Аннотация: На 15 апреля 2014 в обзоре 34 рассказа.
Я пришла на конкурс детской фантастики с большим интересом и воодушевлением. Необычным для меня условием стало следующее: необходимо составить свой топ, но без обзора-обоснования оценки не будут засчитаны. Если честно, я бы с удовольствием выставила оценки без обзора, только с комментариями в разделе автора. Но, раз требуется, выскажу своё мнение.
Оценки называть пока не буду. Ограничусь словами "топ" или "не топ".
Это замечательная, умная, ироничная притча. Можно ли считать её фантастикой? Не знаю, но я бы рекомендовала её прочитать школьникам. Причём всем - от младших до самых старших.
Да, и родителям, и учителям! :)
Будет в топе. Ну, да, специфика конкурса, и при чём тут Гагарин... Но я голосую "за".
"Не верю". Фантэлементы не выдерживают критики, главные герои не вызывают сочувствия. Может быть, рассказ можно исправить. Для меня подаваемые с серьёзным видом выкладки о путешествии на Марс неубедительны.
Только для детей самых младших классов. Весело, есть юмор, интрига, но много чисто технических ляпов. Неужели надо надеяться, что школьники их не заметят? (Может быть, как-то исправить?) Эмоциональный заряд, несмотря на несколько "непоняток", положительный.
По-моему, не определён возраст аудитории. Что-то в рассказе явно лишнее, но что именно - будет зависеть от возраста читателя.
Скорее нравится, чем нет. Немного раздражает стремление свалить всё в кучу: события, характеристики, шутки, высокоумные рассуждения "для физиков" - и, в итоге, остаётся вопрос: кто украл крендели? То есть запонки.
Понятно, кому они были нужны - но вот кто их украл собственной персоной?
В общем - понравилось. Правда, кажутся притянутыми за уши переживания дедушки насчёт заката: другие режиссёры ведь как-то справляются с этой проблемой? Увлекательная сюжетная линия Риты и Вани, только вот как их называть вместе? ("Агентами"?) С большой любовью описана природа, есть эффект присутствия: море, побережье, холмы - всё это живо и наглядно.
Стилистически написано не очень ровно (если нужны примеры неудачных выражений, могу привести). Повествование иногда "прыгает".
Один из первых абзацев просто шокирует:
Ваня пинком распахнул дверь ванной, свежий и взлохмаченный, с капельками воды в каштановых волосах. Странно, что не воробей. Хотя, может, за голос взяли. Напарник как раз мурлыкал что-то себе под нос, переодеваясь в коричневую рубашку и брюки.
Впечатление, что в рассказ случайно попал фрагмент другого текста.
Фантастика не очень убедительная, но рассказ хороший, приятный.
История с продолжением. Для самостоятельного рассказа - слишком много бытовых подробностей, слишком плохо понятно, где фантастика. Для первой части какого-то большого произведения - недостатки простительные. С иронией воспринимается и название - возможно, дальше оно будет объяснено.
Оценку поставить не могу, жду продолжения. "Ждём-с".
Мне понравился рассказ, но с некоторыми оговорками. Первая половина воспринимается тяжёлой, медленной. По сути - для детей младшего возраста, по манере изложения - для взрослых.
Недоверие вызвало то, что учёные не смогли отличить живое от неживого, аппарат - от зверя. Конечно, это можно объяснить - фантастика же. Но вопрос "как же это она всё время ничего не ела?!" у детей, думаю, возникнет. Хорошо, если ответ "она питается излучением" будет убедительным.
Название не запоминается, ИМХО. Опечаток мало. Ближе к началу встретилось выражение "запах с привкусом земляники", показалось странным (запах-или-вкус).
Очень жаль, что у автора интересного рассказа не нашлось знакомого корректора. Правда, жаль. Всего-то надо: исправить пунктуацию, особенно оформление прямой речи; исправить десяток стилистических ляпов; наверное, изменить название - сейчас оно слишком лобовое. А рассказ многомерный, не однозначный.
И вот такой, вычитанный, рассказ я буду с удовольствием хвалить. За фантазию. За особую достоверность вымышленного мира - в фантастике добиться такого непросто! Я сопереживаю героям-ребятам и особенно героям-животным, мне запомнилась сцена с Фуфиком (а если мне запомнилась, то, скорее всего, запомнится и ещё кому-нибудь из читателей)...
Но. Читаешь и нет-нет да и споткнёшься о какие-нибудь "преимущественные приоритеты". :(
Нравится: "Их по ДНК восстановили, как динозавров и мамонтов у нас на Земле".
Не нравится: "Родители Брека и Леки решили, что их деловая командировка для подростков станет интересной и познавательной прогулкой на зимних каникулах". ("их деловая командировка для подростков")
Если у автора будет желание продолжить этот разговор - с удовольствием, в комментариях или по почте.
По-моему, рассказ хорошо соответствует условиям конкурса: это фантастика, рассчитанная на школьный возраст. Хотелось бы, чтобы Организаторы дали этому рассказу ещё один шанс.
Замечательная история, написанная хорошим языком. Думаю, сказка для семейного чтения - младших заинтересует сюжет, а старшие получат удовольствие от юмора автора.
Не только мой личный топ, но, думаю, шорт-лист.
Вопросы были про размер камня за щекой у крошечного мышонка. Хотелось, чтобы или камень оказался не таким маленьким, или мышонок - больше похожим на хомячка.
И про поросят: "поросята-кочегары разводили пары в машине" - неожиданное решение. Ловкие, подвижные поросята, не боящиеся жары, настоящие кочегары.
Всё было хорошо почти до самого конца. Извините, не могу объяснить, почему звёздный цветок наблюдается так редко. С точки зрения астрономии, движения звёзд и планет, это необъяснимо. Тогда рассказ - мистика, а не фантастика? Или автор знает, что там происходит на самом деле, но нам не сказал?
Вот это серьёзное "не верю" мешает высоко оценить рассказ.
Честно говоря, я не в восторге. Мне бы хотелось более чёткого понимания, что именно происходит в рассказе. Не люблю всё время продираться сквозь туманные загадки и не получать ответов на вопросы.
Может быть, детям понравится. Фантастика ли это? Спорно.
Написано красиво, но хотелось бы, чтобы части рассказа были немного лучше взаимосвязаны.
Рассказ, написанный чудовищно тяжёлым языком. Примерно так: "Когда ужин закончился, Толик с отцом решили прогуляться и обсудить только что завершившиеся экстремальные события". Хочется сократить наполовину - в основном за счёт вводных слов.
Ключевая фраза: "Но, с другой стороны, кому ж охота связываться с психом?"
Думаю, детям вряд ли понравится. Заскучают и заснут.
Ну а те, кто доберётся до последней четверти рассказа, наконец получат эмоциональную встряску и пищу для размышлений.
Очень хорошо, захватывающе написанная история. Думаю, замечательное попадание в возраст аудитории: сложно, необычно, с элементами философии. Будет в моём топе, хотелось бы видеть в шорт-листе.
Замечания: форма "рассказ" предполагает, что произведение закончено. Не должно быть радостных обещаний "а что это такое, вы узнаете в следующей серии!" В этом рассказе необходимо прояснить несколько моментов - другое дело, что на прояснение уйдёт несколько строчек или несколько абзацев. Просто поставьте себя на место ребёнка: он дочитал рассказ до конца - и так и не понял, откуда взялась рыженькая девочка! Разочарование? Да! Обида на автора? Возможно.
Думаю, нужна незначительная редактура, но в общем - здОрово!
Сильный рассказ. Может быть, композиционно его можно чуть-чуть перестроить: добавить динамики в первой половине рассказа, чередовать "объяснения" и "сцены".
Сдержанный, точный язык. Читатель погружается в происходящее, верит рассказчику, сопереживает героям.
По-моему, в конце слишком заострено внимание на комплексе неполноценности Ника. Я ждала, что кто-нибудь ему всё-таки скажет: да не грызи ты себя, ты отличный парень... ну, что-нибудь в таком духе.
Действительно очень симпатичный главный герой. Все герои симпатичные, и подростки, и Михаил Викторович, и даже охранники в торговом центре.
А несимпатичные - не герои. Кстати, очень впечатляют родители Волохова - хотя про них сказано всего несколько слов.
Рассказ полностью соответствует условиям конкурса. Трудно сказать, как его воспримут дети - тут дело даже не в возрастных группах, а в том, чем ребёнок интересуется.
Главная путаница рассказа: когда происходит действие? Если в будущем - то почему подростки говорят на ретро-сленге и все повально изучают немецкий язык? Без намёка на английский-китайский-эсперанто, к примеру? То, что воспринимается как анахронизмы, встречается чересчур часто.
"Немецкий карандаш", думаю, вообще не нужен. Можно придумать "ругательство будущего" по типу "массаракш", и все будут довольны.
Мог бы получиться отличный рассказ о дружбе подростков, даже вполне фантастический, но что-то этому мешает.
Хорошо. Немного слишком длинно. Основной фантэлемент - чудо-ролики, заправляемые бензином (может, я что-то пропустила?). Но рассказ опубликованный. Но хороший. :)
Сегодня объявлен лонг-лист. Так как я прочитала около половины рассказов-участников, думаю понемногу прочитать остальные и высказаться о некоторых из них.
Сегодня я немного перетасовала список - убрала из первой части названия без отзывов.
Именно их Ната Чернышева в комм. 1 назвала "призраками" за бледный цвет шрифта. :)
Очень искренний, увлекательный, насыщенный событиями и философский рассказ. Затронуто много тем для серьёзного размышления и одновременно - очень правдивое изложение от лица школьника.
Красочный, художественный язык. Читается свободно, нет тяжёлых синтаксических конструкций, хорошая динамика рассказа.
"Что означает это имя - Лун?" По-китайски оно означает "Дракон". :)
Не вполне понятное выражение: "оказаться в таком положении, где можно брать деньги за исполнение своих обязанностей". По контексту здесь речь идёт о взятках, но в первый момент можно подумать, что - наоборот, о честно заработанной зарплате. Думаю, можно как-то сделать эту фразу яснее.
Другой вопрос возник, когда одноклассники героя соглашались стать членами космического экипажа. Если желающих было больше восьми - а наверное, их было не ровно восемь? - то кому-то нужно было отказать, не взять "в проект", правда? Как решили эту проблему, чтобы не было обиженных?
Очень милые приметы времени - про программу "Время" и про советские фильмы. И за описание землетрясения отдельное (в чём-то личное) спасибо.
Понравилось. Написано сдержанным языком, но по сути - достаточно эмоционально. Захватывает.
Лично мне не хватило какого-нибудь обоснования: почему Павел дал "напарнику" именно имя Симон. Оно было ему дорого? Почему? Так звали, например, его щенка - или артиста кино, на которого все пацаны мечтали быть похожими - или, может, это сокращение? С.И.М.О.Н. - похоже на "Система интегрированная матричная омикронная (бионейронная)", кроме последней буквы. Расшифровывать как-то надо? А ведь дети попытаются. :) Из-за этой необоснованности и название как-то не играет, не запоминается. Выглядит рабочим названием, а не окончательным.
Ещё вот о чём думаю: надо ли жалеть родителей, которым младшие школьники начнут задавать вопросы о сингулярности и темпоральных парадоксах? :) Про информационную матрицу объяснить тоже нелегко, но всё равно как-то проще.
Но фантастика должна воспитывать любознательность, это правда.
Было заметное количество опечаток и лишних запятых, но это легко подредактировать.
Главное замечание. Рассказ подан на конкурс, рассчитанный на школьников. В связи с этим проблема игры в песочнице становится неактуальной. Уже для шестилеток-первоклассников песочница - пройденный этап.
По поводу фантастики. У Вас хорошая страшная сказка, но - вопрос о терминах - кажется, под словом "фантастика" Организаторы конкурса подразумевали что-то другое.
Для маленьких детей, дошкольников, думаю, Ваш рассказ вполне подходит.
Но всё-таки остаются претензии к стилю и языку. Редактор найдёт множество неудачных конструкций и других моментов, которые неплохо бы исправить.
Приведу несколько примеров. Если нужен более серьёзный разбор, то это по почте.
Грамматика. Проверьте: разница между "кАпать" и "кОпать" - дважды.
Родительный падеж существительного "дитя" - могу подсказать, но лучше погуглите сами (удивитесь!).
Другое: "...детки играют в песочнице, а из-за огороженного кустарника они не слышат своих имен" (что-то не верю я в звукоизолирующий кустарник).