Аннотация: Рассказы и миниатюры, прошедшие предноминацию (вопреки желанию Морры или при ее содействии).
Парк был старым и запущенным. Особенно его дальний, примыкавший к развалинам древней городской стены, уголок. Там, в искусственном гроте, сложенном из необработанных камней, с недавних пор поселилась Морра - страшное на вид существо с острыми зубами и тяжелым взглядом. Она заколдовала вход и со стороны казалось, будто грот замурован. Днем Морра спала, а с наступлением сумерек осторожно отправлялась бродить по городу. Опасливо держась поближе к стенам домов. Отчего стекла витрин и полуподвальные окошки затягивало морозными узорами - хотя на дворе стояла теплая осень. Если бы кто-то понаблюдал за ней со стороны, он бы решил, что Морра что-то или кого-то ищет... Она, и правда, искала. Настоящего тепла. Будь то потрескивающие в камине угли, огонь уличных фонарей или теплота доверительных разговоров.
А, между тем, приближался Праздник Осени, и в городе творилось нечто невообразимое. Из каждого приоткрытого окна или форточки, словно кухонные ароматы, сочились сказочные истории. Ведь на празднике одним из любимых развлечений горожан было соревнование рассказчиков. Но Морра, не знакомая с городскими традициями, поначалу вообразила, что это такая странная колдовская эпидемия: запахи волшебных миров смешивались в воздухе, растекались вдоль улиц, проникая в каждую щелку... Притягательные и настораживающие, горьковато-грустные и приторно-сладкие. Их было так много, что кружилась голова. Но постепенно Морра освоилась. И теперь, гуляя по городу, то и дело осторожно - но с надеждой - принюхивалась. Ведь среди сказочных историй случаются и такие, которые греют не хуже горящего камина...
История, подслушанная у дверей полуподвалаНа пороге
Запах больницы ни с чем невозможно спутать. Морра попятилась, но мир вокруг уже стал пустым и звенящим. И рядом с ней проскользил... призрак? Чья-то неприкаянная душа? Даже не одна. Тонкие силуэты мужчины и ребенка. Одиночество и безнадежность. Попытка понять, что же происходит - призрак-мужчина еще не догадался, что его тело мертво. А потом - понял. И... все?
Морра расстроенно потрясла головой, освобождаясь, и понимая, что историю ей по-настоящему не рассказали. Этого Морра не любила. В каждой истории должен быть хотя бы намек - о чем она и что же случится дальше. Чтобы не оставалось в душе осадком тоскливое недоумение. Вздохнув, Морра свернула в узкий переулок.
Дома, дома. Кое-где еще горит свет. Морра принюхалась, заглянула в приотворенную дверь подъезда. Пахло кошками. И еще чем-то - неприятным. Черной магией? Морра замерла, погружаясь в чужой мир. Что ей на этот раз расскажут?.. Злой колдун. Невинные жертвы. А вот и добрые колдуны... Морра недовольно наморщила длинный нос. Кто бы объяснил - а это все о чем?.. Она еще немного помедлила, пытаясь обнаружить какой-нибудь упущенный ею важный смысл. Потом встряхнулась.
Когда Морра двинулась дальше, оказалось, что ступени у нее за спиной заледенели.
Морра свернула за угол - и очутилась в крохотном скверике с песочницей и качелями.
Тронув качели, Морра прислушалась к скрипу петель. И ее утянуло в очередной придуманный мир.
Двое. Кто-то непонятный говорит и говорит. Но Морра пристально вглядывается в девушку, к которой он обращается. Чувствуя, как воздух пропитывается горьковатым запахом полыни... Каждый из этих двоих твердо стоит на своем. С одной стороны звучат требования, просьбы - соверши поступок, измени свою жизнь, ты ведь такая особенная... С другой - молчаливый, но от этого не менее решительный отказ. Отказ из чувства долга? Или из сострадания? А, может быть, из страха? Люди часто боятся лишиться привычного, предсказуемого. Но, кажется, девушке хотелось, чтобы о ней думали как о человеке долга. И, может быть, поэтому Морра не очень в нее поверила. Хотя невольно посочувствовала наивной убежденности. Что-то внутри на мгновение дрогнуло, оттаяло. А потом снова заледенело.
Из кустов вышел важный белый кот. Сверкнул зелеными глазами. И... произнес со значением: "Между прочим, я - бойцовый кот Мурз". Морра в недоумении уставилась на него. Но тут же сообразила - принюхалась. Пахло далеким незнакомым городом. Еще один мир? Морра заинтересованно прислушалась. И хотя история текла довольно гладко, почти сразу возникли вопросы. Слова кота о том, что случившееся землетрясение сделало его "чьим-то представлением о другом человеке", поставили Морру в тупик. Что за представление? Кого и кем представляли?.. Потом хозяин кота влюбился. И пошла история хозяина, а о коте как будто забыли. И только когда человек захотел совершить подлость, чтобы удержать любимую (да и пожить "настоящей" жизнью) кот вернулся в историю и высказал свое категорическое несогласие. И хозяин послушался. Морра нахмурилась. Что-то во всем этом определенно было не так. Почему хозяин послушался кота? Почему так испугался, когда решил, что кот его оставил? Ведь все, что сделал кот для хозяина - это один раз приготовил ему ужин... Нет, похоже, автор истории не совсем понимал, о чем хотел рассказать. Или не знал - как.
Морра еще раз вслушалась в басовитое мурлыканье кота - и отвернулась... Теплом здесь не пахло. Значит, надо было искать дальше.
Фонари на бульваре прятались в раскидистых кронах деревьев. И Морра кралась вперед, почти невидимая в узорчатой тени. Но тут сзади послышались шаги. Детские. "Джек! Джек!" - позвала девочка - и Морра поскорее нырнула за массивную скамейку. "Еще перепугаю насмерть" - подумала она. "И кто ее, такую маленькую, на ночь глядя выпускает?" А за скамейкой тоже явно побывал четвероногий - совсем недавно. Тот самый Джек? Впрочем, к животным Морра относилась с симпатией - с ними она чувствовала себя уютнее, чем с людьми. Она облегченно перевела дух - и снова оказалась в чужой истории.
Ведьма, превратившая служителя закона в собаку... Еще двоих. Морра насторожилась, готовая переживать и сочувствовать. Или улыбнуться? Но чем дальше человек, ставший псом, продолжал полу-ироничный, полу-жалостливый рассказ, тем сильнее она скучала. Кажется, герой решил посмеяться над ней, Моррой. Или посмеивается где-то рядом, в сторонке, создатель истории? Готовый что угодно сотворить с подвластными ему героями...ради чего? Три собаки, терзающие старуху-ведьму... "Фу-у!" - не выдержала Морра. И скамейка покрылась густым слоем инея.
Сегодня Морре явно не везло. То и дело ее уносило в очередной мир, но возвращалась она такой же озябшей.
Почему порой желание посмеяться делает мир искусственным? Лишает его тепла? Людей превращает в "персонажей", мир - в "декорации"? Морра вслушивалась в слова людей, но эти люди казались ей заводными игрушками. Здесь все было понарошку. Учительница Мария Ивановна, ученики 11 "А" и доктор Марусин, озабоченный школьной успеваемостью. А сон доктора - зачем он здесь? Услышав: "Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю", Морра поежилась и торопливо выскользнула обратно, в уже ставший таким привычным город. Здесь, по крайней мере, не нужно мучиться оттого, что все вокруг - ненастоящее.
Повернув "домой", Морра на миг задержалась на вымощенной брусчаткой площади - заинтересовалась витриной странного магазинчика. И не заметила, как оказалась внутри... Притаилась в тени. Что здесь? Пыль? Посетители, ведущие долгие разговоры? Волшебные стулья, из которых виден только один - и на его спинке вспыхнул крохотный теплый отблеск. Огонек. Но столько героев, бесед, рассуждений... Морра терпеливо прислушалась. И опять с трудом подавила вздох. Так ли нова истина, что люди сами не знают, чего хотят? Она постаралась уловить что-нибудь интересное, необычное... А разговоры все тянулись и тянулись... Неровные, сбивчивые. Огонек еще раз блеснул в деталях интерьера - и погас.
Морра выбралась на улицу. Она-то знала, чего хочет - согреться. Но в этой лавке тепла для нее было маловато.
Морра уже пробиралась по парку, когда вдруг все вокруг словно расцвело. Лесная полянка, запах нагретой земли и спелой земляники. Сон? Да, конечно, сон. Потому что здесь Морру не смущали ни солнечный свет, ни присутствие людей. Она даже ненадолго согрелась. Или так ей показалось?.. Морра наклонилась, сорвала ягоду земляники, неуверенно пожевала. Взволнованный женский голос отвлек ее: Морра застыла, наблюдая, как женщина обнимает своего давно умершего - а здесь живого - отца. Что-то кольнуло внутри. Выбор между одним миром и другим, одним близким человеком и другими близкими людьми. И как же не хочется уходить... Но Морра покинула уютный сон - вслед за женщиной. Темнота в первый момент лишила зрения. Морра закрыла глаза и вспомнила... земляничную поляну. И на несколько минут ей снова стало тепло.
Можно было укладываться спать. Но прежде Морра достала из кучи сваленных у стенки грота вещей большую дамскую сумку. Стряхнула пыль. Осмотрела критически. И решила, что сумка подходит. Теперь будет куда прятать огоньки понравившихся историй. Про запас. На долгие зимние ночи.
Новые прогулки Морры
Морра опять отправилась "на охоту". В этот раз по соседству - за разрушенную городскую стену. Здесь не было мощеных улиц, а окошки одиноких домиков светили сквозь поредевшую листву фруктовых садов. И пахло здесь землей, яблоками, прелыми листьями. Под стать были и запахи историй - горьковатые, грустные. Впереди показалась ограда кладбища. Морра принюхалась - странно, в этот поздний час там еще кто-то оставался. Только это были не люди.
Увы, от некоторых историй становится грустно иначе, чем от запаха опавших листьев. Похожие на десятки других, рисующие броские картинки надуманного мира, рассказывающие - ни о чем... Да, это были не люди - вампиры. Одетые в кожаные куртки байкеров, поблескивающие сталью заклепок и штампованными украшениями. Как пересыпают из ладони в ладонь гальку - так сыпали они словами, от которых у Морры начинали ныть ее острые зубы: "никогда не ссорились, никогда не расставались", "ненавидел себя за то, что не страдаю", "но время было сильнее", "кто одинок, тот никогда не будет покинут", "мёртвых нельзя любить вечно"... Морра пыталась не слышать этого шороха, отмахивалась от приставучих слов. Слов, которые мешали ей рассмотреть расплывающиеся лица и понять чувства героев. Но именно слова здесь были - главное. И когда молодой человек произнес: "Я готов отдать жизнь за один твой поцелуй", Морра не выдержала. Это было уже слишком. Она могла простить создателю мира неживые слова, но когда из-за неживых слов лишают жизни героев... А герои с легкостью соглашаются... Больше Морру не волновала ни судьба того, кто должен был заплатить за свое опрометчивое обещание, ни судьба черногубой вампирши. Она развернулась и покинула холодный кладбищенский мир. Где так запросто говорят на древнем языке, которого не понимают.
Ливень хлынул настолько неожиданно, что Морра лишь через минуту догадалась - ее опять затянуло в чью-то историю. И вместе с потоком воды на Морру обрушились чувства рассказчика. Она стояла, грустно задумавшись, забыв, что не мешало бы поискать укрытие... Видимо, очень сильные чувства рассказчика могут навредить истории почти так же, как и бесчувственность. А самые добрые намерения - гибнут из-за неумения их осуществить. Волшебство имеет свои законы, оно не терпит неправильных слов - составленные из них заклинания не действуют. Морра вздохнула и двинулась дальше - а дождь остался у нее за спиной. Морра обернулась. Жаль, что на огонек этой истории пришлось такое количество воды. Она опять задумалась. И решила - для себя - что рассказчик становится волшебником, если умеет взглянуть на созданный им мир со стороны. Нет, не чужими глазами - немного отстраненно. Но Морра не знала, можно ли такому научить - и научиться.
С обочины проселочной дороги, по которой двигалась Морра, вдруг зазвучал нежный девичий голосок. Девушка пела песенку. Морра заинтересованно прислушалась, потом свернула на голос. И натолкнулась в сгущающемся сумраке на что-то твердое. "Крест, маленькая гранитная плитка" - произнес в голове Морры странные слова уже другой - но тоже женский - голос. И добавил: "Послушайте, пожалуйста". Да, это была очередная история. И раз уж Морру попросили, вслушалась, всмотрелась и принюхалась она особенно старательно. Что-то в этой незамысловатой истории было неуловимо искреннее... Несомненно было. Только вот... Морра напряженно думала. "Может быть, так действительно случается, что эти страшные машины забрасывают людей на деревья... И мертвые тела висят там, незамеченные, месяцами... И с ними не происходит никаких неприятных изменений... Может быть. Но как-то об этом надо рассказывать по-другому. Чтобы грустное не воспринималось, невольно, как комическое. Чтобы не возникало недоумение - как из идущей в дожде машины можно услышать "глухой удар" упавшего на дорогу тела. Тем более, если о крышу машины оно только что ударилось - не слышнее выскочившего из-под колеса камешка. Гм... Правда, еще и так, что "машина вздрогнула". А как в этой истории тело могло оказаться потом на обочине? Ох... Слишком много путаницы, слишком много... Призрак такой странный - бесплотный, но то с лопатой в руках, то держащий за ноги собственное - вполне реальное - тело... И слова из песенки, напоминающие какие-то другие, давно известные"... Тут Морра засомневалась - а не обидится ли на нее невидимая рассказчица? Но ведь она, Морра, просто - так думает... И если даже в чем-то ошибается, то искренне. Так же искренне, как - Морра в это верила - была рассказана эта история. "До свидания", - на всякий случай, вежливо подумала Морра.
Тропинка долго взбиралась по крутому склону. И наконец закончилась - видом на фантастический, словно парящий в небесах, город. Правда, "глубокий синий градиент вечернего неба" показался Морре не слишком удачным изобретением, но открывшаяся глазам картинка была действительно красива. Ажурные мосты, скользящие в воздухе кабинки, разноцветные огни города и "огоньки настроений"... Ощущение легкости и беспечной свободы. Хотя, некоторые фразы рассказчика все же царапали. А некоторые Морра и вовсе не поняла. Такие, например, как: "Чувство безграничной свободы, небесного простора - предмет зависти к хищным птицам". Кто и чему там завидовал? Но с этим рассказчиком Морра незаметно прокатилась в кабинке по "небесному городу", подслушала веселый разговор двух девушек... Посочувствовала бедолаге "подопечному". Только вот уж очень знакомым и ожидаемым оказался конец истории. Человек создает будущее из того, что узнал от пришельца из этого самого будущего? Оххохонюшки, как говаривала одна знакомая Морры, - сколько уже историй замыкалось в такое колечко...
Но маленький теплый огонек от "небесного города" у Морры остался. Огонек настроения?
У порога стоящего на отшибе старого дома под черепичной крышей Морра приметила стайку крохотных пушистых шариков... Одуванчики! Да, так бывает - одуванчик иногда цветет и осенью. И, конечно же, отцветает... Зато ненадолго становится таким легким, свободным... Морра осторожно сорвала растение и, вспомнив любимое развлечение детей, дунула. Пушинки волшебно засеребрились в лунном свете. Морра взволнованно смотрела. А вокруг звучала музыка новой истории. Нотами которой были - слова рассказчика. Кажется, Морра тоже немного полетала... Это была ее собственная история, но навеяла ее услышанная музыка. Правда, очнувшись, Морра спросила себя: "А точно ли знал создатель мира, кто и в кого в этом мире превращается? А я - правильно ли я поняла рассказчика?" Но тут же вспомнила переливы на разноцветных крыльях удивительных существ - это было важнее.
Потянулся длинный-предлинный забор, за который никак не удавалось заглянуть. В конце-концов Морра - существо волшебное - немного поколдовала и... И узнала уже слышанную когда-то раньше историю. История была интересная. Слова затягивали, создавали яркие образы, но... Очень трудно было понять суть. И трудно было понять, зачем в таком простом, ладно скроенном мире - так основательно ее прятать. А когда Морра все же, как ей показалось, добралась до главного (тоже не без помощи колдовства) - то не согласилась с рассказчиком. Красота не бывает маленькой и Великой. И она никогда не растрачивается попусту. И никуда не убывает. Во всяком случае, так обо этом думает Морра - существо на вид странноватое, но к чужой красоте очень и очень чувствительное.
Табличка на увитых карнавальными огоньками воротах розового забора гласила: "Абсолютно правдивое сочинение". Гм... Реальные миры Морру всегда немного пугали - слишком в них бывает неуютно - но и притягивали. Притягивали, наверное, потому, что сама Морра была существом совершенно фантастическим, и пребывание в реальном мире придавало ей уверенности.
Только мир за розовым забором походил на реальный лишь отчасти. Странные монахи, моряк, провозгласивший себя Великим Учителем... Страдающий от своего шарлатанства - и от невозможности чуда. Простодушный юноша, в чудо, по наивности, поверивший, - и превратившийся в невидимого, но могучего слона... В первый момент Морра слегка поморщилась: ну сколько можно смеяться над одним и тем же? Потом улыбнулась, потом шире... Потом щелкнула замочком... Поведя маленькой рукой, схватила ускользающий мир, и поскорее сунула кулачок с добычей в сумку. Опять осторожно приоткрыла - внутри ровно горел огонек южного лета.
Согревшаяся и повеселевшая Морра выбралась наружу и вдруг заметила в отдалении стеклянный, освещенный изнутри домик - в таких, она знала, в городе продают газеты. Морра мысленно похвалила добрых людей, позаботившихся о жителях окраины. Продавца по позднему времени не было и Морра смело приблизилась. И первое, что ей бросилось в глаза, были крупные буквы заголовка: "ЗА РОЗОВЫМ ЗАБОРОМ". Морра стала медленно складывать слоги в слова... Вот так-так... А история-то, оказывается, и в самом деле, правдивая... Морра еще раз взглянула на украшенные гирляндами ворота и удивленно покачала головой - чего только на свете не бывает.
На следующий вечер Морра снова отправилась в город. И запахи потянулись тоже "городские", но из чужого, нездешнего мира. Резкие, тяжелые, иногда - пугающие. Морра увидела как, спасаясь от преследователей, бросился в подворотню человек - но и там его ждали убийцы. "В обоих подворотнях", - грозно сообщил рассказчик, но на это Морра только усмехнулась. Даже она, жительница далекой сказочной страны, знала - как надо было сказать правильно. Впрочем, дальше все пошло довольно гладко. Правда, и не так чтобы очень незнакомо: таинственная картина, мистические персонажи, выполняющие желания. Жестокий мир слежки, предательства и воздаяния. По-своему - справедливый мир. Тепла в этой истории для Морры было немного, но посмотреть оказалось интересно. Морра мысленно поставила истории маленький "плюсик" - и отправилась дальше.
Голос этой рассказчицы Морра уже слышала раньше. Но, если в прежней истории звучала музыка, то в этой - гремели выстрелы. Морре показалось, что мир этот не совсем родной для рассказавшего о нем человека, что история, во многом, навеяна чужими историями... Но это была хорошая история. Многое в ней осталось не проясненным, не договоренным - и это было правильно, хотя, возможно, чуть-чуть убавляло фантастичности. Было не очень понятно, почему сила оставила героя именно в ту, самую решительную минуту, но, возможно, Морра что-то упустила. Морра задумалась - хотела бы она получить во сне предупреждение о возможной беде? Смогла бы она оказаться сильнее судьбы, изменить ее? Кажется, в истории был намек, что, все равно, все случается по начертанному. Морра печально вздохнула и отправила историю на дно заветной сумки. Пригодится.
Ночное существо, Морра всегда отлично видела в темноте. И как же непривычно - и страшно - было вдохнуть в себя абсолютную, непроглядную тьму. Слышать шум невидимого города, по которому ходят невидимые, переполненные злом люди. Задыхаться в стенах "черного" дома, где близкие становятся врагами. Морра попыталась принять на веру слова рассказчицы: да, наверное, бывает и такое. Но в глубине души знала - мир не может быть окрашен одной черной краской. И очень многое в нем зависит от нашего собственного "внутреннего зрения". А еще у Морры возникло много вопросов. Почему, за что Бог ниспослал дар такому озлобленному сердцу? И дар ли это? А, может, наказание? Чем эта молодая женщина (слепая, а теперь еще и принявшая обет молчания) помогает людям? Как? Молитвой? Морра покачала головой. Вспыхнувший во тьме огонек свечи не грел - даже света от него было немного.
Морра принюхалась. Запах истории тянулся откуда-то сверху. Морра подняла взгляд на холодно сияющий лунный диск... Уф, как неуютно оказаться внутри висящего в пустоте металлического ящика. Космический корабль, "серьезные" разговоры космопроходцев... Морра заскучала. Потом встрепенулась - услышала слова: "дублировать на бумагу". "Вот как, в 2467 году все еще пишут на бумаге?" - с удовольствием подумала не любящая нововведений Морра. И даже "высекают на стали"... А потом в истории началось Загадочное. Загадочные слова о Третьей планете и Млечном пути... Загадочная похожесть миров - вплоть до языка жителей... Понять все это Морре было сложно. Наверное, потому что она плохо разбиралась в астрономии. И в других науках. Вот, например: почему может быть неопасна зараженная радиацией планета? Почему умные приборы не предупредили своих хозяев о смертоносности приближающегося дождя? Как, в конце-концов, рассказчику удается находить такое количество неправильных слов? Выражаться настолько неоправданно туманно? Вопрос на вопросе... Но тут Морра попридержала свои острые зубы. Что-то в ней было - в этой неумелой истории. Или, может, в самом рассказчике? Что-то настоящее, доброе. Может быть, он еще сможет создавать свои - по-настоящему свои - миры? И научится о них рассказывать? Но пока Морра поставила "минус". С сожалением.
Город был невелик и незаметно Морра опять оказалась на окраине. И там вновь услышала знакомый голос. Эта история заинтересовала Морру чуть больше первой - кладбищенской. Хотя рассказывала, по сути, о том же самом. Но в ней было больше событий. А, кроме того, Морре стало интересно - как рассказчица объяснит, чем отличается жизнь от сказки. Но эта жизнь от сказки отличалась мало. Да, сложно поведать что-то новое о вампирах. Или хотя бы своими словами. А уж вложить в историю что-то, кроме "страшных" картинок - такое, как у лучших вампирьих летописцев... Прекрасная, но жестокая девушка-вампир, продавшая душу дьяволу... Ее сестра, спасающая юношу-жертву... Как оказалось, для того, чтобы самой полакомиться его кровью. И его судьбой. Было видно, что рассказчица старалась, но всерьез заинтересовать - а тем более напугать - Морру ей не удалось. А совет: "Не надо верить сказкам" - заставил лишь острозубо усмехнуться. Но Морра ищет тепла, а не крови.
Снова про вампиров? Или о чем-то более важном? Нет, все-таки просто история о потустороннем и таинственном. Разговоры художника с пастором, рассуждения художника не заинтересовали Морру: слишком все это было знакомо по другим историям. Но сам мир - промозглый, туманный, пропитанный тревожным ожиданием - Морра почувствовала. Хотя рассказано о нем было и не на своем языке, и не всегда внятно. Да, это была всего лишь одна из многих подобных историй, в ней не было ни тепла, ни сильного чувства, но она была умело рассказана. И Морра не стала пробовать ее "на зуб".
Пахло морем. А еще - красивой обеспеченной жизнью. Только жизнь эта, казалось, текла за стеклом. Да и запах был не настоящий, а такой, как иногда возникает в воображении, когда рассматриваешь картину. Не обязательно удачную. Как ни старалась Морра - она не могла поверить ни в любовь, ни в страхи рассказчика. В небрежном тоне не звучал грохот штормовых волн, слова не трогали душу. Не впечатлила и предсказуемая, но, словно приклеенная, концовка. Кроме того, Морра так и не поняла: кто же должен пригласить странную женщину на танец?
Морра вернулась в свой грот перед рассветом. Проверила заклинание на входе - и открыла сумку. Огоньков было немного, но, может быть, поэтому смотрелись они особенно привлекательно. Морра немного полюбовалась своими находками, повспоминала. Потом аккуратно защелкнула замочек. И пристроила сумку себе под голову - вместо подушки.
Истории приходят сами
В гостях хорошо, а дома - спокойнее. Тем более, когда на улице - противная морось и холод. Не хочется в такую погоду выбираться из уютного грота. Но Морра так привыкла к ежевечерним историям! Светлым и приятным, как леденец, горьким, как лекарство. И даже к безвкусным. Впрочем, "эпидемия" разбушевалась настолько, что теперь новые миры сами находили путь к заколдованному жилищу. Морре оставалось немного ослабить заклинание - и истории стали понемногу просачиваться внутрь. Правда, эти истории в большинстве своем горчили и заглядывать в них порой бывало жутковато. Но страшные истории тоже притягивают - хотя бы как внезапно вспыхнувшая во тьме свеча. Только, в отличие от ночных насекомых, Морре не грозило - обжечься.
Позади - степь, впереди - горы. Плеск ручья, неясный перезвон бубенцов. Потом - громкий звериный рык. Морра вздрогнула, но спрятаться было некуда. Она съежилась, ей захотелось стать совсем-совсем незаметной... Потом поняла, что не видит зверя. Зато впереди возникли фигуры двух человек - мужчины и мальчика. Стражей, которые охраняют людей от горных духов. Стражи располагались на отдых. Мужчина беззвучно шевелил губами. Морра прислушалась. Он - чужак, воин, пришедший в этот край за любимой женщиной. Он не верил в духов. Но теперь - верит. И не только потому, что верят другие - те, кто живет на этой земле издавна. Исин видит - то и дело кто-нибудь из этих людей умирает, растерзанный свирепыми хатаниш...
Тут Морра остановилась - слово показалось ей смутно знакомым. Она ненадолго отлучилась из здешнего мира в другой - хранящий знания и всякие полезные сведения - и обнаружила, что имя Хатаниш носил царь древнего народа. Не пересказ ли это какой-нибудь легенды? Морра огорчилась - история ей нравилась. А так - было бы слишком просто. Другие имена и названия тоже были из тех краев... Морра вздохнула - нет, пусть об этом судят те, кто знает больше.
...И вернулась к прерванной истории. Почувствовала, как все сильнее отчаивается герой, не способный хоть что-то изменить. Ни уклад жизни людей, среди которых оказался, ни решение любимой женщины, ни собственную жизнь. Как ему все становится безразлично. Но она испугалась, когда Исин неожиданно решился выступить против чудовищ. Ведь для этого придется их увидеть, а значит - поверить окончательно. А именно вера делает хатаниш реальными. Особенно, если и так все вокруг непоколебимо верят, что духов убить нельзя... Если именно ужас людей порождает новых демонов. Поединок: короткий, победоносный - и безнадежный... Нет, все-таки он победил. Победил и ушел... И любимая женщина ушла вместе с ним. Морре так хотелось в это верить... Хотя она понимала - насколько все на самом деле бывает сложнее. Морра с грустью прислушалась к звону бубенцов, поглядела на звезды чужого мира... Вздохнула и бережно спрятала огонек истории на дно сумки. Пусть горит и там. Хорошо, что эту историю все-таки приняли к состязанию.
Кто-то подошел к Морре сзади чуть слышной кошачьей поступью и спросил: "Хочешь забыть? Хочешь не чувствовать?". Морра оглянулась. Нет, обращались не к ней. Но Морра сразу поняла - с таким существом лучше не заговаривать. Потому что рано или поздно заговоривший узнает: скупщик прожитого отнимает больше, чем дает. Он только притворяется благодетелем. И Морра надеялась, что тот, кто догадался об его истинной сущности, больше никогда не поделится с ним сокровенным. Ведь прошлое и так уходит. И порой люди многое бы отдали, чтобы вспомнить - не только минувшее счастье, но и старую боль, старые обиды. Хотя бы для того, чтобы снова ощутить себя живыми. Она застыла в задумчивости. Огонек истории на ее ладони бился и дрожал, словно раненая птица. А Морра все не решалась принять его. Слишком уж больно было. Больно... но тепло?
Как же Морре с первого взгляда не понравился здешний мир... Холод, никогда не тающий снег, смерть. Но разве может быть уютным мир после катастрофы? Мужчина, отправляющийся попрощаться с умирающей матерью. На собаках - иначе никак. Первая ночевка. Морра серой тенью приблизилась к дрожащему, словно жалующемуся на нехватку топлива, огню. Пригляделась к герою, который рассказывал псу о своем детстве. Тихо и размерено. И никакой не мужчина, оказывается. Мальчик. Рано повзрослевший, научившийся принимать решения. Но все равно совершающий ошибки. Которые в этом мире могут стать роковыми. Гибель собак, путь наугад, подобравший героя случайный человек - плохой, хороший? Человек, которого убивают на следующий день. И даже неизвестно - за что. Чужие разборки, о которых герой вряд ли когда-нибудь узнает. Но случайный попутчик не забудет о нем перед смертью, спасет. Чужого, ничего для него не сделавшего. Отведет смерть словом. Морра, застывшая рядом с мальчиком, очень хорошо ее почувствовала - смерть. Они ведь здесь могут умереть только из-за того, что вышли за границы родного селения. Что оказались не в то время и не в том месте. Морре стало по-настоящему страшно. От будничности смерти. Мгновение. Вздох... Миновало. Но этот страшный холодный мир уже проник в Морру. Вот только странно - заснеженная пустыня грела! Грела спокойным безрассудством и упорством героя, который двигался к цели - вопреки всему. Грела... любовью? Морра всегда побаивалась пафоса. Но здесь его не было. И потому Морра осторожно, но произнесла слово, которое согревало этот мир. Потом долго смотрела на яркий огонек, который сам собой разгорелся в сумке - будто услышал ее мысли. И не могла оторваться.
Дома были не дома - так, кособокие развалюхи с заколоченными окнами. Чужой мир, совсем чужой... Морра заметила силуэт человека. Поймала его эмоции, мысли. "Фу-у!" . Парню заплатили за то, чтобы он поджег жилье одинокой бабки, не соглашающейся продать дом строительной компании. И молодой человек спокойно собирается выполнить договор. Разве что немного злится на неприятную ему старуху. Нет, уже не немного - подпирает дверь горящего дома, чтобы хозяйка не могла выбраться наружу. Обычная старуха - Андрей ведь не знает, кто она на самом деле. Правда, потом наступает расплата: парень ловит в окне горящего дома взгляд бабки - и сам оказывается на ее месте. И понимает, что ему не выбраться... Но рассказчик все же оставляет ему надежду. Морра встряхнулась, пытаясь сбросить паутину черного мира. Какая неприятная история. И даже не тем, что рассказывает о человеческом равнодушии и жестокости. Слишком деловито и отстраненно показывается, как человек готовится к преступлению. Из-за денег. А наказание - сомнительное оно какое-то.
Впереди шумели проносящиеся по шоссе автомобили. Морра проследила за одним из них. Внутри - человек как человек. Талантливый в своей работе. Добросовестный. Не слишком успешный преподаватель, у которого неожиданно начали сами собой исполняться желания: студенты на отлично защищают диплом, знакомые предлагают выгодную работу, гаишник отпускает без штрафа... А потом оказывается, что все дело в случайно попавшей в руки "волшебной" авторучке. Легкая история. Занимательная. Неплохо рассказанная. Но - со слишком уж немудреным смыслом. Послушала Морра с интересом - а послевкусия не осталось. К сожалению.
Шум автострады растаял, будто его и не было. Заснеженный лес, обледенелая дорога. И одинокий натруженный мотор лесовоза, неуверенно продвигающегося сквозь пелену снегопада. И двое мужчин в кабине. Морра прислушалась. Оказывается, человечество охватила эпидемия странной "драконьей" болезни. Ученые, экстрасенсы строят теории, но справиться с напастью не могут. И, как всегда, хватает тех, кто во всех своих несчастьях обвиняет непохожих - не того цвета, не того имени, не той веры. Морре часто случалась недоумевать по поводу этой человеческой особенности. Видимо, так проще жить. Но хорошо ли - жить проще? Вот и бывший дружок Коляна считает "извращенцев" повинными во всех смертных грехах. И убивает. А подобранный Коляном - и спасенный потом от бандитов - слабосильный "извращенец" оказывается куда как человечнее и крепче "реальных пацанов", живущих "по понятиям". Но Морра пригорюнилась. Ей нравилась позиция рассказчиков. Только зачем же так откровенно подгонять героев под нужную идею? А сюжет - под героев? Нехорошо это. Из-за такого благие намерения тоже часто оборачиваются... сами знаете чем. Чтобы погрузиться в показанный рассказчиком мир, слушателю нужно в него поверить. А Морра не верила. Не получалось. Мир для нее оставался ненастоящим, персонажи - шаблонными. Хотя могло быть и по-другому.
Послышался звон гитары, гортанная речь, потянуло дымком костра... Морра смотрела вокруг глазами героя и видела: сначала уличного музыканта, потом гадающих на вокзале цыганок. Сейчас - цыганский шатер, куда герой пришел узнать свою судьбу. Пришел потому, что понял - ему невыносимо плохо в его успешной обеспеченной жизни. Что ему нужен другой - непонятный, но почему-то такой знакомый мир. Он отодвинул темно-зеленый полог шатра... Да, красивая история о возвращении к истинной сути. Только вот... не слишком сильный отклик нашла она в душе Морры. Может быть, из-за простоты решения? Слишком легко оказалось уйти? Морра не доверяла простым решениям - в них всегда чувствовался какой-то подвох. В ее "волшебной" жизни никогда и ничего не решалось просто. Но здешний мир она тоже взяла себе - за красоту меняющего цвет огонька, похожего на яркую бабочку.
Рассказчик говорил легко и занимательно. Только вот история была уж слишком знакома. Нет, Морра не была таким уж противником известных сюжетов. Хотя с ее точки зрения пересказывать чужую песню (даже упомянув, что именно пересказываешь) - не очень удачное решение. Ведь это не просто строчку в историю вставить... И мало ли рассказано о самых разнообразных Робин Гудах? О честности карточных игроков Морре тоже приходилось слышать. И о том, какой бывает ставка в игре. И о выборе - потерять жизнь или честь. В общем, никаких особых претензий к рассказчику у Морры не было. Просто - не дрогнуло ничего внутри, не наполнилось теплом.
Морра сунула нос в приоткрытую дверь. Механический мир. Который не может не отталкивать. Программируемые люди? Что это такое - понятно не очень. Но по отношению рассказчика Морра догадалась, что программирование - зло. Суд над одним из тех, кто захотел для людей иного. И попытался изменить ситуацию. Во всяком случае, так считается, что они - попытались. Женщина-судья, которая для вынесения приговора каждый день проникает в сознание обвиняемых. Совершая вместе с ними преступления. Но в этот раз все идет не так. Судья видит не преступление, а прекрасный солнечный мир, где ощущает себя в крохотном тельце бабочки. И на мгновение обретает свободу. А может быть, и не на мгновение - ведь программа в ее мозгу теперь уничтожена... Морра внимательно дослушала рассказчика и кое-какие вопросы у нее возникли. Например: если всех людей "программируют" - откуда берутся преступники? Да еще так много, что судье приходится выносить приговоры ежедневно. Но в общем, Морре показалась достаточно интересной эта история. Но не более того.
Морра услышала гомон домашней птицы. Деревня. Вот и фермерский дом. Морра затаилась у крыльца. Распахнулась дверь и вышедшие на крыльцо люди заговорили на каком-то непонятном языке. "Гриппус вирус... орниталис". Это еще что такое? А, это "реальный" мир, где люди вздумали провести учения по борьбе с распространением птичьего гриппа! Но чем дольше Морра смотрела и слушала, тем больше убеждалась, что в этом мире люди ведут себя более чем странно. Отчего становилось и смешно - и горько. И даже страшно. Мир светился красноватым огоньком предупреждения. Предупреждения о том, куда может завести слепое следование приказам. И вообще - равнодушие, чинопочитание и глупость. Морра поежилась. Но спрятала огонек в сумку. Этот абсурдный мир был живым - и нужным. Чтобы такой же - или подобный ему - не оказался вдруг реальностью. Да и просто о нем было хорошо рассказано.
А напоследок Морра очутилась в кошмарном сне. Нет, в том-то и дело, что это был не сон. Авария, катастрофа? Когда в реальности героиня находится без сознания, а в нереальном мире живет и борется? И помогает ей друг - оживший в мире смерти плюшевый медвежонок. Впрочем, кто он такой - становится ясно лишь в самом конце истории. Морра была знакома с "темными" мирами, но здесь ей стало совсем уж не по себе. Слишком все походило на неудачную загробную жизнь. Абсурдную и бесконечную. Но друг девочки утверждал, что пока еще у героини есть выбор. Выбор между чем и чем? Вернуться в реальный мир, став инвалидом, или разорвать с реальностью связь - и умереть? Морра не могла найти в этом мире однозначных ответов, но видела его очень отчетливо. И удивительно: в нем - таком безжалостном и страшном - для нее тоже нашлась капелька тепла. Серебристый огонек души плюшевой игрушки. Спокойно отказывающейся от своей короткой жизни, когда хозяйка находит в себе силы "вернуться". Морра взяла с собой этот огонек. Огонек мира, так и не ставшего ей до конца понятным.
В гроте тепло и сухо, на улице тоже повеселело. Морра любуется повисшими в полутьме разноцветными огоньками выпущенных из сумки историй. А истории снаружи - уже потекли обратно к своим рассказчикам. На последнюю поверку. Скоро и сами рассказчики заспешат на центральную площадь Города. А кто-то уже наверняка там. Морра прислушалась - в отдалении играла музыка. Пока Морра немного поспит, а потом тоже обязательно отправится на праздник. Предстоит еще столько интересного! Состязание рассказчиков началось.