Аннотация: 3-я группа рассказов конкурса Прогнозы. Какие оценки и почему я поставил. Обзор окончен.
3-я группа рассказов конкурса "Прогнозы"
Какие оценки и почему я поставил
Если человека все устраивает, то он полный идиот. Владимир Путин
Редкий обзор на СИ не начинается словами "я не критик, оцениваю рассказы исключительно из соображений "понравилось - не понравилось", но жизнь заставила, а потому терпите мое некомпетентное словоблудство, именуемое читательским мнением". Не станет исключением и моя попытка примерить неблагодарную шткуру критика.
Я не критик. Но необходимость расставить оценки 3-ей группе рассказов конкурса "Прогнозы" заставила меня распечатать 28 произведений, раскрыть ноутбук и вдумчиво пройтись по каждому конкурсанту. Делаю это прежде всего для себя. Во-первых, мне так проще выставлять оценки - честно и перед собой и перед конкурсантами. Во-вторых, я учусь на чужих ошибках и находках. И в-третьих, я был бы совсем не против, если бы мог рассчитывать на несколько фраз от каждого, кто оценит мой рассказ. Что ж, с надеждой на "алаверды", начну свой первый в жизни обзор.
Удачи мне!
ВОЛЧЕНКО ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ. РАССКАЗ СТАРОГО ХЬЮЗА.
Рассказ показался очень сырым, недодуманным и невычитанным. Чем ближе к концу рассказа, тем встречается все больше синтаксических и орфографических ошибок, лубочных и прямолинейных сравнений, лобовых объяснений и корявых фраз. Автор, похоже, торопился успеть на конкурс, или просто устал от своего рассказа, а может быть - и то, и другое.
... отец Токито не появился из за поворота холма как обычно... Как это - из-за поворота холма? Из-за холма - понимаю. А так у вас холм куда-то поворачивается, не иначе.
...Хьюз только один раз посмотрел в измученные глаза седого негра и понял - даже будь у него хоть целый ранд, сегодня его никто никуда не повезет... у кого будет целый ранд? У негра? Кто кого куда не повезет? Неудачное предложение. Кстати, подобных неудачных предложений в тексте полно.
... Основной целью сообщества является балансирование демографического роста по расовому признаку. А вас, принадлежащих к негроидной расе, сейчас уже три миллиона сто с чем то тысяч - это почти 43 процента от всего населения. Поэтому... Дети зашептались. Те, кто был единственным ребенком в семье, откровенно радовались, остальные хмурились и понуро склоняли головы... если бы мне, двенадцатилетнему, что-то подобное сказала моя учительница - я бы тоже зашептался со своими одноклассниками. А они, я уверен, зашептались бы со мной. И мы все дружно шептали бы один и тот же вопрос - с кем эта тетенька разговаривает!?
Понятно, что умная тетка разговаривает не с учениками, а это автор просто и доходчиво объясняет читателю, что в придуманном автором мире население стран третьего мира растет с угрожающей для всех прочих стран быстротой. Собственно, в таком приеме подачи информации - весь рассказ. Есть пять (или шесть) абзацев, полных канцелярских объяснений происходящих событий, разбавленных ничего не значащими диалогами.
... у европейцев не получилось ситуацию с демографией изменить...
... Все оказалось гораздо лучше, чем ожидал Хьюз. Кругом и всюду властвовала 'политкорректность'...
... Наверное, именно из-за этих их постоянных планирований, мучительных мыслей о дне грядущем они и исчезают, вырождаются...
... Я так понимаю, вы тоже из Африки, значит помнить должны, какие раньше люди были. Верования, повальная безработица... А как рекрутирование началось, менталитет быстро сменился. Уровень образования вырос, по другому думать стали, выгодные условия начали искать. Вот и пошли сначала от сырьевых поставок переходить к полуфабрикатам, для этого первичное строительство и затеяли...
...Переходя к сложившейся ситуации, хочу отметить, что тенденции потребления, сложившиеся на рынке электронно-вычислительных блоков требуют реконструкцию всей технологической цепочки производства. В виду невозможности выполнить переориентацию силами объединенной Кореи нами предлагается вариант, по разделению производственных технологий между регионами, с конечным формированием...
... Сегодня, на международном саммите, между руководителями Азиатской автономии и Содружеством Рекрутных государств было подписано соглашение о централизации ресурсно-информационных баз с упразднением межрегиональных налоговых квот, а также...
За искусственностью текста идея рассказа не то, чтобы не видна, но она тускнеет и становится абсолютно неинтересной. Так, глядя на дешевый пластик китайских джипов, отпадает всяческое желание интересоваться их ездовыми характеристиками.
Окончательно добивают рассказ плохие и не к месту сравнения и метафоры.
... В красной пасти обивки открытого кейса ярко белели... У кого пасть - у кейса или все таки у обивки?
ИТОГ: Еле дочитал до конца. Если бы не распечатал - не дочитал бы наверняка. Увы. Оценки выставлю, когда прочитаю все рассказы. В любом случае, оценка будет ниже средней.
РОМАНОВ ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬВИЧ. НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ОШИБОК.
Человеческие нервы используются, для создания "думающих" машин и аппаратов. Так я понял идею рассказа из первой главы, датированной 12.01.2047. Что ж, чего не бывает.
...Так вот, - на мгновение задумавшись, начал докладчик. - Ни для кого не секрет... полагаю, что удачнее было написать - продолжил доктор. А то получается, как будто откуда-то появляется некий докладчик и что-то начинает рассказывать, игнорируя уже выступающего перед аудиторией Доктора.
...На день рождения ему подарили именно то, о чём он так мечтал - машинку с мозгами... думаю, что производители новых игрушек похлопотали бы и назвали новинку игровой индустрии как-нибудь более благозвучно. Мозги - это все таки что-то сероватое с плакатов биологии, или растекающееся бесформенным пятном в третьесортном боевике. Опять же, не думаю, что друзья именинника не знают принципа работы машинки - дети вообще хорошо схватывают все новое, да и рекламы везде должно быть полным полно, расхваливающей особенности и выгоды новой игрушки.
Диалоги не понравились. То есть - совершенно. В рассказе диалоги - это не общения людей, а способ быстренько и коротенько донести до читателя суть происходящего. Сам по себе метод этот распространенный и всеми используемый (и мной, непременно). Однако диалоги рассказа напрочь лишены изящества, подводят читателя к ответам походкой вальсирующего гиппопотама.
...-- В чём беда твоя, сын мой?
-- Понимаете, я стал ненужным.
-- Что же такого случилось?
-- Да всё эти чёртовы изобретения...
-- Чем же вам не угодили машины?
-- Они отняли у нас работу.
-- Однако в их картинах нет души.
-- Но как мне жить дальше?
-- Продолжай рисовать...
Уимблдон. Кубок Золотого Шлема. Очередная уверенная победа Марата Сафина.
ИМХО, но диалоги губят рассказ. Все в рассказе говорят словами автора, голосом автора, интонациями автора и только то, что необходимо автору для раскрытия идеи рассказа. Герои разговаривают друг с другом, как сварливые супруги в день золотой свадьбы - предсказуемо. Нет, это не герои, это автор разговаривает с читателем. А между тем, весь рассказ построен именно на диалогах, которые от одного персонажа к другому ведут читателя к оригинальному и достаточно неожиданному финалу.
Сказать, что идея нова - нельзя. Сказать, что на идею очеловеченного робота взглянули под новым углом - можно было бы, если б автор капнул глубже простого нагнетания паники и роботофобных настроений, чтобы в конце рассказа голосом робота-профессора заявить, как глупо и не политкорректно вело себя человечество.
ИТОГ: Прочел. Иногда перескакивал через диалоги, прочтя в главе только первую и последнюю фразу. Потом стыдил себя, заставлял возвращаться и перечитывать. Средняя проза. Средняя идея. Средняя оценка.
СЕРГИЕНКО ЖЕНЯ. ЗДОРОВЬЕ ПО КОНТРАКТУ.
Показалось, что рассказ писался в три захода - когда давно родилось начало, много позже добавилась основная часть и очень быстро, чтобы успеть, дописаны две-три финальные сцены.
Или, что вероятнее, рассказ является частью чего-то большего, не совсем удачно, как по мне, изрезанного под конкурсные размеры.
В рассказе рассматривается идея развития робототехники до революционных возможностей - создания кибернетических органов. Богатые, на зависть журналистам, становятся вечно молодыми и вечно пьяными. Врач-нейрохирург сколачивает состояние, пришивая миллионерам не достающие им для счастья части тела, и в результате чуть сам не становится чьим-то донорским органом.
...Я невольно засмотрелся на его подбородок, обвисший подбородок с плохо выбритой сединой у губы. Среди раскиданных подушек он казался особенно жалким, под простыней проступали контуры непропорционально короткого тела... кто казался особенно жалким? Подбородок? Глядя на контуры его короткого тела, я подбородок тоже пожалел.
...Еще недавно успех этого старого хрыча вызывал зависть, после биржевых торгов конкуренты отплевывались желчью, как на дрожжах, росли капиталы "Томпсон милк индастри"...Стиль расстановки автором запятых я бы назвал вольным. Конкуренты отплевывались желчью, как на дрожжах?
...Клиенты оборвут телефоны, они переубивают друг друга за новый глаз, нос или руку... Думаю, все таки лучше будет звучать - перебьют друг друга. Так и более читабельно, и достаточно цинично, как для мыслей доктора.
Невозможно растянутый рассказ совершенно ненужными подробностями.
Зачем нужны орущие обезьяны, отличный кофе и депрессивная подруга миллиардера? Разве это важнее, чем непростое решение миллиардера стать "киборгом"? тогда почему о кофе много, а о решении - чуть?
Зачем автор отправляет ГГ в политику? Полагаю, чтобы изящно преподнести мнение общества о популяризации кибернетических органов. Тогда почему этому мнению отведено всего десять строчек?
Зачем так много героев в рассказе? Главный герой, его секретарша, миллиардер, две его жены, служанка и еще некий Смит. Так ли нужен каждый для развития сюжета и раскрытия идеи? Трое, со своими ненужными сценами и проходными фразами - определенно лишние.
Вживление ГГ самому себе кибернетических мышц - вообще дано одной строчкой, как не заслуживающее внимания. А ведь вполне могло бы стать интереснейшим психологическим моментом.
Концовка, с таким стандартным набором голливудских штампов (ГГ достается все - любовь грудастой девахи, куча денег и желание стать президентом), окончательно вывернула рассказ в русло банального боевичка. Вполне может быть, что, до резки под размеры конкурса, это и был такой себе боевик.
ИТОГ: Прочел. Не без интереса, но и перечитывать не потянет. Рваное, неровное повествование, связанное, прежде всего, с тем, что автор так и не решил, а что же он пишет - социальный прогноз или фантастический боевик. Средне, хотя могло быть и выше.
БОГУЦКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ. ПОЖИРАТЕЛЬ ОШИБОК.
...безумно красивое алое солнце... вот так сразу. В третьем предложении первого абзаца. Ай, как не хочется встретить дальше что-то типа "смертельно заунывное пение ветра", или "опускалась кровавая заря", или "бесконечно тоскливая ночь"... Не хочется, но чую, что с таким началом, имею на встречу все шансы.
...активного дезактиватора... без комментариев...
...Оттолкнувшись от парапета он откатился от края крыши...уф, сколько ОТ!
Очень тяжело продираться сквозь текст. Игнорирование автором запятых граничит с издевательством над читателем.
...выразил спиной непримиримую сосредоточенность на графике реализации кризисного менеджмента... прочел фразу раза три, не меньше. Долго убеждал себя, что я понял ее правильно.
...Мачо со своими латиноанатарктическими и огнеземельскими гастарбайтерами собирался внизу...представил, как части Мачо сползаются из укромных уголков разрушенного здания, собирая неустрашимого Мачо-трансформера.
Атомная война. Или ядерная катастрофа. Что-то жутко радиоактивное рвануло, перекроив людей на пепел, "трупоедов" и бойцов с кем-то воюющих отрядов.
...В центре был ведь реабилитационный центр... центр в центре. Бывает.
...-Ой, блин, а у меня тут напитки спиртные оставались... Не верю я таким фразам. "Спиртные напитки"! Так не говорят, так пишут мелким шрифтом в предупреждениях Минздрава. Очень характерная проблема диалогов во всем рассказе - то герои сыпят сленговыми словечками, понять которые наскоком не всегда и получается, а то начинают выражаться, как докладчики 20-го Съезда Нейрохирургов-Теоретиков.
Нет. Не атомная война - какая-то катастрофа. Или эксперимент. Но что-то радиоактивное конкретно рвануло. Все разрушено и затехногенено. Больше не понял ничего. Заблудился во фразах типа ...Он охотится по электронные тени в квантовых сетях, в которых происходит навигация косяков плазмоидов...
ИТОГ: не мое. "Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут" (с) Впечатление от рассказа портит игнорирование автором знаков препинания, неровные диалоги, употребление к месту и не к месту сленговых выражений и непонятных терминов. На любителя рассказ, к которым я себя не отношу. Оценка будет ниже средней.
КУСКОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ. ТРАНСФОРМАЦИЯ.
...Измерять время секундами - это тоже особенность трансформов. Минута для них - слишком большой промежуток, час - вообще вечность... Клянусь богом - это здорово! Вот из таких мелочей, подмеченных героем, и складывается по настоящему живой новый мир! Браво!
...в тишине Андрей услышал, как кого-то в аудитории наполняет гордость за свою страну...звук, наверное, противоположен испусканию пренебрежения к своему правительству. Ироничный стиль автора мне нравится.
Людей не клонируют. Людям не продлевают жизнь, меняя их внутренности на кибернетические игрушки. Все как-то проще - сознание человека переносят на "жесткий диск", который потом, по желанию этого сознания, вставляют в разные оболочки. В результате получается Трансформ. Вроде как, человек, если верить в победу разума над телом. А может, и робот, смотря, как сознание переписали. А куда потом девается человек, после переноса сознания? На этот вопрос и отвечает рассказ.
Хотя, меня больше заинтересовал совершенно другой вопрос:
а могут переписать не все сознание? или подкорректировать его в процессе перезаписи?
Автор делает намек на возможность такой проблемы и столь же схематично дает что-то похожее на ответ. А жаль. Думаю, именно такой вопрос стал бы камнем преткновения в том, авторском, будущем. Ведь именно он так страшит жену ГГ.
...Страна уже несколько десятилетий жила в условиях стопроцентной коррупции...да разве ж это фантастика? *смеюсь и плачу*.
...Трансформы выигрывали у людей в любые игры: шахматы, преферанс, бильярд, футбол. Кроме "козла"...остался открытым вопрос с преферансом!
Рассказ написан очень хорошим языком - простым, образным, точным. Мир чуть покоробил - трансформы, экскурсии на Марс, невозможность человеку "из системы" достать себе ТТ-шник и, в тоже время, чугунные ванны, сколоченные из досок подставки и пластмассовые ванночки. Не вяжется, хотя вполне может быть осознанной авторской задумкой. Если и так - меня не взяло.
Удачно прорисованы персонажи, и диалоги не выглядят банальной перекачкой информации от автора читателю.
Как прогноз будущего, рассказ выполнен безупречно. Картинка мира дана четко, выпукло, разносторонне. Аплодисменты. Автор сдержанно кланяется.
Хорошая концовка. Жесткая, оставляющая место читателю для размышлений, правдивая такая концовка, вполне даже возможная.
ИТОГ: отличный рассказ! Достоин финала конкурса. Сожаление вызывает, что в тексте дан ответ на вопрос, менее всего меня заинтересовавший. В любом случае, оценка будет значительно выше средней. Удачи, автор!
ГЕРАНЬ ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ. СТРАНА ПОБЕДИВШЕЙ ДЕМОКРАТИИ.
Недоделанный рассказ. Недодуманный. Нет, мысли да идеи, которые автор в рассказ вложил, продуманы и выглядят вполне логичными. А вот в вопросе, как идеи эти до читателя донести - нет у автора с собой согласия. Я придумал как минимум три причины, по которым рассказ не получился.
Во-первых, все дело в форме. Рассказ слишком мал для авторской идеи, мал для неспешного плетения нити сюжета, раскрытия образов, мотивов поступков каждого из героев. Автор копнул совковой лопатой жирнючего чернозема, а потом стал пытаться детским совочком распихивать его читателям по карманам.
Во-вторых, в рассказе слишком много сюжетных линий. Я насчитал их не менее четырех: Алекс-Анжела-Гарри-Любовь; Алек-Джек-Соревнование Роботов; Алекс-Анжела-Смоук-Дружба; Алекс-Профессор-Россия. Любой из них за глаза хватило бы для отличного Прогноза вполне возможного будущего.
В-третьих, в итоге автору пришлось совершать акробатические этюды и цирковые номера из арсенала рыночных фокусников, умещающих в одном рукаве всю колоду карт. В каждой главе (а их целых 12!) автор высыпает на голову читателя кучи информации. Автор "спешит успеть" - и все сказать, что задумал, и в размер рассказа уместиться. Так уже отправляющийся поезд догоняет рассеянный пассажир, роняя по перрону сумки, документы и провожающих.
Первая глава, как по мне, просто ужасна! Я так и не понял, где чья реплика в первом диалоге главы.
... -- Девушка? - Джек от удивления приоткрыл рот и посмотрел на березу, затем на Джека,- мда, братело, загнался ты... "смешались в кучу кони, люди" (с)
В самом конце главы вдруг читаю:
... Студент замялся, еще больше покраснел... кто - студент? Откуда студент? Автор ни одного из героев студентом не называл. Перечитываю сначала - ни о каких студентах и речи нет, кроме пришедшей спамовой, как я понял, новости.
... Полковник напоминает студентам о вечернем собрании, ещё куча правительственного спама...
Текст, в силу обстоятельств, перечисленных мною выше, полон штампов и скоропалительных выводов, выдаваемых за догму. Герои сыпят неопровержимыми истинами и стремительными, как электрическая искра, выводами.
... Американские глаза, со встроенными линзами (X-3), переполняет презрение и чувство превосходства, гордости... это автор описывает взгляд главного героя.
... -- Мне уже более 120 лет, тело изъедено временем, трижды собрано заново, но ум также цепок, как 100 лет назад. Я знаю, о чем ты хочешь поведать. Думаешь, твои изыскания остались незамеченными? Ха... Свобода информации - это миф...реплика Профессора. Просто реплика одного из героев. Невероятное количество информации, всунутой автором в нее, поражает. И так разговаривают все герои рассказа.
Между тем, в рассказе множество действительно хороших находок. Думаю, автор когда-нибудь вернется к этому рассказу и сделает хорошую, крепкую повесть, которую я с удовольствием прочту.
ИТОГ: прочел с интересом, но не более. Мне не нравится, когда мне торопятся подсунуть готовые выводы, старательно выдавая их за истину. Оценка будет чуть выше средней, в надежде когда-нибудь прочесть расширенный вариант.
КАПТУРИ ЮЛЯ. ЭРА СОЗИДАНИЯ.
...Аккуратненький, хорошо одет... может, "хорошо одетый"?
...- Нет. И не будет, - извиняющимся тоном ответил сагистр... очепятка.
Текст написан неплохим языком. Без изысков, с умеренным использованием стандартных метафор и выражений, типа "даже ахнуть не успел", или "рухнув в кресло". Читается легко, но и не запоминается. Как говорил герой Михалкова в каком-то фильме: "Это как комик без усов или бороденки - ухватиться не за что". Явных ошибок в тексте не увидел, а вредничать да выискивать не оказалось настроения - все-таки рассказ читать было интересно.
Идея интересна, но дорогостояща и может быть прощена сумасшедшему ученому, выигравшему состояние на собачьих бегах, но никак не государству.
Значит, как мы это делаем. А очень просто. Ловим индивидуума в возрасте от 24 до 30 лет, разыгрываем вокруг него спектакль, вроде как мы перенесли его в далекое будущее, даем ему в том далеком будущем мало вразумительное и плохо выполнимое задание, после чего выкидываем обратно, намекнув, что этот индивидуум станет в будущем великим и ужасно умным. Остается надеяться, что теперь индивидуум уверует в наши слова, бросит материться и запишется на курс лечебной йоги. Да! Чуть не забыл! Мы ж еще к такому индивидууму и наставника приписываем, что бы пестовали они друг друга, росли над собой и, дружно, взявшись за руки, уверенно вошли в прекрасное будущее. *на экране лучи восходящего солнца под музыку Мариконе освещают стройный силуэт героя*
Знаете, был такой фильм про высадку американцев на Луну. Там, по версии режиссера, никакой высадки не было, а астронавты в боксе в центре пустыни перед камерами разыгрывали представление для миллиардов людей Земли. И я понимаю, зачем они это делали, - деньги, гигантские деньги, выделенные на проект освоения Луны и присвоенные плохими парнями. В рассказе тот же случай надувательства общественности. Но за ради чего? Ради будущего? Не верю. Ну не будет никто выделять колоссальные (а такой спектакль стоит огромных денег) средства ради очень призрачного результата. А результат мягко говоря призрачный. Ведь нашего индивидуума может, например, сбить машина. Ага. Аннушка уже разлила масло и все такое. И деньги, огромные деньги, потраченные на выращивание будущего превратились в пшик. Это что значит? Это значит, что за Прогноз автору двойка.
Что еще. Автору, как по мне, не удалось в полной мере раскрыть идею рассказа. Я не берусь судить о всяческих тонкостях технической стороны задания - я не астронавт и не астролог.
Но вот вопросы, на которые автор был обязан ответить:
- Почему выбрали именно Макса? Какие критерии отбора кандидатов в великие?
- Почему именно такое задание?
- В чем смысл задания? Зачем надо, чтобы Макс его выполнил?
- Почему двое суток? Странно, что Леонардо увеличили срок до 15-ти суток. Странно и непонятно, почему у Макс не возникли сомнения по этому вопросу.
Само задание и пребывание Макса в "будущем" выглядит надуманным и ненастоящим. Как будто, экспериментаторы засунули крысу в клетку и теперь не знают, чего им дальше делать. Это ощущение складывается прежде всего от непонимания - а чего от Макса хотели-то? Выявить степень его стрессоустойчивости? Есть более эффективные и действенные методы. Узнать уровень знаний и творческих способностей? Тоже есть методы поэффективнее. А читать, тем не менее, было интересно. Очень хотелось узнать, чем все закончится.
ИТОГ: Приятное чтиво для коротания поездки в метро, когда читаешь и слушаешь объявления остановок одновременно, не забывая при этом отвоевывать у соседей занятый плацдарм. Оценка будет выше средней, но и не высокой.
КОНОН. ДНЕВНИК ТРЕХ.
...Особенно беспрерывным потоком похвал Штатам... криво как-то звучит. Попробуйте прочитать вслух - "похвал" просто застревает в горле.
Настойчиво захотелось чего-нибудь съесть. Предполагаю, что именно такая реакция читателя на первую главу и задумывалась автором.
...Эту мысль я и отправил ему личным сообщением. Правда, я не надеюсь на ответ... думаю, уместнее будет - не надеялся на ответ. Ведь всю главу ГГ вспоминает, что случилось в прошлом.
... Ты один?
Я на всякий случай огляделся ... очень наивно, как для диалога в аське. Слушать всяческие телефонные разговоры, перлюстрировать электронную почту и болтовню в аське сотрудников любой фирмы сейчас может каждый системный администратор этой самой фирмы. Думаю, дальше будет только хуже.
Вообще, весь рассказ просто пропитан какой-то юношеской наивностью, словно слушаешь девятнадцатилетнего паренька, ошибочно считающего, что он уже достаточно хлебнул горя в жизни, поднабрался опыта, и вот подошло время этим опытом поделиться с окружающими. Отчасти эта наивность рождается фразами, типа "вызывает тревожные ощущения", "приятель расплылся в туповатой улыбке" или "жрать штатовскую дрянь". Отчасти - молодецкой торопливостью раскрасить мир в черное и белое, не допуская полутонов.
... будто их из нас самом деле можно... частица на потерялась.
Несмотря на огромное количество в рассказе слов - ужас, страх, паника, катастрофа, печальный, сойти с ума, тревога - посеять во мне даже тень панического настроения, не говоря уже о чем-то напоминающем ужас, автору не удалось. Может быть как раз потому, что в тексте так много этих слов, и так мало настоящих эмоций.
... О огородницах никому... лучше все таки написать "Об огородницах".
Идея рассказа - захват Соединенными Штатами всего мира с помощью "ножек Буша", куриных окороков, содержащих вещества, вырабатывающие у пообедавших ими безаппеляционную любовь к Америке - восторга не вызвала. Это не прогноз - скорее описание чьего-то шизофренического бреда. У меня вот бабушка боялась жевательных резинок. Говорила, что нас так программируют, под особую частоту жевательных движений внушают любовь к капитализму.
ИТОГ: скучный, плоский текст в тандеме с легко предугадываемым сюжетом - вот что нужно, чтобы получить невысокую оценку на конкурсе. Вывод - работать, работать и еще раз работать. Если я угадал с молодостью автора, у нас есть шанс получить неплохого фантаста.
КОЛМАКОВ РОМАН ДМИТРИЕВИЧ. САД КАМНЕЙ.
Хм.
Очень непростой для вынесения оценки рассказ. Мог, очень даже мог получиться шедевр, в моей системе ценностей, разумеется. А вот, не пускает что-то поставить 10-ку.
Перечитывал рассказ три раза.
Точные, выверенные фразы - вот что подкупает меня в рассказе. Отточенные, как дедовский охотничий нож. Хлесткие, как штормовые волны. Я искал, к чему придраться, специально перечитывал - не нашел. Возможно есть, есть огрехи, и я их просто не вижу по причине абсолютно не литературного своего образования. Не важно.
...Под белым краем тарелки виднелся клочок бумаги с отпечатанной на нем суммой.
Джек достал несколько купюр и, положив их на полку лифта...
Вот она, заноза. Тот самый комариный зум, не дающий спокойно уснуть.
За окном 66-ой год, как следует из текста. Предполагаю, что это как минимум 2066-ой год. А герой расплачивается в гостинице бумажными деньгами. Мало того - ему вместе с заказом присылают счет на бумажке! Даже сейчас не в самых продвинутых совковых отелях и поголовно во всех европейских, от проживающих никто не требует ежесекундной оплаты за пользование баром, за еду в холодильнике, а в некоторых гостиницах, и за ужины в гостиничном ресторане. Все просто записывается тебе на счет, который ты оплачиваешь при выезде из отеля. И оплачивать гораздо удобнее карточкой - в отеле держать наличные деньги как-то неприятно, провокационно для обслуживающего персонала. Не верю я тут автору! Снимаем балл!
Герой в разводе. Почему? Что случилось? Это частность или тенденция? Автор дает намек ответа на вопросы - не более. Если не важно, в разводе он или нет - зачем об этом говорить? Если важно - почему не раскрыта тема? Ведь именно ответы на эти вопросы дадут картинку социального мира будущего. Еще один балл долой.
А идея рассказа такова. Каждому человеку вживляется чип, содержащий программу "Персональный психолог" и снимающий с нервной системы человека показания уровня агрессии в любой момент времени. Совсем неплохая идея. Психолог ведет с человеком задушевные беседы, выставляя в итоге некий лимит агрессии. "О, сэр, сегодня вы вели себя замечательно, поэтому можете завтра задушить своего попугайчика, наслаждайтесь!"
...Сквозь серую муть проглядывался призрак улицы... хорошо сказано, черт побери!
...Мрак разогнал луч прожектора... не понял я, кто кого разогнал. Лучше написать - луч прожектора разогнал мрак. Так понятнее.
Еще не понял - герой хотел убить Линду или так случайно получилось? Мне кажется, ответ на этот вопрос только усилии бы финал рассказа.
ИТОГ: хороший рассказ с не до конца продуманным миром будущего. Живые герои в картонных декорациях школьного драмкружка. Отлично сделан внутренний мир героя. Рассказ заставляет задуматься - это главное. Оценка будет выше средней.
ЧИНСКАЯ ИРИНА. ЧТО ИМЕЕМ.
...Началась новая тема: "домашние животные", вопросы к ней Мартын проверил два дня назад, сейчас статистики опрашивают людей о том, кого они предпочитают. Мартын был практически свободен и решил все разузнать... Мартын решил все разузнать о домашних животных? Полагаю, фразу лучше переделать.
...Как быстро двигается прогресс... Биоробоы... Мысли опять вернулись... буковка потерялась.
Значится так. За окном 2205-ый год. Биороботы, метро с индивидуальными кабинками, прививки молодости, семья по десятилетнему контракту, платное безрекламное телевидение, дома на солнечных батарейках, в моду опять вошли белые зубы. Человечество, решив множество бытовых проблем, настойчиво хочет быть счастливым. Решение этой проблемы возложено на "Институт Человека", который успешно справляется с поставленной задачей. Профессура дырявит лацканы пиджаков под заслуженные ордена, люди ликуют и расходятся по рабочим местам. Занавес.
Свое отношение к рассказу могу высказать одним предложением - глубокая проработка мира будущего и поверхностный взгляд на проблему счастья.
Думаю, если бы реальный профессор рискнул выступить с предполагаемыми автором результатами в воображаемом будущем, коллеги закидали бы его стетоскопами.
Объяснюсь. Во-первых, выводы профессор делает на крайне нестабильных результатах. Оцениваемая им система, Мартын то есть, легко выводится из равновесия, буквально несколькими фразами, а значит, система может столь же просто опять стать нестабильной, сиречь - несчастной. Во-вторых, очень не верится, что мнительный Мартын вдруг так легко, на слово, отказался от фобий, вызревавших в нем не один день. В-третьих, понятие счастья слишком индивидуально, чтобы вот так, легко, одним движением всех помирить. И в 1945 несчастных было не меньше счастливых. Вспомните хотя бы вспышку бандитизма в том же году и подумайте, почему тогда тысячи "счастливых" людей становились ворами, убийцами, рецидивистами.
Помнится, у Веллера был рассказ "Испытатели счастья". Прочтите, автор, не поленитесь.
ИТОГ: Разочарование. Прямолинейный по психологии героев рассказ. Из жизни амеб. А мир - хорош. И описан качественно, и сделан достойно.
ФИАТИК Ф.Ф. ТАМ, ГДЕ ВРЕМЯ НЕ СПЕШИТ.
"Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился..." (c)
Страшно я далек от села. Запрячь лошадь - не буду знать, с какой стороны к ней подойти. А молоко из коровы разве не сразу в пакетах достают? А в рассказе - как раз село, будущее, счастливое, к лесу передом, к городу задом.
Рассказ напомнил мне краш-тест автомобиля: сначала сюжет медленно, нехотя расталкивается, разгоняется, потом вдруг, ближе к концу рассказа, набирает скорость, чтобы в конце прогнозируемо налететь под нужным углом, как на отбойник, на твердый тренированный кулак доярки Марии. И еще, очень мне рассказ напомнил творения фантастов-социалистов времен строительства коммунизма, те самые романы и повести, наивные, с верой в светлое будущее и бесконечные возможности человека, вооруженного высокоморальными принципами.
Идею рассказа я понял примерно так: тренированный профессиональный диверсант-убийца, как его не программируй-настраивай, все равно остается прежде всего человеком, тянущимся к светлому и вечному. И если найти в таком диверсанте кнопку, он запросто уверует в добро, и других научит по божественным законам жить. А не захочешь жить, он так по тыковке приложит, все понты из тебя в разные стороны разбегутся. Во как, мля!
...После завтрака дядька Игнат опять делает мне массаж, после которого... после и опять после. Царапнуло. Можно лучше.
...но джинсы и ветровку дозволил... вдруг выпрыгнувшее просторечие резануло.
...Возвращаться в контору нельзя. Никто мне не поверит... не понял, почему ГГ решил, что ему никто не поверит. Звонку, получается, поверили бы, а живому рассказу - нет?
Никаких явных огрехов в письме не заметил. Четкие фразы. Нужные, к месту, слова. Хорошие сравнения и образы. Приятное чтение.
Конечно же, в такой авторский прогноз я не верю, как не верил в свое время прогнозам фантастов-социалистов. И пить наш мужик не бросит, какими отварами его не пои. И старики наши никогда не будут дружным строем выводить ката самосозерцания и очищения. Разумеется, мнение это городского жителя.
В тоже время - рассказ понравился. Очень здорово в привычный вроде бы мир вплетены знаки будущего, совершенно не мешающие донесению до читателя идеи рассказа. Веришь, что где-то совсем рядом с этим селом несется безумный мир будущего - продвинутый, техногенный, жесткий, торопящийся. И еще очень хочется верить, что в будущем (а вдруг!) мы действительно станем лучше.
ИТОГ: самый светлый рассказ конкурса. Чуть наивный, конечно. Скорее сказка для взрослых, чем прогноз будущего. Нужная, мне кажется, всем сказка. Оценка будет высокой. Удачи, автор!
ХАБИБУЛИН ЮРИЙ ДАЛИЛЕВИЧ. ТАЙНА ЗВЕЗДЫ ВАН-МААНЕНА.
...двигатель-преобразователь, работающий на совершенно новых принципах использования энергии атома... двигатель не может работать на принципах. Принципы - это не топливо. Двигатель может быть работать на энергии атома, использование которой основано на совершенно новых принципах.
...Прототип показал фантастические возможности, ожидающие человечество после его широкомасштабного внедрения... возможности прототипа ожидали человечество? Президент США показал мать Кузьмы, ожидающую все человечество после ее широкомасштабного внедрения. Переделайте фразу, автор, смилостивитесь.
...страны западной Европы, США и Япония, попытавшиеся повторить открытие русского ученого и обойти патенты, потерпели фиаско и были вынуждены пойти на сотрудничество с Россией... чувствуется, что читаю я крепкую такую, стопроцентную фантастику.
...Сергей, с детства мечтавший о космосе, под предлогом необходимости всесторонних испытаний своего детища, упросил руководство включить себя в команду, и был назначен начальником экспедиции... вот это просто чудно. Как если бы Калашникова, чьи легендарные автоматы помогают братским народам обрести независимость, назначили командиром армии, штурмующей горы Афганистана.
...Ужасная история конца высокоразвитой цивилизации поразила землян... надо было написать - поразила землян до глубины души. Чтобы фраза звучала окончательно заштамповано.
...Кто-то наведывался ночью в лагерь, снимал часового и творил зло...ну не надо таких фраз. Мало того, что они каждым понимаются по своему, так еще своей канцелярской безликостью начисто убивают тонус читателю.
...Люди вооружились, из пенометалла запоздало соорудили вокруг лагеря защитную стену... запоздало - так бывает, когда экспедицией руководит физик. Все ж таки, шить сапоги должен сапожник.
Текст полон штампов - твердых, как памятник Пушкину, и мертвых, как речи партийных съездов. Всякий раз, попадая на очередное "Чуднов понял, что наступил критический момент", только необходимость выставить рассказу оценку и врожденное чувство справедливости заставляли меня продолжать чтение.
...Шли последние секунды, существа, окружающие со всех сторон лагерь, постепенно приходили в себя, и, наверное, давно ничего не ели... шли последние секунды до чего?
Тяжеловесная первая часть рассказа выглядит деревянным протезом в теле произведения. Как будто писалась эта часть автором специально, для создания некоего подобия прогноза в давно придуманном рассказе о путешествии землян по просторам космоса. Параллели инопланетного мира с миром земным, прочерченные белым по черному, до прогноза будущего не дотягивают - ни тон, ни глубина раскрытия возможной проблемы доверия не вызывают.
Идея вообще восторга не вызвала. Да какой восторг - идея не держит читателя, не ведет за собой, и заставляет быстрее заглянуть в конец рассказа только с одной целью: узнать, а когда же он будет, этот самый конец.
ИТОГ: детский фантастический рассказ. В "Пионерскую Правду" его, или в журнал "Юный Техник". А на этом конкурсе он явный аутсайдер.
СИНЕЦКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ. ДОКТОР ПРОЦИУС СООБЩАЕТ...
...Часто фундамент предсказания бывал разрушен более свежим открытием, которое направляло в совершенно другом направлении... направляло кого? Или что? Да и "направляло в направлении" даже в протоколах сотрудников ГАИ звучит смешно.
...Вычисления любой сложности, имеющие любое... можно написать "какой угодно сложности", чтобы избежать ненужного повтора.
...шаги человечества ведут к уже сейчас обозримой... нельзя прочесть, не споткнувшись на эту "к". Лучше все таки написать "ведут к обозримой уже сейчас".
...к примеру, за копку земли или рубку деревьев... нет, я знаю, что такое слово "копка" есть. Но ведь - царапает. Спотыкаешься об это слово, как о ковровую дорожку на мраморной лестнице административного здания - на виду у всех.
Оценить рассказ мне оказалось очень сложно. Я прочел его, дал себе передышку в два дня, и прочел еще раз. Дело здесь, прежде всего, в стиле изложения, в выбранном способе подачи текста. Плотным потоком сознания, от первого лица, без права на передышку диалогом выливается на читателя этот рассказ. Огромнейшие абзацы. Глыбы. Куски торта, прожевать которые не поперхнувшись у меня не получалось, несмотря на мои самоотверженные старания.
Еще меня утомляло отсутствие сюжета. Множественные описательно-рассудительные предложения вгоняют меня в тоску, как чрезмерно сладкая или совершенно пресная пища.
В равной степени рассказ может быть как докладом широколобого профессора, так и шизофреническим бредом беспокойного клиента психбольницы - а под определенным ракурсом это вполне может оказаться одним и тем же.
И все же, полагаю, что рассказ неплох. Уверен, что многим он понравится. Очень рассказ выпадает из общей картины текстов на Прогнозах. Очень он не такой, "как все", что, конечно же, смело со стороны автора, но и не прогнозируемо по результату.
ИТОГ: рассказ не моей фокус-группы. Оценка будет выше средней - за смелость.
АХМАТОВА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА. МИР БУДУЩЕГО.
" Куда хочешь! Беги! Ты можешь выжать, а я нет..." полагаю, "можешь выжить"?
...Я покрылась липким потом... вот, очередной конкурсный штамп. Почему все так торопятся повторять давно замученные до безликости фразы?
...На подходе к выходу... и на подлете к вылету. Бегите от таких фраз, автор, как от чумных кордонов!
...не хватало б, что бы небо предсказывало смерть... б определенно лишнее.
...едва летающие мотолетуны... опять повторение однокоренных слов. Напишите - "едва передвигающиеся" или "еле ползающие".
Письмо, увы, не блещет. В рассказе просто столпотворение заезженных сравнений и фраз:
...предательская боль...; смертоносной схватки...; Не нравится мне это все, слишком тихо...;...Нервы..., как тетива лука...; предвещал смерть...; скорость ранее не виданную...; застыл как вкопанный...
И т.д., и т.п.
В результате - безликое словесное полотно. Одно из тысячи, сложенное из фраз одних из миллиона.
Очень явно чувствуется, что рассказ сшит из двух отдельных произведений. Рваные куски связаны между собой надуманно и безжалостно. Картинка не складывается после первого прочтения, а второй раз читать рассказ не тянет - опять штампы, штампы, штампы. Думаю, автору необходимо перечитать каждый отдельный кусок рассказа и ответить себе на два вопроса: что я хочу сказать в этой главе и что должен понять читатель. Сформулировать коротко ответы на каждый вопрос и выложить перед собой. Думаю, тогда сразу станет понятно, чего и где так не хватает рассказу.
Лично меня после прочтения рассказа не покидает чувство, что мне продали пазлы "Джоконда Леонардо", не положив в коробку кусочек со знаменитой улыбкой.
...Ей не стояло подрывать веру в страну... наверное, "не стоило"?
...Может вскоре и мне придется вскоре примерить... два раза "вскоре". Нехорошо.
ИТОГ: тесто. Полуфабрикат. Можно испечь чудеснейшие пирожки, а можно сжечь в горькие угли. Что все таки стоит сделать - решать автору. Оценивать можно будет по результатам выпечки. Пока делать это рано.
ШИШИКИН ВИТАЛИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ. КТО КОГО?
...Следствием научно-технической революции, которую, без сомнения, продвигали безумные, но гениальные ученые, внедрявшие в жизнь людей различные новшества, одним из которых было появление самых разнообразных моделей и модификаций роботов... следствием н-т революции что? Предложение зависло в воздухе.
...Даже война - постоянный спутник человека, уже перестала радовать...вот это совсем из ряда вон! А до появления роботов, получается, война людей радовала? Очень милое такое заявление.
...экономический кризис захлестнул все страны: после убийства цены на бриллианты скакнули вверх и больше не опускались... что это вдруг бриллианты стали такими экономически-определяющими для мира? Во все времена стабильность экономики оценивают по стабильности цен на энергоносители и пищу.
Первая часть рассказа щедро сдобрена всякими "много"-словами: многолетний, многочисленный, многолюдный, множество, многие и просто много.
...бойцы невидимого фронта продолжали вести скрытую войну с противником... если у меня раньше и не болели зубы, то к концу обзора всех рассказов, чувствую, визит к стоматологу мне не помешает. Ноют, ноют мои зубы от подобных фраз, в изобилии уже встреченных мною в конкурсных рассказах.
Идея рассказа мягко говоря не нова - роботизация мира будущего и, как следствие, непримиримая война человека и робота за звание Короля Горы, или Царя Природы, кому как угодно. Нужно иметь огромное мужество и немалый талант, чтобы не побояться такой идеи - ведь рассказ изначально будет сравниваться с известными работами настоящих метров фантастики, например, Азимовым или Бредбери. Это, так сказать, накладывает. И в тоже время, мобилизует.
Что получилось у автора? Как по мне, грубая и неумелая подделка, калька с чужих мыслей, невнятная и некачественная.
Нудная описательная первая часть рассказа убивает читателя. Все, сказанное в этой части, можно было донести менее тяжеловесно по ходу развития сюжета - мыслями ГГ, диалогами, описаниями деталей быта и т.д.
Сюжет тоже не блещет. Все действие закручивается вокруг наемного убийцы - ведется расследование, гибнут люди, ищутся подозреваемые, улики, появляются обращения и опровержения. Читаешь и гадаешь - кто же окажется тем самым Громилой. И? Что?
Да ничего. Пшик! Поезд ехал в Москву, пассажиры предвкушали встречу с мавзолеем, а попали в село Чапаевка с гипсовой головой Ленина с отбитым носом.
Оказывается, убитый президент - робот! И что? А кто все таки Громила? Как ему удавалось всегда уходить незамеченным? Он продолжит свою борьбу? К чему это приведет человечество? Если ответы на эти вопросы не важны, тогда зачем стоило городить огород вокруг этого самого Громилы, расследований, убийств, резонанса мнений и прочее?
ИТОГ: Грубая подделка. Недодуманная и недописанная. Ощущаю себя обманутым читателем. Очень хочется поставить кол.
БАРХАТОВ А. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ.
...Мы еще не взлетели, а я уже был на седьмом небе... очень неплохо сказано.
...Слышал. Но... молния без дождя?... интересно, действительно не бывает? Мне кажется, я встречал в своей жизни молнию без дождя.
Первый рассказ конкурса, который я прочел не отрываясь. Первый рассказ конкурса, заставивший сопереживать героям. Первый рассказ конкурса, после которого пришлось выдохнуть, не спеша достать сигарету, подкурить ее со второго раза и медленно-медленно затянуться спасительным дымом.
Отличнейший язык. Образный. Яркий. Живой. Каждый оборот не просто для красного словца, а точно, бережно передает настроения героев, атмосферу происходящего, настраивает читателя на авторскую волну.
Отличное сплетение сюжета и прогноза будущего. Здесь нет нудных описаний кибернетических пейзажей. И люди не бряцают роботизированными придатками. И никто не спасет мир. И не губит его на всякий случай тоже. И не раскрашиваются будущие будни парадом новых слов и калейдоскопом изобретений.
Но прогноз есть.
Я смотрю на новый мир через приоткрытую автором щель в занавесках настоящего. Я не вижу всего, но мне хватает и того, что я успеваю рассмотреть. И еще. Я вижу людей. Разных, всяких. Способных на многое и не способных ни на что. Изменившихся во многом, но, слава Богу, сумевших сохранить и некоторые, так любимые мною, прежние черты.
ИТОГ: Первый рассказ, которому я ставлю высшую оценку. Спасибо, автор! Спасибо Вам!
СЕРГЕЕВ АЛЕКС. ДОН БО.
...Дон Бо высунулся в окно лучше поглазеть на бело-синие громады,... либо "чтобы лучше видеть", либо вообще убрать это "лучше", зависшее в середине предложения.
Что до письма, то никаких явных огрехов не заметил - возможно, автор вычистил их по следам предыдущих рецензий. А может, и не было никаких царапок. В любом случае, написан рассказ легким, хорошим языком, за что автору мои поздравления и благодарности.
Идея рассказа понятна и ясна - мир победившего социализма прекрасен, светел и, разбавленный техническими новшествами, тотально контролируем. Всем, как раньше, всего не хватает. Государство жестко и жестоко. Дети наивны, но быстро учатся.