Лифантьева Евгения Ивановна : другие произведения.

Выборочно первая (пока) группа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читаю то, что хочу. А вообще-то моя самая большая мечта - увидеть когда-нибудь сборник "Финалисты БД". Это бы была сильная книга :0)


   Предвариловка.
   Читать просто так неинтересно. Интересно читать, когда есть над чем подумать потом. Поэтому выбираю тех авторов, про которых знаю, что будет подходящий вопрос. И еще - от фонаря, методом научного клика... Тут главное - удача.
  
   Deadly.Arrow Бд-7: Десять секунд свободы  
   Первая ассоциация - Джек Лондон. Только плотнее спрессовано.
   Думать можно о лудистах и машинном производстве как символе несвободы. А еще - о способности вырваться из круга обыденности способны только те, кто побежит не прочь от маньяка с ружьем, а к нему. Но пока они не умрут, они сами об этом не знают.
  
   Deathwisher Бд-7: Конфыдэрацыя Рюских Дэмакратичских Риспублек
   Тут думать уже поздно. Точнее, с автором все, что можно сказать по поводу, уже обговорено. А вот на тему построения сюжета и показа действия у Дэта просто нужно учиться. Вроде незатейливая история, но три "круга" доверия-недоверия возникает, все время маятник - надежда-страх. Интересно, он специально так простраивает или само получается?
  
   Бах И.С. Опасная планета
   Что ж, тоже вариант возможного будущего. Смешной, но только на первый взгляд. Если разобраться, то совсем не смешной. Видимо, мы уже устали бояться, так что начинаем смеяться. Интересно, сколько еще стебных вещичек попадется? На конкурсах типа "БД" они особым спросом не пользуются, но по так называемой "читабельности" порой превышают призеров.
  
   Хм... Мысль по поводу. Хороший рассказ должен вызывать у читателя эмоцию. Так? Так. Почему-то в последнее время стало модным вызывать отрицательные эмоции: страх, гадливость, отвращение. Мотивируется сие тем, что авторы, дескать, так болезненно воспринимают несовершенство окружающей действительности, что подают его , несовершенство это, в утрированной форме. Чтобы, дескать, и читателя проняло. Но смех, веселье - тоже эмоция, которая вполне может заставить думать.
  
  
   Бодунец Ж. Бд-7: В пути
   Вот тут уж точно не фэнтези, а классический символизм! Как у Блока. Просто в последнее время он перекочевал в прозу, которая стала от этого весьма поэтичной. Все образы-аллегории - не новые, сто раз использованные, но при этом очень точные. Жизнь - поезд. Срок жизни - время действия билета. Попутчики - те, мимо кого проходишь в жизни, порой даже не замечая, как приносишь им боль...
   В принципе, в символизме так же и было: сплошные розы, волны...
   Может быть, новый жанр зарождается - символическая проза? Если так, то одним из главных его признаков должен стать отточенный, просто кристальный язык. У Жеки со стилистикой достаточно неплохо, никаких особых "царапок" я не заметила. Ритм текста, правда, рваный. Не знаю, это специально, чтобы передать "железнодорожность" ощущений, или получилось на уровне подсознания.
   По-хорошему, развитие этой идеи о символизме в современной "нереалистической" прозе - это тема для диссертации. А пока авторы скромно предпочитают именовать свои произведения "мистикой". А я буду выискивать по СИ подобные вещи.
  
   Дарк Л. Бд-7: Вуаль
   Из той же серии, из того же жанра. Паутина, плетение символов. При этом - никаких чудес и грома с ясного неба. Хотя гром, может быть, и был, дождь ведь, летний дождь.
   Жанр "фантастика-мистика". А ни фига! Тот же поэтический символизм. Короткие, словно вспышка фотоаппарата, картинки жизни и смерти. И смерть оказывается правильной. Смертью того, кого нужно - в данной ситуации. Не будь этой смерти - остальные герои в полной мере испытали бы горе.
   Жестокий рассказ. Безжалостный. Но и очень правильный: решать имеет право только Бог. Ангелы - исполнители. Так надо.
  
   Заметил-Просто И.Д. Бд-7: Что-нибудь особенное
   Старый рассказ пана Иржи. Я читала текст, когда он только еще появился на СИ. С тех пор все (или почти все) запятые встали на свои места, а сделанная правка заставила рассказик засиять.
   Тоже весьма нестандартный подход к пониманию термина "фэнтези". По ощущениям - гораздо ближе к абсурдизму. Хотя традиционные феи, гномы и драконы присутствуют, но дело вовсе не в них, а том ощущении уютности, которое сумел создать пан Иржи. Крохотная зарисовочка из жизни весьма странного, но очень милого мира. По-моему, члены жюри будут при оценке этого рассказика несколько тормозить. С одной стороны, ничего такого особенного. Никаких мировых проблем и духовных открытий. С другой - ну очень приятно. Очень по-доброму. Вот если бы за доброту баллы прибавляли...
  
   Когда-то давно, когда я была еще совершенно зеленым СИшником, в одном из своих обзоров я написала про очень хороший рассказ, что он - не фэнтези. Я искренне считала тогда, что фэнтези - это всякие конананы с двуручниками или леголасы с луками. И ничего больше. Тогда меня обвинили в том, что я хочу "утопить" конкурента, поставив под сомнение соответствие его текста условиям конкурса (был конкурс фэнтези). С тех пор я выискиваю по СИ похожие вещи. Как правило, их маркируют "фэнтези" или "мистика". Но они гораздо ближе к высокой литературе, чем к приключенческой. А вот куда податься с ними авторам? Хорошо, что на БД принимают.
  
   Архипов О. Бд-7: Зорро, друг зомби
   А вот настоящий приключенческий текст. Не просто профессионально, очень увлекательно написанный, но... Я долго "тупила" после того, как рассказ закончился, поэтому даже сразу в обзор включать не стала. Есть в рассказе один "провал", не сюжетный даже, а ощущенческий.
   Начинается рассказ как "современная мистика". Колдуны вуду, ФСБ, криминальный беспредел... Все мифы 90-х "в одном флаконе". В принципе, нормально, неожиданное сочетание вуду и российских криминальных авторитетов искупает расхожесть использованных "реалий". Но к такой стилистике, как правило, прилагается некая циничность мировосприятия. Да, "вольные борцы с криминалом", разочаровавшиеся в способности государства справиться с беспределом и взявшиеся за дело самостоятельно, - это нормально. Психологически объяснимо.
   Но убийцей Макса и Сани оказалась дочка одного из их "зомбяков", которая на момент смерти отца была пятнадцатилетней сопливкой. Девочка "из хорошей семьи". "Золотая молодежь". Посвятить долгие годы подготовке к мести? Не верю. Она скорее замуж за кого-нибудь выскочит, чтобы уровень жизни своей не снизить.
   Ну ладно, предположим, любила девочка папашу своего безмерно, готова была все проклятия на его убийц обрушить... Даже стала заниматься подготовкой к мести... Но суметь сначала разобраться в действии магии вуду, а затем еще и "переиграть" двух профессиональных фээсбэшников? Без поддержки папаши, который в могиле? Гы! Несоизмеримость масштабов личностей. Или - гениальная какая-то девочка...
   Это несоответствие оставляет такую "корябку", что на примере этого рассказа начинаю думать об обязательной соразмерности масштабов личностей героев, противостоящих друг другу.
  
  
   Краснов И.В. Я нареку тебя  
   В отличие от большинства рассказов Ивана этот - немножко карикатурный. И, как любая карикатура, он не очень-то оставляет простор для размышлений. Ну - творец. Ну - жена-обывательница. Ну - отсутствие любви между супругами. Единственное, что насторожило, это твердая уверенность мастера в том, что боги станут заниматься его семейными проблемами.
   Но, с другой стороны, очень ладный и вкусный рассказик - из тех, которые приятно бы было прочитать в каком-нибудь глянцевом журнале. Очень публикабельный, на мой взгляд. Ассоциации и символы предельно прозрачны, думать особо не надо, а вот на парочку минут загрустить о том, в какую задницу порой мы сами себя загоняем, подчиняясь общепринятым нормам, и что бывает, выбраться из такой задницы можно только с божественной помощью... Полезная для большинства мыслишка.
  
   Джи М. Бд-7: Мастер
   Еще один добротный экшен. По антуражу - полный набор современных "страшилок": мусульманские террористы, нацистские преступники, наркотрафик и кражи картин великих художников. Если бы ни прекрасный стиль (ах, какое описание жары в Ширазе!), то могло бы показаться вторичным. По сути - шикарный философский выверт. Великолепное обыгрывание ситуации использования древнего проклятья на пользу людям. Если все, за что берется Сизиф, осыпается прахом, то надо браться за те дела, которые принесут людям как можно больше вреда.
   (Если вас уже съели, то у вас все равно остается два выхода).
  
   Михей Бд-7: Загвоздка с тем, кто никогда не ошибался  
   Еще один очень неплохо стилистически написанные рассказ, достаточно простенький по содержанию. Жил-был особенный человек Паша. Особенный был он тем, что никогда не ошибался в предсказаниях. И вот предсказал Паша собственную смерть. Действительно, на него чуть было ни наехала машина, но верный Друг (угу, именно так, с большой буквы) его спас. То есть получалось как-то некузяво: особенный Паша ошибся, а Друг (этот гоп философствующий) сумел противопоставить неотвратимости предсказаний свою щенячью инициативу. Устроил, гад, такой вот причинно-следственный выверт. И пришлось Паше под другую машину кидаться. А куда деваться - выжил бы, не был бы особенным. А быть как все так обломно...
   Отличная и веселая (вопреки тому, что со смертельным исходом) штучка. Думать тоже не очень хочется, но вот улыбнуться тому, как изящно передана одна из самых распространенных человеческих черт - это можно.
  
   Неуймин А.Л. Бд-7: Мой ласковый и нежный враг
   Рассказ как бы из двух кусков. Точнее, на двух планах. На одном - Посейдон и Гея. Боги с их вечными единством и борьбой противоположностей. На этом, романтико-символическом, уровне рассказ немного не дотягивает, отдает некоторой нарочитостью. Заключительная фраза "Волны и камень слились в бесконечном поцелуе" мне показалась слишком, до смешного, красивой. Приторной. Как представлю это зрительно... Да, поэзия, но и маститые стихотворцы все же советуют начинающим поэтам: "Все, что может быть неправильно понято, будет понято неправильно".
   А вот второй план - все эти бесконечные гопники, мнящие себя хозяевами жизни, но гибнущие на глазах у Геи - это хорошо. Эпизодик с двумя пьяными подростками вроде и незамысловат, но очень показателен. Боги - это боги. И негоже смертным к ним лезть. У богов все в сверхстепени - и любовь, и жестокость. Кстати, идеально выбрано наименование "опасности" - "подростки". Не уголовники какие-нибудь, на которых из-за портаков уже пробу ставить некуда, а именно подростки, глупые мальчишки. Которые, протрезвев и повзрослев, может, и стали бы приличными людьми. Но - не судьба. Не стой под стрелой, как говорится.
   Вот это - та идейка, которую стоит думать и даже украсть у автора. Соизмеримость - или несоизмеримость масштабов личностей. Как ее показать?
  
   Рашевский М.Бд-7: Искупление
   Ситуация, не возможная в реальном мире. Не возможная по определению. Автор объясняет ее скупо: "Кто говорит, что на президента снизошла божья благодать, кто - что вселились бесовские силы, но самой распространённой версией Начала стала такая: "магия вернулась".
   Что к чему - не понятно. А хорошо бы было...
   Цепляющая вещица. Мыху накидали кучу комплиментов по поводу его рассказа, хотя на мой взгляд, он все-таки на десятку не тянет. Восемь-девять - да. Почему - я ему уже писала в коммах.
   Из-за дефицита объема обе части - и та, которая про магию и президента, и та, которая про искупающего, - оказались порядком скомканы. Если еще про искупающего получилось более или менее внятно, то вот про массовую реальность, про то, как психология и мораль человеческие изменились... Кстати, это и есть тот второй пласт, над которым имеет смысл подумать. Искупающий - да, здорово передано, как страдание превращается в сострадание. И то, что изуродованную душу может выправить лишь помощь такой же изуродованной, но прошедшей очищение.
   Но вот массово... Вообще, говорят, что фантастика сегодня не столь популярна, как лет сорок назад потому, что люди поняли: для того, чтобы мир изменился, мало изменений в технологиях, нужны массовые изменения в душах. У Мыха - мечта о таком изменении...
  
   Чернышева Н.С. Бд-7: Жить дважды...
   У Наташи - великолепные идеи, не всегда находящие достойного воплощения. Пересказать рассказ - прелесть. И "черная прорва", порожденная проклятием, и способ ее нейтрализации, и второй эксперимент - по пересадке сознания в новорожденного (или нерожденного?) ребенка. Но вот воплощение. Главный герой маловероятен. К вершине власти такого неосторожного и, главное, не умеющего распознавать чужую подлость, человека могла привести лишь случайность. Некое "завещание Первого". Весь характер ГГ - в достаточно бездарных стихах, взятых в роли эпиграфа.
   А дальше... Инопланетянин вообще какой-то невнятный. Дипломат - не дипломат, политик - не политик... Что за раса? Не из "Это был просто сон..." случайно?
   Еще один персонаж второго плана - сумасшедший ученый... Не все тот ли бессмертный Ян? Тогда этот рассказ вообще понятен лишь как пара к "Колыбельной для сына". И получил Ян рикошетом по морде за все - и за загубленную душу нерожденного дауна, которого он подменил своим ребенком, и за аналогичный эксперимент со Вторым и самим собой...
   В общем, мысля моя в данном случае будет о целесообразности использования одного и того же мира и одних и тех же героев для создания разных рассказов с разной идейной начинкой. Автор, может, и думает, что читателю все понятно, а читатель крутит башкой, чешет оную и тупит. А потом автор огорчается по поводу конкурсных "пролетов".
   Может пора собирать истории про Яна в одну кучу? Нехилая вещица должна получиться, хоть по формату не лезущая ни в один конкурс.
  
   Ясинская М. Бд-7: Рубинки  
   Что сказать... Очень странная сказка. Чрезвычайно красивая, очень стильно написанная и одновременно совершенно не понятная.
   Сказка, как говорится, ложь, да в ней - намек. А в чем намек тут? В том что в случае наступления ситуации "прошла любовь, завяли помидоры" девушка оказывается по моральным качествам равна зверю лесному? Да и была ли любовь? Что было между Любавой и Звенцом - любовь или привычка, полудетская дружба, помноженная на молодое сексуальное влечение? И что было между Любавой и Миробором? Влюбленность деревенской простушки во взрослого мужчину из другого, "княжеского" мира? И соизмеримы ли "преступление" и наказание? Мало того, что девчонку медведицей сделали, так ее же любимый был вынужден детишек ее убивать... И вот как медведице поступать: рвать бывшего возлюбленного-человека, защищая малышню пушистую, или простить ему, не трогать неразумного?
   Да, столько ужасов - да на долю ни в чем, собственно, не повинной девчонки...
   Так что буду думать, чего я еще не понимаю. Или что автор не понимает.
  
   Даун И., Мемфисс С. Бд-7: Маленькая дрожащая девочка
   Алинa Бд-7: Лавина  
   Ватлин Д.В. Бд-7: Последний реквием
  Вообще - очень пышная тема - Моцарт и Сальери... Без готичных, пряно-вычурных эпитетов она слабо воспринимается. В принципе, автор это понял и попытался создать то, что называется АТМОСФЕРОЙ. Хотя не везде удачно.
  Есть мелкие царапки.
   'плевали в него водостоками воды'
  Лучше все-таки 'водой из водостоков', 'струями воды из водостоков' или 'водяными струями' (хотя последнее несколько неточно). Или даже чего-нибудь попышнее - 'водой из свинцовых труб, украшенных у горловин мордами разинувших пасти химер'.
  'И теперь, уже увидев его жену и детей, бегающих друг за другом вокруг уже не работающего фонтана,'
  Жена тоже бегает вокруг фонтана? Хм... Ну, если бы я была мужиком, я бы захотела такую жену...
  Писать пышно, не сбиваясь при этом на пошлость, очень сложно. А вообще-то идея хороша. Смертельный долг перед Небом и Орденом. Убийство - как услуга другу. А главное - попытка передать ощущение божественной музыки. Не знаю, насколько это удалось автору. Я глуха по причине медвежьих плясок на моих ушах в раннем детстве (моем, а не медведей, медведи был вполне взрослые). Рассказ - на грани действительно звучащего, цепляющего красочно воплощенной глобальной темой, и невольной пошлости. Не в том смысле, что 'ниже пояса', а в том смысле, что 'не упоминай имя Бога всуе'. Тот суета незавершенности все же присутствует. Но и зерно есть. Так что не знаю - хвалить или ругать. Наверное, мысль будет о необходимом соответствии темы и мастерства воплощения. Тем сложнее и выше тема - тем больше требований к тексту. Какая-нибудь любовная история юной эльфечки, написанная таким же языком, пошла бы на ура...  
   Волошин В.В. Более подробно о событиях Быт. 1:26-28
   Филаретовна Е. Бд-7: Сеньор Альбейда и песочные жизни
  Первая мысль: во всем виноват Коэлья. Или не он? Не знаю, но испанский антураж становится все более популярным. Голдин И. 'Сантойа' в финале прошлого БД, на этом - 'Сеньор...' И тоже рискует выйти в финал (на мой взгляд).
  В чем смысл рассказа? Не-а, не фабула, фабула простая как пять грошей (или что там в той Испании самое мелкое медное?). Ну, гибель бродяг и прочих асоциальных личностей. Ну, слегка свихнувшаяся некромансерша. Ну, совершенно случайно один из 'асоциальных' оказывается сыном кого-то высокопоставленного... Все как в жизни.
  А вот смысл. Не знаю, но, по-моему, смысл рассказа - в совершенно готичном ощущении прокаленного безжалостным солнцем песка. И ощущение постепенно приближающегося безумии, которому можно противопоставить только здравый смысл разъеденного живота. Но и это не всегда спасает...
  В общем, это - совершенно не мой мир, но мир настолько яркий и ощутимый...
  И еще... Блин, кончится конкурс - попытаюсь выяснить, что есть мадам Филаретова...
   Линкс Ю. Вместо реальности  
   Рыся! А ссылки давать кто будет? Выискивать рассказ Рыси, причем догадаться, что ник, под которым зарегистрирован раздел, начинается на букву "Л"...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"