться в полицию, а в конце всё-таки вернулся, чтобы похоронить неупокоенное тело.
  В середине моего топа.
  
  
  7. Литвин В.В. " Станцуем, леди!"
  

А внизу - пляжик.

  
  
  И автор утверждает, что на этом пляжике творились страшные вещи.
  Ещё он утверждает, что это - миниатюра из жанра фэнтази.
  А я вот, сколько ни читал, никак не мог найти фантастическую составляющую. Скажите, она только в том, что женщина может бегать по волнорезу в такую погоду, когда её мужа с того места смывает волной?
  Я не стану сейчас говорить о достоинствах и недостатках этого текста. Потому что я не собираюсь его оценивать.
  На мой самокритичный взгляд в тексте не хватает самого главного для участия в конкурсе фантастических рассказов.
  Минимальная оценка в моём топе.
  
  
  8. Мартынюк М.И. "Парк несбывшихся желаний"
  

Местность вокруг была совершенно незнакомой.

  
  ... и в эту незнакомую местность попадает наш человек.
  Ой, сколько же историй начинается подобным образом. Шёл, дали по затылку, упал, поднялся при дворе короля Артура... или в Стране Невыученных Уроков... или в Королевстве Кривых Зеркал... или... да мало ли этих "или"?
  Я вот долго думал, а для кого автор писал этот текст, назвав то, что у него получилось, сказкой. Для детей? Непохоже. Канцеляризмики, затянутость диалогов и тень отца Гамлета делают текст нечитабельным для ребёнка. Для взрослых? Вряд ли... уж слишком всё наивно. Для великовозрастных детей, которые "застряли" в своём детстве и делают восторженное выражение лица, когда читают подобные поделки? Скорее всего - да. Мне люди такого склада ума тоже когда-то нравились. До поры до времени. Пока не понял, что им, в общем-то, неважно, что хвалить. И тогда общаться с такими вот людьми мне стало неприятно. Как впрочем, стали неприятны и такие вот тексты. И таким вот авторам хочется сказать: а что, собственно гоаоря, Вы хотели получить в итоге?
  Ниже среднего в моём топе. Тем паче, что куча "скользких" моментов, в которых просматривается призрак постмодерна.
  
  
  9. Нестеров Р. "Сдавайся"
  

Чего святого здесь искать?

  
  
  ... но автор, судя по всему, что-то такое здесь нашёл.
  Лично я считаю себя язычником. Я одинаково чту (а если говорить точнее - не обращаю особого внимания) всех Богов, не делая особой разницы между ними. И для меня совершенно одинаковы и Перун, и Иегова, и Аллах, и Кали, и многие другие. Так, кстати, очень удобно, Рождество праздновать: 25-го декабря начал, 7-го января закончил...
  Я очень осторожно отношусь к тем текстам, где есть религиозная подоплёка. Мои детство и юность прошли при государственном атеизме. Я наблюдал "второе" крещение Руси со стороны; и сейчас вижу, что некоторые люди, искренне считая себя верующими, таковыми на самом деле не являются. Чем, собственно говоря, лишь дискредитируют Веру. И на мой самокритичный взгляд, очень трудно нарисовать такой текст про Веру, который не будет либо наивно-слащавым, либо противно-воинствующим.
  А идея наличия-отсутствия креста, как опознавательного знака свой-чужой... чесслово у меня ничего кроме раздражения не вызывает. И раздражение это усиливается, когда я начинаю понимать, что что-то в этом тексте не понимаю. Про странную войну, которая в один миг "заглатывает города, села, деревни". Что это? Армагеддон в действии? И пошла толпа мёртвых? Фу-у-у-у...
  Это, кстати, уже второй текст в группе, создавая который автор решил, что ход сделать мёртвых нестрашными - оригинален...
  Да, и кстати... лично я написал бы название с восклицательным знаком.
  Однако, близко к лидерам. Но! исключительно из-за мастерски нарисованного характера Марьи.
  
  
  10. Нуллонэ Э. "Зеленый луч"
  

В книгах пишут, что зеленый луч может делать всякие необычные вещи.

  
  ... и автор, судя по всему, этим книжкам поверил и написал свою миниатюру.
  Ну, что ж... довольно ровненький образец фантастического реализма (см. выше - обзор текста N5). Немного наивный сюжет, но он, в общем-то, как раз для миниатюры: раз, два, три и всё закончилось.
  Вот только про "клин клином" я что-то слабо верю. Вернее, про то, что такая идея могла прийти в голову мальчишкам. С большей вероятностью я бы поверил, что мальчик пришёл бы в ужас, если бы кто-то ему предложил: а давай ещё раз. Как бы чего ещё хуже не получилось.
  И дети здесь какие-то недетские получились. И говорят не так как дети, да и поступают тоже.
  Совсем близко к тройке лидеров топа. Если не в нём.
  
  
  11. Переплётчик А.Л. "Зову я смерть"
  

ля-ля-тополя - ну ты же знаешь, как я отношусь к мистике

  
  
  "Она договорилась с теперь уже бывшим любовником Габи о том, что он приедет и отдаст ей диски, которые она в своё время дала ему послушать, и сейчас она ждала его. Когда она заметила внизу его серую "Субару", въезжающую к ним во двор, она вышла из квартиры. Минут через десять она вернулась с пакетом в руках, и ушла к себе в комнату."
  Все желающие могут бросать в меня камни по поводу того, что судья Краснов делает выводы, прочитав только первые пять абзацев текста. Ну, а чего же вы хотите, если приведённый пример - самые первые предложения миниатюры? И что бы автор дальше не написал, как бы хитроумно он не закрутил сюжет, насколько бы красиво не нарисовал своих героев - моё мнение окончательно: автор, мягко говоря, не силён в работе со словом. И наивысшую оценку этот текст не заслуживает уже из-за вот этих самых предложений.
  Я не верю в ту ситуацию, которая нарисована в миниатюре. Картонные персонажи, марионетками прыгают и говорят то, что автор хочет сказать читателю. А не то, чтобы сказала здоровая, бездетная женщина двадцати семи лет от роду. Та, которая, скорее всего завизжит при виде крысы или тараканов, но спокойненько так говорит "Здравствуй, смерть" при виде "благообразной старушки в шёлковом чёрном платье" и в ореоле голубого свечения. И не верю, что с диагнозом "лёгкая контузия" можно так мило беседовать с водителем через секунду после получения этой самой контузии.
  Одним словом, всё настолько вымучено, что подходит лишь для низшего места в моём топе.
  
  
  12. Хаер Р.К. "Сайт для принцесс"
  

Выскочили картинки. Ой, сколько вас тут.

  
  ... и автор эти самые картинки решил донести до читателя.
  Единственное достоинство этого текста, которое невозможно оспорить, - он, в отличие от большинства поданных на конкурс, и в самом деле является классической миниатюрой. Которая должна быть как повестка из милиции, как удар моргенштерна, как поцелуй перед уходом на работу. Краткой, точной и законченной. Не забыть бы поднять оценку на пару баллов за это...
  Я был в восторге, читая текст до первых "***". И герой живой, и ситуация нормальная, и этот герой в этой ситуации живёт так, как ему хочется, а не так, как того автор желает...
  Я был в недоумении между первой и второй "***". Если первый вариант ответа "молодой человек..." был искренним, естественным и правдоподобным... то "молодой эльф" был просто копией. Копией с копии. Или пародией. Или призраком постмодерна.
  А уж после второй "***" я пришёл в ужас.
  Точное попадание в середину моего топа.
  
  
  13. Шапошников И.В. "Если снежинка не растает"
  

Солдат должен делать свою работу...

  
  ... а вот автор написал, что он хотел делать совсем другое.
  Нет, вы это специально, да? Вы все сговорились, или же это просто случайно так получилось? Третий(!) текст из уже прочитанных мною тринадцати, в котором рассказывается про то, что мёртвые - не такие, какими их обычно рисуют в фильмах ужасов. Что они могут распевать песенки милым сопрано, что они рады встретить родственников, перед этим разметав сопротивление заградотрядов...
  Я, в общем-то, не против читать всё это; и такие сюжеты даже нравятся мне гораздо больше, чем те, где мертвецы вылезают из могил для того, чтобы пожрать тёплые мозги.
  Но мысль про то, что мёртвые на самом-то деле не такие, а совсем-совсем другие - не нова. А если ничего кроме этой мысли в тексте нет... с этим засильем живых трупов надо что-то делать.
  Да, и кстати... "винтовочные очереди" странновато звучит. Читатель привык к очередям автоматным и винтовочным выстрелам. Даже если эта винтовка - М-16, которая может стрелять очередями.
  
  
  14. Сударева И. "Яблоко в галерее"
  

- Фрукт. Банальный и пустой по своей сути. Завтра ты сгниешь

  
  ... и текст, однако, тоже какой-то пустой получился.
  И не вышла здесь законченная история у автора.
  Текст есть, диалог есть, герои есть. А вот действия нет. В смысле того, что нет той завершённости, когда читатель наконец-то выдохнет, вздохнёт радостно (или облегчённо) и пойдёт ставить чайник. Улыбнулся читатель? Да, может быть. А потом он что делает? Колёсико мышки туда-сюда крутит и думает: что? это всё? нет, правда-правда все?
  Как катилось яблоко, так оно и катится. Как болтали друг с другом люди на портретах (жуть как напоминая при этом рекламу какого-то кофе), так и болтают. И всё так на своих местах осталось и не сдвинулось ни на миллиметр.
   Похоже на этюд, на студенческую зарисовку "по заданию". Надо было за полчаса текст написать с заданными параметрами - и вот вам пожалуйста.
  А пусть в серединке топа будет. Мне, в общем-то, не жалко.
  
  
  15. Васильев С.В. "Ненужная адаптация"
  

... если кто в космос поднимется, то уже перестает человеком быть! Ясно?!

  
  ... и автору, судя по всему, ясно. А вот читателю, мне кажется, - нет.
  Потому как, ему наплевать на многочисленные технические подробности, которыми так щедро нашпиговал текст автор. И самое главное можно было запросто уместить в пять-шести абзацах, а не размазывать тонким слоем по диалогам человек-человек и человек-машина.
  Мне непонятна логика "старцев", которые сначала за уши оттащили героя от звездолёта, посадили в хижину-карцер, а потом подтолкнули в спину: лети, мол.
  Мне непонятен финал, где у главного героя, словно чёртик из коробочки, вырастают крылья. Это всё равно, что был нормальный детектив до последней страницы, а потом: бац! - а всё, на самом-то деле, мистикой оказалось.
  Близко-близко к аутсайдерам.
  
  
  16. Ветнемилк К.Е. "Сюжет из жизни"
  

Конечно, проще всего было не поверить нежданному гостю

  
  ... но автор, тем не менее, заставляет героя поступать совсем по другому.
  Именно - заставляет, а герой, послушный воле автора, делает то, что ему велено. А не то, что сделал бы
  Автор явно предлагает нам посмеяться... но вот только давайте назовём всё происходящее своими именами? Доходяга инопланетянин развёл лоха-старика на бабки, заслал его в ларёк за допингом, выжрал всё что есть в холодильнике и обманным путём выманил серебряные ложечки. А потом ещё и дружкам своим растрезвонил: наливают, отпускают... Смешно? Да, блин, ухохочешься...
  Я вот ещё, кстати, и здесь тоже угрюмое лицо сделал: "Но не продал душу "золотому тельцу", не ушел с телестудии "в бизнес"". И чувствуется (ой, как хорошо чувствуется!) как автор любуется своим героем и читателю тоже предлагает им полюбоваться. Ах, блин, даже слезу скупую, мужскую пролить хочется. Дотянул старик до пенсии, перебиваясь случайными заработками. И хотя ни семьи, ни детей не нажил (ну, где они были, когда он осьминога альдебаранского от похмелья спасал и когда творожным сырком питался?), зато душу свою в чистоте сохранил и рук своих презренным металлом не замарал... Знаете, проблемы начитаются не тогда, когда люди начинают гоняться за деньгами, а тогда, когда они решают, что делать это очень плохо.
  Я не люблю, когда меня заставляют смеяться над лохами, убогими, идиотами, даунами, а вдобавок - делая из такого героя лубочную картинку.
  Внизу моего топа.
  
  
  17. Vi, Константин К. "Ты - мой..."
  

А я буду счастлива и горда тобой...

  
  ... хотя, судя по тексту, можно сказать, что героиня "горда собой".
  Ещё один текст, в котором автор рассказывает о том, что он ощущает в момент творчества (см. миниатюру N2).
  Мне говорили, что это - заезжанный штамп многих, кто пишет тексты исключительно на конкурс. Я не верил. Теперь верю.
  Это не фантастика, это не миниатюра. Это поток мыслей. Осознанных мыслей¸ но всего лишь поток.
  Внизу моего топа.
  
  
  Ну, вот что-то нечто этого у меня получилось в моём ранжире:
  
  1 Иволга Н. Возможная жизнь
  2 Нуллонэ Э. Зеленый луч
  3 Нестеров Р. Сдавайся
  4 Русинов А.Д. В черте города
  5 Хаер Р.К. Сайт для принцесс
  6 Шапошников И.В. Если снежинка не растает
  7 Боевой-Чебуратор Ночь мегаполиса
  8 Елеев С.К. Пернатое счастье
  9 Коваль-Сухорукова Пусть покинет тебя грусть
  10 Мартынюк М.И. Парк несбывшихся желаний
  11 Переплётчик А.Л. Зову я смерть
  12 Vi, Константин К. Ты - мой...
  13 Васильев С.В. Ненужная адаптация
  14 Сударева И. Яблоко в галерее
  15 Чернов С.В. Откройся, дверь, откройся
  16 Ветнемилк К.Е. Сюжет из жизни
  17 Литвин В.В. Станцуем, леди!
  
  
  Немного не совпадает с моей предварительной оценкою. Потому как она давалась до того, как я прочитал все тексты и приходилось "тасовать" их, переставляя с места на место.
  
  Да, и кстати... удручён. Очень.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"