Шурыгин Александр: другие произведения.

Лермонтов - знакомый и незнакомый

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
  • Аннотация:


    Серебряный призёр в номинации "Эссе" (2017)



ЛЕРМОНТОВ - ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ

(с фотогалереей рисунков и картин поэта)

   С именем Михаила Юрьевича Лермонтова, талантливейшего поэта, прозаика и драматурга, каждый из россиян знаком с детства, со школьных лет. С тех пор и до дней сегодняшних сохранились в моей памяти (да и не только, наверное, в моей) стихотворения "Смерть поэта", "Парус", "Бородино", "Кавказ", "Песня о купце Калашникове", поэмы "Мцыри" и "Демон" и, конечно же, цикл повестей "Герой нашего времени". Многие из этих и других произведений Лермонтова, ставших классикой русской литературы, являются и классикой музыкальной - в частности, опера А.Рубинштейна "Демон", балет А.Хачатуряна "Маскарад", а также романсы на стихи поэта (всего музыкальное творчество на стихи Лермонтова насчитывает более тридцати произведений). Первая строка стихотворения "Парус" взята в качестве названия повести В.Катаева "Белеет парус одинокий". Многое из творчества Лермонтова экранизировано, в кинотеатрах и на телеэкранах можно увидеть фильм-балет С.Герасимова "Маскарад", фильм С.Параджанова "Ашик-Кериб", телесериал "Герой нашего времени" и другие киношедевры.
   В годы юности я любил произведения М.Ю.Лермонтова (кстати, и Н.А.Некрасова тоже) не менее, чем стихи и прозу Пушкина. Но особое впечатление производил и до сих пор производит на меня "Герой нашего времени". Ведь я вырос на Кавказе, в Кисловодске и хорошо знаком с местами, где часто бывал поэт, где происходили события, связанные с героями романа. И сейчас, бывая в городе моего детства, я непременно посещаю Лермонтовскую площадку - здесь, у главного источника нарзана с 20-х годов XIX века находилась ресторация, из которой Печорин и Грушницкий отправились на дуэль к скале, находящейся в нескольких километрах от старой кисловодской крепости, выше по течению реки Ольховки, протекающей по современному кисловодскому парку (ныне эта скала носит название Лермонтовской). Вблизи Лермонтовской площадки, в трёх-четырёх сотнях метров от источника нарзана, у подножия Крестовой горы находился дом Реброва, где во время пребывания в Кисловодске останавливался Лермонтов (подробнее о Лермонтовской площадке, ресторации и доме Реброва можно посмотреть здесь).
   "Героя нашего времени" я перечитывал много раз. Слушал неоднократно аудиозапись этого романа по радио "Звезда" в его ежевечерних литературных передачах. И вот что интересно - при чтении книжного варианта, следуя за фабулой и развитием событий романа, порой (и даже часто) пропускаешь так называемые "лирические отступления" автора, так как хочется, минуя их, поскорее узнать о том, что сейчас произойдёт с героями, как сложится их судьба. А при прослушивании аудиозаписи эти отступления миновать не удается, и вот оказалось, что они благодаря заложенным в них таланту и мудрости Лермонтова, оказались не менее интересными и впечатляющими, чем основной событийный текст.
   Вот так не только сохранилась, но и крепла моя любовь к творчеству Лермонтова. Но о самом поэте, о его жизни, характере, увлечениях (помимо литературных) в памяти с годами сохранилось лишь немногое от школьных учебников и рассказов экскурсоводов. Конечно, что-то добавилось от Ираклия Андроникова, но это были, в силу обстоятельств, скорее бессистемные, отрывочные (по моей вине) сведения из жизни поэта. Поэтому и сложился ранее во мне образ М.Ю.Лермонтова лишь как замечательного поэта и прозаика с непростой судьбой (детство в Тарханах с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой; не отличавшийся крепким здоровьем мальчик; стремление бабушки дать достойное образование внуку; учёба в Университетском благородном пансионе в Москве и Школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге; непростые, а порой трудные взаимоотношения со сверстниками и сверстницами, влияющие на формирование характера молодого человека; служба в лейб-гвардии гусарском полку; стихотворение на смерть А.С.Пушкина и первая ссылка на Кавказ; вторая ссылка, дуэль и смерть поэта). Эти крупные штрихи из жизни поэта, сохранявшиеся в моей памяти, естественно, дополнялись некоторыми более подробными сведениями, но всё же главными в образе Лермонтова оставались его поэтическое призвание и его литературный талант.
  

***

   И вот недавно я прочитал интереснейшую книгу воспоминаний и размышлений Андрея Кончаловского "Низкие истины", и среди прочих многочисленных жизненных зарисовок автора познакомился с неожиданными для меня строками, в которых, рассказывая о своем деде по матери, художнике Петре Петровиче Кончаловском, о жизни и нравах, царивших в его загородном доме, Андрей Кончаловский пишет (цитирую с небольшими сокращениями):
   "Сколько всего, самого разнообразного, слышал я от бывавших у нас людей! От Игнатьева, автора популярной в свое время книги мемуаров "Пятьдесят лет в строю", появившегося у деда сразу же по возвращении из эмиграции, слышал, к примеру, когда речь зашла о Лермонтове:
   - Говорят, страшный был зануда, сказал Алексей Алексеевич.
   Мне уже было пятнадцать лет, и я был страшно поражен, что слышу о Лермонтове как о ком-то лично знакомом говорящему.
   - Откуда Вы знаете?
   - Я встречал Мартынова в Париже. Мы, тогда молодые, окружили его, стали дразнить, обвинять: "Вы убили солнце русской поэзии! Вам не совестно?"
   - "Господа, - сказал он, - если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке".
   Такой был характер, очень язвительный, может быть и несчастный - это я уже от себя добавлю. Как близко оказывается от нас 1841 год! Убийца Лермонтова рассказал об этом Игнатьеву, Игнатьев - мне, я - вам."
  
   После знакомства с этими воспоминаниями А.Кончаловского мне, конечно же, захотелось хотя бы отчасти восполнить свои пробелы в знаниях о жизни любимого поэта. И в ходе этого восполнения я ещё раз убедился, что талант человека не ограничивается каким-то одним видом его деятельности или творчества. Талантливая личность, как правило, бывает талантлива во многом, и это в полной мере относится к Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
   Помимо литературного дара Лермонтов владел четырьмя европейскими языками (а во время первой кавказской ссылки изучал ещё и турецкий). Играл на нескольких музыкальных инструментах (в том числе на скрипке, виолончели и фортепиано). Мировоззренческая философия - ещё одна из граней его таланта, она пронизывает всё его творчество.
   Но об одном из увлечений Лермонтова, которое сопровождало всю его недолгую жизнь (ведь он погиб всего лишь в 26-летнем возрасте!) я хочу рассказать подробнее, хотя и весьма конспективно. Это увлечение основано на таланте Лермонтова как рисовальщика и живописца. Увлекался рисованием он с раннего детства, но основные его картины, рисунки и зарисовки относятся к годам его учёбы в Благородном пансионе, а также в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и ко времени после её окончания. Его наставниками в эти годы были художники А.Солоницкий и П.Заболотский. Большое число рисунков и картин выполнено поэтом и в период службы на Кавказе.
   Творчество Лермонтова как художника - это акварели, живопись маслом, рисунки карандашом, пером, сепией. Тематика работ тоже довольно разнообразна - пейзажи, жанровые сцены, портреты, иллюстрации, шаржи, черновые наброски и др.
   Здесь, в этом очерке, я хочу показать фотокопии относительно небольшого числа рисунков и картин Лермонтова-художника.
   Начинается фотоподборка с одного из первых детских (наивных) рисунков поэта - акварели, написанной после возвращения с Кавказа, куда его, 10-летнего слабого здоровьем мальчика возила из имения в Тарханах на минеральные воды бабушка

  
  
 [А.Шурыгин]
  

   Но уже в 15-17-летнем возрасте Лермонтов писал картины, которые можно считать вполне профессиональными. Вот, к примеру, три его художественные произведения этого периода: "Ребенок, тянущийся к матери" (1829г.), "Мадонна с младенцем" (рисунок-копия с картины Гвидо Рени, 1831) и "Андрей Первозванный" - масло, копия Лермонтова (слева) с картины Лысенко (справа)
  
 [А.Шурыгин]
  

  
  
 [А.Шурыгин]
  

  
  
 []
  

   В семье Лермонтовых считали своим предком испанского герцога Лерму, который во время борьбы с маврами бежал в Шотландию (впоследствии историки выяснили, что семейное предание не соответствует действительности). На основании этого предания в 1830-1833 г.г. Лермонтов создал испанскую серию картин и портретов, наиболее известным из которых является портрет герцога Лермы в том виде, в котором он виделся поэту в его воображении (масло, 1833)
  
 []
  

   Портретная тематика живописных работ Лермонтова - одна из наиболее интересных. Вот несколько портретов, написанных поэтом:

"В.А.Лопухина" (в замужестве Бахметева), акварель, 1835-1836

  
 []
  

"Вера" - иллюстрация к повести "Княжна Лиговская", (1835-1836), факт. портрет В.А.Лопухиной

  
 []
  

"Неизвестный молодой человек в синем"

  
 []
  

"Портрет А.А.Столыпина (Монго) в костюме курда" (акварель, 1841) А.А.Столыпин - двоюродный брат матери Лермонтова, урожденной Столыпиной

  
 []
  

"Черкес" (масло, 1838)

  
 []
  

"Юноша в бурнусе" и "Восточный человек в чалме" (1831 и 1836)

  
 []
  

Портрет Ю.П.Лермонтова, отца поэта (1835-1836). Акварель М.Ю.Лермонтова с картины маслом

  
 []
  

В 1837 году, во время первой ссылки на Кавказ, Лермонтов пишет свой автопортрет (бумага, акварель). В 1838 году он подарил этот портрет Варваре Александровне Лопухиной

  
 []
  

   Много интересных и замечательно исполненных картин, рисунков и иллюстраций Лермонтов написал в годы кавказских ссылок. Кавказская тематика, пожалуй, является самой значительной в его творчестве как по числу созданных им работ, так и по разнообразию художественных жанров и технике их исполнения. Значительное число этих работ сохранилось до наших дней и представлено, в частности, в музейных экспозициях в Тарханах, Пятигорске, в санкт-петербургском Пушкинском доме. Открывает здесь галерею этих картин "Воспоминание о Кавказе" (1838)
  
 []
  

Следующий рисунок - "Офицер верхом и амазонка" (карандаш, 1841). Не правда ли, напоминает кисловодскую сценку из "Княжны Мэри" - возвращение Печорина и княжны с экскурсии к Кольцо-горе?

  
 []
  

"Бештау близ Железноводска" (1838)

  
 []
  

"Вид Пятигорска" (масло, 1837-1838)

  
 []
  

"Вид Тифлиса"

  
 []
  

"Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби" 1837-1838)

  
 []
  

"Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (1838)

  
 []
  

"Горское селение"

  
 []
  

"Нападение"

  
 []
  

"Кавказский вид возле селения Сиони" (1837 или 1838)

  
 []
  

"Крестовый перевал" (1837-1838)

  
 []
  

"Пейзаж с мельницей"

  
 []
  

"Тифлис. Метехский замок"

  
 []
  

"Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары" (1837)

  
 []
  

"Тамань" (1838) - иллюстрация к повести

  
 []
  

"Пляски грузинок на плоской кровле" (бумага, карандаш, 1837)

  
 []
  

"Конный горец со знаменем"

  
 []
  

Иллюстрация к повести Бестужева-Марлинского "Аммалат-Бек" (перо, чернила)

  
 []
  

   Рисунки лошадей - особая страсть Лермонтова. Их много, среди них изображения верховых лошадей, упряжные пары, тройки и четвёрки, законченные картины лошадей и контурные их наброски и т.п. Приведу лишь некоторые из этих работ, чтобы не перегружать очерк
  
 []
  

  
  
 []
  

  
  
 []
  

  
  
 []
  

  
  
 []
  

  
  
 []
  

  
  
 []
  

  

***

   В завершение иллюстративной части приведу ещё две фотографии - неизвестный ранее лист с серией набросков Лермонтова, найденный относительно недавно в музее города Ульяновска, а также портрет М.Ю.Лермонтова работы художника Ф.О.Будкина, заказанный бабушкой поэта после окончания внуком Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. На этом портрете поэт изображен в мундире лейб-гвардии гусарского полка

  
  
 []
  

  
  
 []
  

***

   И, наконец, ещё раз об упомянутой ранее реплике отставного майора Николая Мартынова, убившего Лермонтова на дуэли в 1841 году и рассказавшего о "невыносимом" характере поэта. В воспоминаниях современников Михаила Юрьевича действительно встречается немало ссылок на "демонические" черты его характера, в том числе довольно едких ссылок. Считается, что некоторые из этих черт просматриваются в образе Печорина. Существует, пожалуй, общее мнение, что подобные особенности характера Лермонтова явились следствием сложных в детстве и юношестве взаимоотношений со сверстниками, во многом определивших разочарованность в чувствах дружбы и его душевную неустроенность.
   И, тем не менее, эта душевная неустроенность и другие сложные черты характера, присущие, кстати, многим из великих и не только великих, никак не могут затмить человеческую и гражданскую значимость Лермонтова, его величие, чувство патриотизма (вспомним, хотя бы, "Смерть поэта" и "Бородино"), а также его вольнолюбие и проявленную в последние минуты жизни порядочность (ведь на дуэли с Мартыновым он по жребию стрелял первым и сознательно направил пулю в сторону от противника), не могут затмить неординарный талант поэта и художника, затмить любовь благодарных почитателей этого таланта.
   Вот на этой светлой ноте я и хочу завершить очерк.
  
   А.Шурыгин, февраль 2017
  
   P.S. Посмотрите также фотоочерки "Замоскворечье. Прогулки с фотокамерой"об Оптиной пустыниусадьбе Архангельское, о Коломенскомусадьбе КусковоКузьминском паркеусадьбе Царицыноселе Остров в ПодмосковьеУндоле - вотчине А.В.СувороваБольших Вязёмахстаром Серпухове, а также очерки "Кремль в Измайлово""Четыре времени года""Весеннее утро в Царицыно""Кисловодск. Замок коварства и любви""Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)"Волоколамский кремль"Казанский кремль"Картинки солнечного лета"Бессмертный полк.Москва,2016" , "Парк Музеон.Фотопрогулка" , ,
  
   0x01 graphic


Популярное на LitNet.com Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Х.Хайд "Кондитерская дочери попаданки"(Любовное фэнтези) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Призыв Нергала"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"