Lazyrat: другие произведения.

Астрософия-2007: обзор

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все 33+1 рассказа (отсортированы по автору). PreScriptum читать обязательно!


   Pre Scriptum. Коль скоро я уже читал почти все тексты с конкурса Астрософия-2007, а сейчас перечёл ещё пару раз, то скажу своё мнение честно: уровень рассказов чрезвычайно высокий, и половину из них можно смело ставить в печать прямо сейчас. А вот чем там, помимо здравого смысла, на самом деле руководствуются главные и не очень редакторы, то уж один бог их знает. И всё же, и всё же... поступил мне тут один заказец, устроить конкурсантам ночь длинных ножей (уплочено!) и на пальцах объяснить им, что произошли вовсе они не от мамы с папой - а от той хвостатой личности, которая и ныне по пальмам скачет.
   Ради такого дела покойный ныне Дэтвишер пожертвовал свой любимый газенваген; комендор с "Беспощадного" выделил трёхдюймовую пушку, из которой он стрелял ещё по "Авроре"; а Мария Гинзбург подкатила танк с заботливо продезинфицированными спиртом гусеницами. Но вот, зачем Крупная Пакость притащила мне здоровенного крокодила, я боюсь даже и предположить...
   Партайгеноссе, заводите по одному!
  
  
   1 Robb S. Sub Rosa   10k
   Наверное, дедушка Фрейд здорово позабавился бы, прочтя сей текст. Не знаю, прав ли был оный отец-основатель, однако мотив неудовлетворённого либидо отчётливо заметен тут моему придирчивому взгляду. Впрочем, масло это не портит кашу под названием рассказ, всё в меру и выглядит очень даже приличненько.
   Композиция почти закольцованная, с открытым финалом. В начале весьма неплохо подан этот служитель лженауки и искатель её величества Истины; затем несколько ярких отступов-экскурсов в прошлое, чтобы читатель уяснил, что тут к чему и откуда на самом деле ноги растут; затем снова в комнату старика и к его поискам. В финале очень грамотно сделан фейерверк - по всем канонам устроителей празднеств. Отдельное спасибо автору за романтичное описание дома!
   Но кто его знает, до чего тот получокнутый доизобретался? Как химик скажу, что сразу после прокаливания бабахнуть уже ничего не может. Ну разве что если в тигель намутить что-нибудь из транс-урановых. Нептуний или оружейный плутоний, то будет в самый раз.
   Спорный вопрос, достиг ли этот безумец своей мечты, или нарвался на кусок руды из уранового родника. Довольно неясно тут у автора, где истина, а где пресловутое "желаемое за действительное". А вот что рассказ безусловно удался, это уже куда как лучше. Философских идей и вопросов тут достаточно, туману тоже в меру напущено.
   Из пресловутой ложки дёгтя стоило бы отметить а) отрывистость повествования, его "клиповость". Автор, нужного эффекта можно и нужно добиваться иными средствами! б) рассказ написан в настоящем времени, но кое-где проскальзывали глаголы в прошлом, и от того моя носопырка слегка морщилась. Лучше б всё в классически прошлом.
   Резюме: под танк этот текст бросать не стоит, а вот в газенвагене ему будет вполне уютненько.
  
   2 Аркадьева С. Рубиола   10k
   Замыслено отменно, просто шик-блеск и благословляющее сияние Сириуса (или кто там им притворился). Да, процесс познания сладок, тут спору нет. Не нудная зубрёжка и не самоистязание перед неминуемым экзаменом - а именно познание, самостоятельное продвижение шаг за шагом вперёд. И ведь не ради золота или власти эти двое людей жаждали знаний, здесь авторская позиция мне понравилась.
   Композиционно рассказ выполнен тоже вполне пристойно. В начале автор прилежно зарядил пресловутое ружьё (заодно и чуть описал своих героев) - и в финале оно выстрелило. К сожалению, выстрел его оказался роковым салютом торжеству несправедливости... но, такова уж се ля ви.
   Из недостатков следовало бы отметить вот что. Середина рассказа есть почти голый диалог. Это само по себе плохо, равно как и чуть ли не нудноватая лекция, устроенная мужчиной. Чуть живее бы - или динамики добавить, автор!
   Далее. Описанных в рассказе событий попросту не могло быть, потому что не могло быть в принципе. И вовсе не оттого, что магии не существует, ещё как существует! А по той простой и весьма незамысловатой причине, что ни один сеньор (лорд, фараон, князь et cetera) не потерпит на своей земле самосуд. Таковое каралось смертной казнью как минимум, ибо отправлять правосудие может только... далее понятно? Надеюсь, автор навсегда запомнит, что закон таковой гораздо старше и древнее даже пресловутых нагорных заповедей - и никто, кстати, его не отменял в том или ином виде и поныне.
   Ещё кое-что. С точки зрения композиции, сюжета как последовательности событий - всё безукоризненно. Но вот эмоционально и философски рассказу законченности не хватает; заметно, что и автора то подспудно терзало. Что ж, совесть наличествует, это радует.
   Последнее - это множество ошибок, и кое-кто проведёт за то лишний срок на сковороде в чистилище. Думаю, по годику за каждую из них будет достаточно, сейчас запишу в скрижали...
   Резюме: автор, над этим рассказом стоит попыхтеть и таки сделать из него конфетку. А пока - крокодилу на закуску.
  
   3 Астраханцев Н.А. Уроборос   11k
   Блин-гоблин! Третий рассказ, и у всех трёх эпиграф наличествует. Да что за блажь манихейская? Сейчас, сейчас щипцы накалятся, и я быстро выясню - откуда ересь альбигойцев пошла быть...
   Ах вот оно что, опять великий Змий чудит! Неплохо это у него получилось, стоит то признать. Со смыслом. Как я заранее догадался из названия (да-да, автор, я знаю, ху из Уроборос), композиция рассказа нарочито выбрана откровенно кольцевой. Но в то же время, цикл замыкается не совсем на прежнее место. И не просто со сдвигом во времени, а и в качестве тоже. Опять поиск знаний этими безумными алхимиками, и частичная передача оных от учителя к ученику. И всё повторяется вновь и вновь, увенчанное и осенённое кусающим себя за хвост вечным змеем...
   С философской точки зрения, конечно, идея далека не бесспорна. Хм, поиск ради поиска? В конце уничтожить найденное, чтобы следующий начал всё заново? Весьма сомнительно выглядит. Но с другой стороны, и в реальной жизни частенько бывает подобное - занимаемся же мы сексом ради него, любимого, а вовсе не для воспроизводства потомства. Ладно, пусть с автором сам Уроборос и разбирается, он большой и умный.
   Написано чисто и не без живости. Правда, рассказ немного расползается на две части, и в своих умствованиях в попытке объединить их я сразу догадался, чем закончится сюжет. Намного раньше, чем автор о том поведал явно.
   А, ещё. В первой половине, особенно в начале, почти каждый второй абзац начинается с "Омнир ". Да и само это имя весьма надоедливо мелькает там же, словно автор боялся, что мы позабудем, как же парнишку зовут. Да вот, имечко-то и не понадобилось.
   Резюме: зарядить в морскую трёхдюймовку и выстрелить... нет-нет, не в зенит - в надир.
  
   4 Ахвердиева Л. Месть   9k
   Ага! - воскликнул я по прочтении. - Рассказ-перевёртыш, когда в конце концов победа оборачивается поражением.
   Но с другой стороны, это ещё тоже как сказать. Если злобный конкурент и впрямь предастся филантропии в разумной смеси с альтруизмом, то вполне возможно всякое. В том числе и месть некоего Феликса такому себе Грегу. Чего это они сцепились на самом деле, и почему на полках рядом с действительно полезными лекарствами стоит всякая алхимическая дрянь - бог весть. Но судя по уверенной трескотне автора, дело там откровенно запущенное и тёмное.
   Начало рассказа откровенно порадовало. Нечто в этаком духе незабвенного Шекли, который Роберт. Авантюрно, с огоньком и задором, я аж заворочался от удовольствия в своём кресле и чуть не облился кофеем.
   Но к сожалению, автор и этого рассказа поддался толкающему под левый локоть врагу рода человеческого - и одним молодецким махом развалил текст надвое. Вернее, волевым решением, нашёптанным из-за левого плеча, и никак иначе. Что ж, пусть лукавый-нечистый сегодня празднует? Всё-таки, заслуженная у него победа, достойная - ещё одного автора сбил с Пути Истинного.
   Как нет пророка в своём отечестве, так не хватает и у меня тапок для автора, дабы выразить своё возмущение. Ибо, как будто не удовлетворившись достигнутым, автор напрочь растерял в финале динамизм и не придумал ничего лучше, нежели закончить рассказ... да-да, банальным объясняловом.
   О горе мне, о ужас!
   В общем, отменная задумка реализована не лучшим образом. Если уж по сюжету сейчас не нужна динамика, можно заменить описаловом, размышлизмами - однако разъясняловом методом "в лоб"? Это не наш метод!
   Резюме: страшная месть автора читателям всё же состоялась. Посему даю отмашку Машке-танкистке, и со скорбно-фальшивой миной пою отходняк...
  
   5 Боголюбская Е.В. Прах к праху   9k
   Прах к праху его, а кулак мой к чьему-то носу.
   Гимн эгоистам, я бы сказал. Ах, как же это по-нашему, по-человечески - найти Путь... а потом старательно захлопнуть за собою дверцу, оставив лишь невнятные намёки. И стремиться, пройти туда могут лишь целеустремлённые одиночки, считающие всё остальное человечество скопищем глупцов и бездарей. Нужны ли людям такие тайные знания? А таки нет, то удел себялюбивых эстетов.
   В общем, с философской точки зрения запашок у этого рассказа (впрочем, как и у предыдущих) не самый лучший. Ладно, посмотрим с другой стороны...
   К сожалению, самого рассказа как такового нет. В основном текст состоит из не очень-то и понятных рассуждений о символах и стихиях, квадратах и прочих совершенствах. Ну что ж, в головах людей учёных тараканы и похлеще бывают, но вот рассказу-то! - рассказу то привлекательности отнюдь не добавляет. Самоедство и самокопание вперемешку с поисками последнего шага Туда. Да и куда туда, дерзкий одиночка и сам не знает. Но верит, что либо в божества, либо просто к бессмертию. Ну, куда в случае ошибки, понятно...
   Чуть вроде бы и обозначена ситуация, что здесь и сейчас подводится итог поисков почти всей жизни, и до результата осталось всего ничего. Автор неплохо устраивает "звонок другу", получает весьма туманную подсказку (это называется рояль из кустов) - и тут, когда до заветной цели уже и рукой подать, главгер начинает крутить носом. Мяться, как юная служаночка в объятиях удалого гусара, юлить. Здрасьте! А ведь, цельности замыслу это ну никак не добавляет...
   Мелкие царапки по тексту наличествуют, хоть и не смертельные.
   Резюме: если крокодил побрезгует - в газенваген.
  
   6 Вознесенский В.В. Вдох-выдох   12k
   Что ж, далеко не худший образчик изощрённой мести. И теперь становится понятным, отчего в древности люди умные не доверяли алхимикам напрочь, а живенько отправляли тех прямиком на костёр, невзирая на все посулы. Перегоняться на дым, очищаться от скверны несовершенства...
   Композиция почти классическая, линейная, характерная скорее для детектива (впрочем, в финале один жмур намечается, детектив оно и есть). В самом начале автор дал не очень-то приглядные ощущения человека на дыбе в окружении палачей и прочих заплечных дел мастеров. Неэстетично, однако автору виднее. Затем немного попустил - хотя, за то что не объяснил толком почему, надеюсь, святой Пётр с него спросит строго. Потом начинается вымогательство из некого толстосума денежек и отсрочки своей казни в обмен на - правильно! - философские и алхимические абсолюты.
   Ну что ж, грамотный ход с отвлечением внимания, тут к автору претензий нет. Но вот финал... да нет, там всё понятно. Непривычный к нынешней экологии средневековый человек от мышьяка копыта откинет быстро и, что характерно, напрочь. Однако, за каким (censored) алхимик отравил своего благодетеля, тут я откровенно зашёл в тупик.
   Ну сварганил бы ему несколько бочонков пороха (по тем временам весьма актуально), занялся производством фейерверков или травильной кислоты для кузнецов и оружейников - весьма прибыльно. Да мало ли? В общем, хотя с логикой тут всё о'кей, но движущие причины интриги рассказа ускользнули напрочь, и пресловутые вопросы зачем? и почему? встали у меня просто до неприличности.
   Резюме: если крокодил сожрёт этот рассказ и не похарчится, то я уж и не знаю.
  
   7 Волошин В.В. Колба (v. Астрософия)   9k
   Ах, это было здорово впервые войти в химлабораторию... конические, колбы Вюрца, круглые - и из каждой на тебя таращится твоя же восхищённая мордашка... м-дя! Итак, в этом рассказе наличествуют две микро-истории, упакованные в один рассказ о старом боженьке, экспериментирующим над человеческими цивилизациями в своих колбах. В принципе, не ново - да и что вообще ново в подлунном мире? Стерпим.
   Так же не новы и неизбывные борьба за власть, безрассудная игра с могучими и непонятными силами, так свойственная нам, людям. И в результате получился, как сказала Лилу из "Пятого Элемента" - большой бада-бум! Пыхнуло в колбе разок, когда магики сцепились за не очень-то понятные нам идеи и принципы. Не-а, не вняли! Плесень человеческой жизни вроде уцелела, но не поумнела. А потом, немного воспрянув и очухавшись, принялась за прежнее. И уже примерно в наше время, довольно остроумно использовав принцип резонанса (действительно, могучее дело), быстренько организовала себе полный (censored)... на этот раз уже окончательный.
   Что ж, с философской точки зрения тут вроде всё чисто, терпеливому боженьке следует только посочувствовать. А вот с чисто рассказявочной стороны можно было автору сработать и получше. Те две микро-истории до и после внятностью и понятностью не отличаются, я уж и так и эдак с ними. То есть, заложена в них с одной стороны некоторая избыточность, а с другой ну ничегошеньки непонятно! Но в целом, общей идее рассказа это, как ни странно, не шибко вредит, не стану злобствовать и я.
   Резюме: стерилизуем этакие колбы в газенвагене! Быстро и надёжно.
  
   8 Габдулганиева М. Под знаком Водолея   11k
   М-дя! Меня всегда интересовал один вопрос: существует ли будущее до того, как на него раскинули карты? В том смысле, карты покорно рассказывают о нём или же наоборот - сами, по своей прихоти создают?
   К сожалению, автор тут в основном темнит по этому вопросу, живописав нам душераздирающую (я не побоюсь этого слова) историю о предсказанной картами встрече Её - с Ним. И хотя выглядит эта история на первый взгляд незатейливо, на самом деле тут не всё так просто. Как человек, сведущий во всякого рода тёмных делах, замечу - просто так этакие оказии не случаются.
   А значит, что? Прааально, бум разбираться.
   Итак, завязка рассказа: сценка в общаге. Без зауми, простенько, как оно в жизни и бывает - но уже поцеплен первый крючочек, ведь опытная мама-гадалка сходу отметила инаковость главгерши. Настораживает? Однозначно...
   Сцена вторая - на самом деле, учёно говоря, экспозиция - и странный сон, в вещесть которого так и хочется верить. Что ж, очень грамотно, сюжет получил новый толчок, подготовлены дальнейшие события - а рыбка-читатель заглотил крючочек ещё глубже.
   И вот она, сцена третья, где и должно всё решиться. Или раз-решиться. А вот тут-то как раз автор и сплоховал, за что заслуженно получает от меня тапкой. Ведь человеческая психология такова, что если куда-то вели, то хоть куда-то, но привести таки надо. Учитывая это, следовало примерно здесь и делать кульминацию, пик эмоционального и событийного накала... а вместо этого автор начал о трубах и краске. То есть, как бы перечеркнул, забыл об уже сделанной ранее работе (и достигнутом впечатлении) и начал всё заново. Неравномерный темп повествования?
   Но даже к самой развязке рассказа по-прежнему ничего... и автор старательно всё свёл к последней, хоть и весьма хорошей строке.
   В общем, задумка очень даже, а вот исполнение подкачало. Не уверен тут, не хватило опыта или же мастерства - но я по этому поводу отчего-то очень, знаете ли, очень расстроился. Плюс ошибочки.
   Резюме: от такого у крокодила может и несварение желудка получиться. Ладно, рискну...
   Частное мнение: автор, вам надо ещё очень много над собой работать.
  
   9 Горностаев И. Схватка в верхах   10k
   Ага, вот и знаменитая наполеоновская гвардия подоспела. Щас мы её, картечью...
   А непростой рассказ, разрази меня гром! Аллюзиями и намёками напичкан, как рождественский гусь всякими вкусностями - и поди разберись, стебётся автор или просто стебается.
   В тронной зале собрались пять человек, и каждый из них таки сыграл свою маленькую роль. И отнюдь не простой как карандаш граф, и шут, который таки спас жизнь королю. Равно как и оба магика, у коих крыши откровенно слетели давно и напрочь. В общем, в рассказе всё устроено весьма грамотно и умно.
   Что же касается пресловутого философского наполнения, то я лишний раз подтвердил для себя старую истину - а вот нечего мозолить глаза королям. Их благодарность не шибко отличается от мести. Зато вот спор между претендентами на роль первого мага королевства меня позабавил и даже развлёк. Что лучше: прозревать будущее и извлекать от того немалые выгоды - или же самим потихоньку устраивать тот порядок, который необходим? Король, как человек военный и сугубо практичный, предпочёл второе и разрубил гордиев узел... но оказалось, что всё то фигня на постном масле. Кто сильнее, тот и прав.
   Композиция прямолинейная, как взлётная полоса, читается сравнительно легко. Что ж, хорошая, весьма добротная работа, хоть и не без недостатков. Но вот за это:
   >- Палачи бояться проклятий магов - за лишний мягкий знак париться кое-кому в смоле лишнюю тысчонку лет. Именно этому автору - непростительно.
   Резюме: под танк, и без вариантов. Заводи мотор!
  
   10 Грим Паровая машина Освальда   10k
   Чёрт без всяких черт начертал чертёж... в общем, старая как мир история - хотел человек как лучше, а получилось как обычно.
   В какие-то занюханные десять ка автор ухитрился втиснуть рассказ о жизни изобретателя, изрядный кус альтернативной истории человечества и даже - представьте! - кое-какие философские идейки. Всё это изрядно приправлено самой разнузданной чертовщиной и брюзжанием, и поначалу довело меня до меланхолии по поводу облико морале человечества.
   События в рассказе развиваются строго линейно, однако некая стрелка-указатель эмоционального настроения, описав полный круг, вернулась в исходную точку. Как началось об Освальде-одиночке и как бы не в своём уме, так им же и закончилось. Редкий случай, что и говорить - просто-таки небывалый в мировой литературе! Ладно, смотрим дальше.
   С идеями тут тоже замыслен крутой винегрет. И скотская сущность людей, их же непроходимая тупость и неблагодарность. А ещё похотливость и непонятная прочим страсть к азартным развлечениям - вот по этой части, правда, черти утрут нос любому хомо, тут автор откровенно промашку дал. Нужны ли человечеству знания, и что ожидает открывшего их - хех, как же эти идеи свежи и новы! И если бы не так и не скатившийся до стёба восхитительный аромат социальной сатиры, то всё это походило бы на обычную низкопробную фантастику. Но спасибо автору - всё сделано хоть и на грани фола, но изящненько, в лучших традициях мизантропа Свифта. Мои решпекты!
   Касаемо нескладушек. Насчёт стопроцентного капэдэ автор откровенно загнул - таковое невозможно даже теоретически, и уж никак не в паровой машине. Ври, да не завирайся... А, вот ещё что. В начале пошло об Освальде, затем чёрте, затем безо всякого перехода опять съехало на бедного Харви Ли. Нет, так нельзя, автор! Рвать нить повествования и её контекст? - будь моя воля, я бы таковой проступок непременно занёс в число смертных библейских грехов.
   И ещё; автор неплохо умеет играться словами. Вначале это было даже забавно, потом быстро приелось - а к концу стало и вовсе раздражать. Чувство меры откровенно кое-кому изменило.
   Резюме: к технике такого умельца подпускать нельзя, разберёт. Крокодил, открывай пасть!
  
   11 Дер К. Шестой ключ Василия Валентина.   10k
   Фон дер пшик, крутяк, волхолово - как аурум ни назови, а всего лишь золото оно и есть... Что ж, забавная притча о мудрости, неспособной в своём пареньи заметить простейших вещей - и о глупости, в погоне за сиюминутным забывающей о вечном.
   Рассказ чисто линейный, с синтетической структурой. Калькутта откровенно отфонарна, лишь бы притянуть индийскую мифологию за что-то иное, помимо ушей - и оправдать таким образом заботливо напущенный туман. А так, подобных аллюзий и умозаключений можно надёргать из любой религии - уж тамошние схоласты с софистами тоже не лыком шиты мозги запудривать.
   Наверное, лимит объёма не позволил чуть добавить именно индийского колорита и бытовых деталей - повествование происходит как бы в пустоте. Автор изо всех сил пытался уйти от занудной лекции и спасти текст от скуки, но ему это не очень-то удалось, по правде говоря. Зато диалог, в котором слепой говорит с глухим, отчасти спас ситуацию. Я имею в виду - слепой это учитель, ибо рассуждает о материях, в которых ни бельмеса не смыслит. А глухой это ученик, у которого все мысли один чёрт вертятся вокруг золота и оставленного отцом отростка.
   Посему, финал-перевёртыш в общем-то закономерен и надежд моих не разочаровал. Мальчишка и стоящая за его плечами стерва предпочли чемодан золота сейчас, чем годы учёбы и горы золота потом. Но возможно, они и правы насчёт синицы в руках... да и молодость всего раз дадена. В общем, с философской стороны всё накручено безукоризненно, тут к автору не подступись. А вот как рассказ этот текст немного не глянется. Отчасти из-за уже упомянутого мною отсутствия антуража, а отчасти из-за нудноватых речей мудреца. Да и что за ключ какого-то там кренделя, так лично мне и осталось непонятным.
   Но железная общаговская кровать (ещё и, небось, с панцирной сеткой), обретающаяся у средневекового алхимика в городе Калькутте - это такая лихая находка, что я просто взвыл от восторга. Вот оно, чудо, вот смелое отрицание условностей. Браво, автор! А вернее, тапкой по известному месту.
   И последнее. Автор, чем нужно компенсировать недостаток в повествовании действия, динамики? Ответ нужен вам, не мне.
   Резюме: перелить золотые слитки в снаряды и быстренько выстрелять их из трёхдюймовки. Кали оценит мою щедрость...
  
   12 Доконт В. Алхимик   11k
   Забавная и поучительная история о незыблемости одного из законов Ньютона: сила действия равна силе противодействия. В данном случае выглядит это так, что вкупе с подарками судьба обычно присылает в довесок и всякие неприятности.
   Сюжет строго прямолинейный, без зауми и наворотов - и легкочитабельность эту оценил. В общем-то, всё по канонам. Завязка, экспозиция... ярко выраженной кульминации нет, автор её скомкал в попытках вогнать рассказ в лимит объёма. А финал хоть и выглядит как после мясорубки, однако находится на месте и эмоционально не фальшивит. Эх, если уж кромсать, то надо было всё равномерно - ведь первая половина рассказа вполне нормальна, даже чуть многословна. Середина скуднее, а финал сделан так, будто автор опаздывал на поезд. А ведь, именно окончание рассказа оставляет человеку самое яркое послевкусие...
   С философской точки зрения вершин и откровений тут нет, вещь вполне понятна, легко и без внутреннего отторжения будет принята обычным человеком. Да и герои отнюдь не поднадоевшие супермены, но и не учёные анахореты. Спиртяга и деревенский дед, немного шебутной вроде приснопамятного Щукаря - всё по-русски. И с другой стороны, золото и крадущий его чёрт, да невнятно упоминаемые русалки без предрассудков.
   Хотелось бы отметить язык рассказа. Стилизация под разговорный деревенско-необразованный - но лишь стилизация. Кому-то, возможно, и понравится, но моё чувство языка морщит носопырку. Не совсем оно. Если, к примеру, Тамара Москалева или Ольга Митюгина брались за подобные эксперименты с диалектами, то у них сразу ощущается, что в тех местностях действительно так говорят.
   Попытка эмоционально закольцевать рассказ и провести параллель от главгера к прадеду не засчитана - по причине уже упоминавшейся торопливости. Но! Но, рассказ отнюдь не безнадёжен, из него без особых трудов можно сделать вЭщь. Конфетку.
   Резюме: а пока что, прошу под танк.
  
   13 Иванов Ю. Привет, Джу   12k
   Что ж, остроумная вещица о бедняге, в которого по уши втрескалась обыкновенная и не шибко умная... ведьма.
   Реализовано в виде то ли электронного послания, то ли слепленных в кучу выдержек из нескольких. Получилось прямолинейно аж до оскомины - но слава аллаху, что автор сообразил разнообразить текст и разрезать его цитатами из ответных писем девицы. И знаете что? Подобие виртуального диалога таки оправдало себя, спасло дело.
   Сюжета как такового, собственно, и нет. Но развитие ситуации с летальным (в обоих смыслах) исходом наличествует. И автор на всём пути неудержимо находит новые изюминки, чтобы порадовать читателя и удержать его интерес. Ха, будто от от влюблённой ведьмы можно на том свете спрятаться...
   С философской же стороны дело обстоит куда как хуже. Автор с самого начала ориентировался на чисто развлекательную функцию. И хотя он справился с нею неплохо, отсутствие идеи как таковой я отметить обязан. Ну хоть бы какую, хоть завалященькую мысль - ооо, тогда текст обрёл бы объём и совсем иное звучание. А так, забавная вещица, and nothing more.
   Написано бойко, читается легко и ненапряжно, хотя автор в своих шуточках иногда прохаживался и на грани фола.
   Резюме: в газенваген. Если тот рассмеётся - тогда выпустить.
  
   14 Иринкин Д.Б. Матя и мальчик   9k
   Уй, как же я этой каши накушался в детстве, по глупости пообещав отцу прочесть всю "синюю книгу" сказок. Первая же феечка какой-нибудь полевой кашки так и впивается, начинает читать гуляющему (и только лишь тем виноватому) ребёнку нотацию. О пользе добра, ессно - и о вреде зла. Бррр!
   Автор, а будет ли для вас откровением узнать, что в раю климат хоть и поздоровее - зато в аду компания куда приятнее? Ладно, ближе к теме...
   Из смертных грехов, совершённых автором, я прежде всего отметил бы избыток и переизбыток прямой речи. А ведь, это конкурс рассказа, а не мини-пьес. Личная просьба - научиться качать инфу не только с использованием моно- или диалогов.
   Далее. Возможно, автор осознавал изрядную морализаторскую дидактичность этого рассказа-сказки и попытался скрасить неприглядное впечатление использованием сдвига в далёкое (или даже альтернативное) будущее. Попытка замечена и засчитана. Добавлю лишь, можно было использовать то смелее - ведь дети так любят играть и шалить. А ведь, это очень влияет на привлекательность текста, на пресловутые "нра - не нра".
   Разговор происходит на берегу реки, других декораций нет. С тем же успехом можно было использовать озеро, море или просто большую лужу - то есть, автор зачем-то обозначил скупой штрих декорации, но почти не использовал его. Словно просто не знал, что с ним делать и для чего антураж нужен. В общем, действо происходит неизвестно где, практически в пустоте.
   И последнее. В общем-то всё неплохо сбалансировано - что логически, что эмоционально. Но вот начало рассказа чуть провисает в воздухе, потому как откуда и зачем взялся котейка, автор утаил. А ведь с этим оказались потеряны и такие потрясающие возможности!
   Ну и, как следствие, почти полное отсутствие движения, действия. Или надо здесь кому-то объяснять, какие перспективы для авторов открывает разумное сочетание такого мощнейшего средства, как прямая речь, с динамикой повествования? Или описаловом, размышлизмами...
   Резюме: прицел двадцать, трубка пятнадцать, беглым - огонь!
  
   15 Карпов И.В. Негатив   9k
   Мне известно два значения слова "негатив". Однако, как я ни раздумывал - ни одно к идее этого рассказа не подошло.
   Ситуация изрядно перекликается с небезызвестной историей о таком себе докторе Фаусте. Многия знания, многия печали - и всё такое.
   Сюжет незамысловат, прямолинеен, и вокруг двух status quo ищущего знаний человека всё и наверчено. Что ж, с философской точки зрения всё выглядит на должном уровне, тут к автору никаких претензий. Ищущая душа, которой всё же ничто человеческое не чуждо. Но тут у меня вызывает сомнения как раз позиция заявившегося из ниоткуда имярека, от которого по идее должно здорово попахивать серой. Зачем тогда нужны знания, власть над окружением, если ими нельзя воспользоваться?
   Разочарование настигло главгера на закате лет, когда ввиду накопившегося опыта всякий по-настоящему sapiens homo и начинает подбивать итоги, задумываться не об одном лишь насущном. Тут у автора прокол, ибо по-любому пришлось бы свести ситуацию к этому, даже вне зависимости от помощи подозрительного некты.
   В целом работа выглядит добротной и неплохо сбалансированной. Хоть и почикана на части-огрызки, но контекстно и эмоционально они связаны насмерть, потому картины то особо не портит.
   Отдельное спасибо за микро-эпизод с розой. Символ символом, а находка хорошая и яркая.
   Резюме: раз в психушке выжил - в газенваген!
  
   16 Карпов Л.Е. Практическая астрософия   11k
   Наверное, науськанный врагом рода человеческого Сатурн таки здорово съехал с орбиты и звезданул кого-то по Юпитеру, раз автор не сумел распорядиться такой хорошей идеей.
   Ну давайте, к примеру, рассмотрим сюжет рассказа, его развитие и реализацию. В начале созданы декорации, обозначены персы, завязался конфликт с представителем оккультизма и таинственной магии-шмагии. Прелестно! Затем колдун по своей предписанной всеми канонами злобе шарахнул заклятьем по электронным мозгам корабельного кибера, отчего стали проистекать всякие неприятности, равно как и трепыхания в попытках их исправить. Отменно! Перспективы развития ситуации - просто блеск. И когда я уже затаил в радостном предвкушении дыхание, автор не придумал ничего лучшего, чем свести всё к (censored) знает чему. Хорошо, что он не видел и не слышал меня в момент сразу после прочтения...
   Ну нельзя же так варварски!
   Мало того - что за особо важное задание упомянуто в конце, до меня так и не дошло. То есть, развязка рассказа получилась просто никакая. В результате автор окончательно испортил мнение финалом и изрядно подрастерял с таким трудом заработанные ранее баллы. Логика и внутренняя взаимосвязь событий с причинами-следствиями не только хромают, но ещё и на обе ноги.
   Далее. Большая часть рассказа это довольно-таки голенькие диалоги, будто все космонавты действительно страдают речевым поносом. А ведь, в данном контексте куда лучше подошло бы динамичное повествование - всё же, бравые супермены в космосе.
   Да и золото никогда не было самым дорогим металлом, а уж во времена ближе к нашим - и подавно. Миф, он и есть миф...
   Резюме: пусть крокодил облизнётся. Под танк!
  
   17 Кошка Ш. Ключи от сумерек   12k
   Есть такая поговорка: Донбасс порожняк не гонит. Но правда и то, что кошка Шпрота тоже дрянь не напишет. Но, я всё равно буду недоверчив, скептичен и придирчив, словно акцизный чиновник...
   Композиция почти классическая, закольцованная. Но здесь тот редкий случай, когда сам сюжет (в данном случае, неприлично простенький. Тапкой!) особой роли не играет. А вот самое как раз интересное припрятано по углам, мелькает из темноты крысиными хвостами и моровыми испарениями. Что ж, задумано и исполнено отменно, на особ нервических действовать должно безотказно.
   Увлечённый своей работой алхимик, его непременный и абсолютно лишний по сюжету ученик... да, с таким набором действо выглядит незатейливо, зато легкочитабельно.
   С философской точки зрения идей тут понапрятано ой-ой. Тут тебе и расплата за грехи, и людская глупость. А где люди есть, там и жадность с непонятной лично мне жаждой золота. Корабль мертвецов лишь мелькнул на заднем плане - однако свою роль камешка в лавине сыграл. Непонятно, правда, оказалось, зачем и почему он прибыл на самом деле; и отчего, скажем, не в прошлом месяце? Или прошлом году... Тут у автора недоработочка. Но если порт приписки того корабля - Вечность, то... но ведь и алхимик тоже не ангел, знаете ли!
   Немного напрягает обилие всяких (и весьма трудновыговариваемых) имён и названий. С другой стороны, это способствует созданию антуража и ощущению колорита страны. Под вопросом.
   Рассказ старый, но чудесно подошёл к конкурсу по тематике. Отлежавшийся, вылизанный как у кота пресловутое место и почти отлакированный. Потому он имеет незаслуженное преимущество перед остальными наспех сработанными текстами - пожалуй, это единственная по-настоящему серьёзная претензия.
   Резюме: я люблю и кошек, и шпроты. Потому обливаюсь просто-таки горючими слезами, отправляя рассказ в газенваген.
  
   18 Краснов И.В. Профессионал   10k
   Вот так-так! Жил себе професииональный астролог, ни бельмеса не соображающий в своё ремесле и не любящий его, однако на хлеб с маслом хватало. И однажды не иначе как сам враг рода человеческого толкнул его всё изменить. Ну-ну...
   Рассказ действительно именно такой же прямолинейный и простой, как ручка швабры. Ни тебе пресловутых заряженных-выстреливших ружей, ни отвлекающих акцентов. М-да! Мало того, сосед по офису тут абсолютно не нужен. Ну вот давайте сделаем его не сантехником, а электриком или даже женщиной - изменится что-нибудь? А ничегошеньки. Значит, что? Правильно, уже простейший тест указывает на ненужность этого персонажа в сюжете.
   Далее. Вроде бы автор и задумал правильно, благородно. Да только вот, житейский опыт упрямо подсказывает мне, что от добра добра не ищут. Тем более, как потом выяснилось, что и благоверная с отпрыском имеются - куда уж тут рисковать пусть и небольшим, но проверенным заработком? В общем, логичность и философская подоплека рассказа лично мне особого доверия не внушают.
   Мало того, формально толчком к такому решению послужил некто, сделавший не совсем обычный заказ. Ну, я сразу насторожился - да что ж за человек такой, раз одним появлением сумел смутить неплохо стоящего на ногах профессионального патентованного астролога? А шут его знает - автор молчит о том аки партизан на первом допросе, и избавился от некты так же лихо, как перед тем в повествование и ввёл. Типа, ко всеобщему изумлению выкатился из кустов белый рояль, шумнул... и обратно в кусты уехал. Вот и думай тут - ангел то был, или же просто мелкий бес.
   Написано чисто, без откровенных ляпов и стилистических провалов. Но текст почикан на слабо связанные кусочки, и читабельности то ему откровенно не добавило.
   Резюме: год расстрела из трёхдюймовки.
  
   19 Лисай Е.А. Начертить Судьбу   11k
   Если верить этому рассказу, то магистр астрологии вправе составлять гороскопы как бог на душу положит - всё равно сбудется. Хм, любопытно...
   Композиция рассказа очень хорошо сбалансирована, я прямо удивился. Завязка со всякой мелочёвкой, ситуация немного обрисовалась. Потом появились нешутейные неприятности, треволнения - но в конце всё образовалось. Простенько и безыскусно, даже особо и придраться не к чему. Но чтоб я, да не смог? Есть тут и ложечка дёгтя, масенькая такая. Зачем в рассказе упомянут гороскоп для родственницы? Роли никакой он не играет и откровенно притянут за уши. Если его на пробу убрать... хм, а ведь, ни сюжет, ни заложенные идеи от того не меняются. А вот ученика стоило бы задействовать ещё сильнее - вот без него-то сюжет как раз и развалился бы.
   Кстати, об идеях. Автор откровенно даёт понять, что астрология как наука не существует. Вернее, лженаука, фигня на постном масле - зато фантазия составляющих гороскопы имеет решающее значение. Более чем сомнительный довод, тем более что ничем не подкреплён. А ведь, соило эту идею развить, использовать глубже, даже на контрасте - и тогда рассказ от того несомненно выиграл бы.
   Этот рассказ, как и многие другие, сделан "клиповым методом", и да возастся сполна за то автору на высшем суде. Местами переизбыток диалогов, однако без фанатизма.
   Резюме: под танк такой рассказ бросать не стоит, пусть отлежится в газенвагене.
  
   20 Листай Я. Экстрасенс   11k
   А неплохой мир, мне нравится - ноутбуки и вертолёты вполне мирно уживаются с астрологией и экстрасенсами.
   Зато с философской точки зрения идея рассказа выглядит довольно шатко. Если я что-то понимаю в этих тёмных делах, будущее не предопределено. Да, по звёздам наверняка можно много предугадать - однако, не как непреложную судьбу, а как возможные варианты. "Не ходи туда - снег башка упадёт, совсем плохой будешь" - вроде того. Тот же Гитлер по гороскопам мог стать неплохим художником или писателем, однако выбрал судьбу диктатора... м-да!
   Композиция рассказа прямолинейная, без извратов и излишеств, тут даже и придраться не к чему. Можно было бы придумать и занятнее, знаете ли. А, одно замечание - человек нетренированный после спасения из полыньи никак не станет весело шутить на морозе, да ещё и подмигивать девушкам. Как минимум шок от резкого переохлаждения. Или станем спорить?
   С персонажами автор обошёлся просто по-варварски. В начале появился профессор Ким, долго и старательно нагнетал обстановку с тем, чтобы потом... просто исчезнуть. Зато появилась подруга Майя, чья роль тоже свелась лишь к тому, чтобы стать собеседницей для главгерши. Положение мог бы спасти парень, на котором так ошиблась астрологиня... но тут бац! - злосчастное купание. Мало того, и сама Алина оказалась как бы подвешенной в воздухе. Ну ошиблась с гороскопом, с кем не бывает? И что? А ничего, прилетели бравые спасатели из МЧС. Точка.
   То есть, событийно рассказ в норме, а вот логически и эмоционально выглядит не ахти.
   Резюме: крокодил тоже воду любит, ему рассказ и скормим.
  
   21 Лифантьева Е.И. Болтливый дух   11k
   Ага, вот пожаловали и ётуны, чьи мысли темны и безобразны...
   Данный рассказ есть тот редкий случай, когда выбранная тема и задумка оказываются узковаты для мировоззрения и способностей автора. Гораздо чаще, знаете ли, встречается ситуация противоположная, когда автор не справляется с собственной задумкой. Но, хозяин - барин.
   Повествование от первого лица. Что ж, грамотно - для духа, который может лишь наблюдать и думать и которого не замечают, скорее всего, наилучший выбор. Далее, в рассказе практически нет действия, но ощущается то лишь в начале, потому как болтовня полностью в духе названия. И потом пошли разбегаться ниточки людских судеб - автор умудрился более-менее внятно изложить сразу несколько их. И предысторию самого духа, и нелёгкое бытиё хозяйки хрустального шара. Пришедшей клиентки, её дочери, и даже ихнему главе семьи рикошетом досталось - да так, что мало не покажется.
   А вот с идейной стороной дело обстоит несколько похуже. Не заметил я в рассказе особых философских откровений, кроме того, что в астрологии, возможно, и есть рациональное зерно. Во всяком случае, автор чуть ли не открытым текстом произносит знаменитое "Не верю!" Станиславского.
   Фантастическим элементом, который делает возможным таковой рассказ, служит идея о существовании духов. Или душ, если применить иные терминологии. Слабенькая предпосылка, если честно. Ибо большинство нас окружающих людей и без того считают существование оторванного от материальной оболочки Я вполне реальным. Но тогда позвольте, рассказ этот есть чистая проза, не мистика и не фантастика! В общем, философская и идейная слабость задумки - это единственная, на мой взгляд, серьёзная претензия.
   Написано чисто, без разрывов повествования и эмоциональных нескладушек - добро б все так умели.
   Резюме: плакаю крокодильими слезами, но отправляю рассказ ему же, кусючему.
  
   22 Максимов И. Это   11k
   Эх, разочаровал меня автор - рассказ-то не про это. А я уж было размечтался...
   Что ж, бурная фантазия откровенно порадовала. Но пожалуй, это единственное достоинство рассказа. Задумка откровенно не лезет в столь малый обьём, и отчаянным попыткам автора сбалансировать текст стоит только посочувствовать. Ну давайте посмотрим - начало и середина рассказа посвящены появлению непонятного трансмутатора и худо-бедно его действию. А вот что потом с ним делать, когда до конца рассказа осталось с гулькин нос? И автор лихо уводит повествование в сторону. То есть, куда-то в вечность.
   Смотрим с другого боку. Что, к примеру, случится, если Толстого сделать Тощим или Носатым? А ничего такого криминального не случится, вот в чём петрушка. То есть, кажущийся ярким штрих внешности одного из героев провисает в воздухе своей бесполезностью. Да и в инфе об обоих людях всего лишь невнятно намекается про политех и вполне совковый, как нынче говорят, менталитет.
   В общем, эмоционально рассказ выглядит вполне, а вот событийно он скомкан до безобразия. Финал воспринимается спешно притянутым за уши, поскольку из рассказа он семантически не проистекает и лично у меня вызвал лишь чувство недоумения.
   Автор практически соблюл принцип классицизма с его триединством. Но тогда зачем было разрывать повествование на огрызки, пусть и попробует мне внятно объяснить. Так, чтоб убедительно звучало. Да и ошибочки наличествуют - а вот меньше на коньяк паленый налегать надо!
   Резюме: рассказ - под танк. А вдруг тот в золото превратится?
  
   23 Ник О.Б. Мистерия   8k
   Воистину мистерия, но не буфф. Заложенной в текст пышности и пафосности с лихвой хватило бы на несколько рассказов. Вообще, когда я слышу этакую напыщенность речей, то сразу настораживаюсь: здесь явно кого-то пытаются надуть. Так оно в конце и получилось, кстати.
   Рассказ прост и незатейлив по структуре. Знаете, чего мне тут не хватает? Интриги и действия. Потому что финальный ход с превращением пришедшего в очередного стража просто-таки напрашивался, уж далеко не нов. Ведь если отбросить все пустословия с велеречиями, то в итоге остаётся одно лишь слово: вляпался. Эт-точно, за что боролись, на то и...
   Если присмотреться к пресловутому философскому наполнению, то за красотами словесности оказывается что-то пустовато. Больше самих речей, чем в них мудрости. Тактически грамотнее было бы не говорить, а показать, как это работает - но так, чтобы читатель сам призадумался, понял и сделал выводы.
   Ещё одно. Хранитель и появившийся умелец практически неразличимы. Я имею в виду не внешность, а невероятное самомнение. Такие, к примеру, по земле не ходят, они попирают ногами земной шар - с осознанием собственной значимости и раздутыми от важности щеками. Если боги или их хранители именно таковы, я срочно записываюсь в атеисты! В принципе, Сфинксу простительно - не человек, да и за века одиночества мог маленько поплыть рассудком. Но пришедший? Ни за что не поверю, будто это учёный, маг или прочий искатель истины. Скорее наполеончик местечкового разлива, случайно хапнувший незаслуженный шанс.
   Написано довольно чисто, ровно, с этой стороны претензий никаких.
   Резюме: старательно стреляю по Сфинксу из морской трёхдюймовки. Бронебойными...
  
   24 Сапункова Н.А. Ведьмак   11k
   Читал и кусал себя за хвост. Умеет же человек не только смотреть, но и видеть! Правильно осмысливает всё... но вот красиво изложить задумку у него откровенно не получается.
   Как рассказ этот в принципе неплохой текст не удался. Немного не хватает событийной и логической законченности. Ну посудите сами - некто приехал куда-то, вызнал про отшельника, пришёл к тому, напросился в ученики. Точка. Уй, я уже готов даже за локти себя кусать! Ведь рассказ это не просто отрывок текста, а законченное повествование о конкретном случае. А это нечто больше всего похоже на первую главу чего-то большого и поучительного.
   С философской стороны всё тут верно. Автор устами якобы ведьмака задаёт правильные, умные вопросы; наталкивает на размышления. В общем, автору решпекты.
   Но сделано всё это так, что я даже и не знаю. С одной стороны, темп повествования неспешный - но автор не нашёл ничего лучше, чем сбиться на почти голые диалоги, что само по себе (будь моя воля) уголовно наказуемо. С описаловом и размышлизмами, соответственно, полный завал. Рассказ начинается с бухты-барахты - с бабы Веры и хромого Витька, которые по сюжету нужны, как... сами придумайте, что. Зайцу стоп-сигнал, к примеру.
   А финал и вовсе никакой. Скрипка и дизель-генератор - я чуть не расплакался от обиды.
   Резюме: пусть рассказ отлежится в газенвагене, а потом под танк.
  
   25 Сергеев А. Сеф   7k
   А знаете, автор, отчего-то я не сочувствую Сефу. С чего бы то, а?
   Рассказ о таком себе изобретателе, жаждущем превращения свинца в золото. По мне, так свинец ничуть не хуже - по крайней мере, от радиации защищает, да и пули из него делают. С мировоззренческой стороны рассказ выглядит несколько э-э... сомнительно. С одной стороны, настойчивость и гибкость ума в поисках истины - но с другой, с другой-то! Жажда богатства, приведшая Сефа на криминальную тропинку и в конце концов сделавшая из него убийцу. Отчасти спасает ситуацию то, что изобретатель в финале лишился всего. В принципе, сюжетный ход не нов, таковое многократно обыгрывалось в литературе.
   Ладно, стерпим. Замечу лишь, что ни сам Сеф, ни несчастные полицаи симпатий откровенно не вызывают. Хех, пресловутое облико морале отнюдь не на высоте!
   Композиция выглядит линейной, хотя и с некоторым намёком на закольцованность - как показан Сеф в начале рассказа нищим, таковым же после всех событий и остался. С этой стороны к автору никаких претензий, сделано умственно.
   Смущает обилие ошибочек и мелких ляпов. А вот это меня доконало:
   > По пути обратно, один из стражников вышел из оцепенения чар - сравните, автор, с классическим "проезжая мимо вокзала, с меня слетела шляпа". Вдобавок, ваше "вышел из оцепенения чар" мало того, что звучит как бы и не совсем по-русски, так ещё и крепко отдаёт канцеляритом.
   Резюме: посадить изобретателя на бочку с порохом - пущай полетает!
   Частное мнение: если позволено советовать... почитайте хорошей русской классики. Зрительная память на стандартные обороты речи потом отблагодарит вас сторицей.
  
   26 Синичкин И.В. Я больше не могу смотреть на звезды   10k
   Очень похоже, что главгер этого рассказа страдает агорафобией - боязнью открытого пространства. А ведь, звёзды прекрасны...
   Что ж, в несчастные десять ка автор ухитрился втиснуть историю жизни человека, у которого в голове завелись серьёзные тараканы. Виновата, как обычно, фемина... впрочем, она потом оказалась как бы и вовсе ни при чём. Главгер решил непонятно что и непонятно кому доказать - и сделался гениальным астрологом. Немного неудачником, бомжеватым типом, но рассказа это не портит. Довольно неплохо показан менталитет постсоветского пространства, и на фоне этого разворачивались события.
   Несмотря на попытку втора закольцевать, композиция получилась линейная, почти безо всяких извратов. И детская фобия, благодаря случаю получившая мощнейшую поддержку, вылилась сначала в путь познания, а затем и во вполне закономерное осознание того, что человек всё же не хочет знать будущее. И попутно боится звёздного неба. В общем, пресловутое философское наполнение наличествует.
   Написано чисто, добротно, хотя начинающийся с "Так продолжалось годы." абзац смутил меня своей величиной.
   Резюме: в газенваген! Оттуда звёзды не видны...
  
   27 Соловьёва Т. Вопреки предсказанию   11k
   Как бы неявным перепевом темы ославленной в анекдотах тёщи, здесь зловещую роль сыграла свекровь.
   Знаете, автор, лично я не люблю, когда (пусть даже в литературе) опасность грозит детям. А уж если малышу предрекают роль этакого Омена, то и подавно. Правда, по сюжету того больше нагибают на Беовульфа... В общем, с философской точки зрения тут есть о чём порассуждать - будущее человека вовсе не так предопределено, как о том рассуждают люди недалёкие.
   А вообще, даже забавно выглядит структура рассказа при подробном рассмотрении. Не знаю, закладывал ли автор то сознательно, однако я здорово повеселился, найдя несомненное сходство с древними трагедиями, когда хор на заднем плане предрекал героям всяческие ужасы и беды, а шкандыбающие на котурнах актёры всё то мужественно преодолевали. Во всяком случае, старая гарпия здесь свою роль сыграла на "ять". А так, композиция прямолинейная, без вывертов.
   Несколько подпортили впечатления три момента. Во-первых, заметный избыток разъяснялова в некоторых местах. Это не наш метод, автор! Второе, местами многовато диалогов. Вкупе с объясняловом выглядит несколько э-э... экстравагантно. И последнее - но самое важное. Не очень-то убедительно выглядит финал со всем этим разоблачением сеанса чёрной магии. Как-то затерялась мысль о предопределённости даты рождения (кстати, цифры в художественно произведении лучше передавать словами). А роялем из кустов появившийся супруг? То, что он сдал свою мать ментам, меня весьма поплющило и даже поколбасило. Никогда я не понимал Павлика Морозова... вот будет хохмочка, если через эн лет сын папаше невинноубиенную бабулю таки припомнит!
   Резюме: рассказ отправляется под танк - ему что седьмое июля, что двадцать девятое февраля, всё едино.
  
   28 Тищенко В.Л. Рождённый дважды   11k
   Поверить гармонию алгеброй с её мерзкими, немецкими писаными каббалистическими знаками? Ну-ну...
   Со стороны философских, заложенных в сюжет идей у меня к автору сразу две претензии - и огромаднейшие. Во-первых, главгер безусловно верит в гороскопы и Даты. Однако, на практике жизнь его носом ткнула, что не всё тут так просто. И что? А ничего, жизнь надо подгонять под теорию, а не наоборот. Угу, щас! И второе это то, что правильные гороскопы составляются из отсчёта времени не по паспортным данным, а по дате рождения. Можно выписать себе груду документов, указать в них что бог на душу положит - но дата рождения от того не изменится.
   Композиция линейная, очень хорошо использован друг-Толик. Хотя и неприятный тип, доложу я вам. Равно как и вызывает у меня сомнения главгер... с чего бы то молодой донжуан вдруг так проникся верой в цифири? В двадцать четыре обычно быстро загораются, но и столь же быстро остывают. А уж коль вокруг столько безотказных соблазнов...
   Написано довольно чисто, живым разговорным языком. Смутило меня, правда, как это Эфемериды могут лежать на кухонном столе, равно как и что они там делают - но оставляю то на совести автора.
   Резюме: крокодилу на откорм, авось не подхватит звёздную болезнь.
  
   29 Филиппов А.Н. Звезды знали всё   8k
   Гм... есть такое проклятие - автор, да чтоб ты жил в созданном тобою мире!
   С философской стороны рассказ выглядит несколько неприглядно. С одной стороны, непреложность составленных по мудрым звёздам гороскопов. А с другой - неверие людей в них и постоянные попытки проторить свой собственный путь, вопреки зловещим предсказаниям. Ну ладно ворчливый старикашка, непризнанный гений звёздных дел. Однако, весь людской мир вокруг него и вовсе выглядит так, что плачет по нём топор палача. И тогда получается, что всё оно нафиг не нужно, знание-то?
   Действия почти нет. Рассказ выполнен в форме размышлений и воспоминаний старого астролога, перемежаемых его ядовитым брюзжанием. Но автор довольно неплохо разнообразил текст, и ощущения скуки он не вызывает.
   Написано довольно чисто, без откровенных проколов.
   Резюме: главгер выпил йаду, отправлю-ка и я рассказ в газенваген.
  
   30 Чернышева Н. Алхимики современного мира   10k
   А таки не зря эксперименты над геномом человека запрещены во всём мире, ох не зря. И всё же, автор в этом рассказе смело попытался ответить на неявный вопрос - а что, если всё же?
   Жутковатое остаётся впечатление, если честно. Даже с учётом того, что автор выбрал для столкновения конфликтов не самый кошмарный случай. Положение усугубляется тем, что у каждой стороны своя правда. И та самая ситуация, когда обе стороны по-своему правы. Да-да, и старая вешалка, дерзнувшая оспорить правоту создавшего человека Творца. Равно как и юная половозрелая нахалка, решившая вопреки настоятельным рекомендациям жить своими чувствами и желаниями.
   Рождение людей как на заводском конвейере с его строго контролируемым технологическим процессом... м-да! Один из тех нечастых случаев, когда я искренне рад, что до той поры не доживу. В общем, рассказ оставляет на редкость гнетущее впечатление, и мне странны авторы, которых подобные темы привлекают. Тем более, прелестные фемины.
   Действия в рассказе почти нет, всё затмевают безудержные эмоции одной и рассуждения другой. Словно кремень и огниво, при столкновении они высекли искру, осветившую всю неприглядность бытия. Здорово смахивает, кстати, на слегка адаптированный и причёсанный для конкурса отрывок - то я заподозрил сразу, и так оно оказалось на самом деле. Не рассказ с его традиционными требованиями к форме.
   Повествование линейное, абсолютно эмоционально несбалансированное. И брюзжание в финале старухи, даже мысли не допускающей о своей неправоте, выглядит не лучшим способом закончить повествование. Ибо разъяснялово по сути своей, нудноватое и напоминающее конспект лекции. Мало того, выясняется, что там круто и меркантильный интерес замешан.
   Написано чисто, ровно и с той убедительностью, которая сама по себе не может не радовать. Другое дело, что многовато диалогов. И рассказ похож на экранизацию пьесы, когда персонажи выходят на сцену и, приняв красивую позу, начинают толкать пафосные речи.
   Резюме: в газенваген, и безоговорочно! Ему любой геном пофигу...
   Частное мнение: женское имечко "Эдуарда" изрядно смутило. Вкупе с почти русскими отчеством и фамилией... невозможно отнестись к такому персу серьёзно.
  
   31 Эмиль K., Корейский Ф. Игра в Трансмутацию   11k
   Забавный и поучительный рассказ, в котором автор противоестественным мезальянсом скрестил полузабытую игру "Монополия" с реально у него работающими принципами трансформации элементов.
   С философским наполнением негусто. Убеждать кого бы то ни было в неизбывной людской жадности, когда в погоне за прибылью люди забывают обо всём - дело безнадёжное. Все соглашаются... и забывают тотчас, коль им самим выпадает подобный случай. А с другой стороны, и безответственность учёных, гений которых создаёт всякое-разное, частенько не к ночи будь помянутое.
   Игровой элемент откровенно притянут за уши. Наверное, хохмы ради - и это действительно не позволяет отнестись к рассказу серьёзно. Да и принципиальный вопрос, сатира ли это или просто стёб, я лично для себя разрешить так и не смог.
   Действие происходит в средневековой Испании. А уж напоминать, как там свирепствовала всемогущая Инквизиция, напоминать не надо? Так что, убедительности событий это не добавляет. Равно как и моё соображение, что в те времена никак не были известны стронций и вольфрам, а слово "уран" однозначно ассоциировалось вовсе не с металлом.
   Сюжет прямолинейный, с хорошо вкраплёнными по пути маленькими находками. В финале фейерверк, по всем канонам устроителей праздников. Да, собственно, и трудно было бы сделать иной достойный финал.
   Написано чисто, читается легко и ненапряжно. Чуть смущает обилие диалогов и имечко изобретателя - "Мендель" у меня упрямо ассоциируется с реальным человеком и всемирно признанным учёным.
   Резюме: а я вот, не люблю ядрёну бомбу. Предпочитаю... под танк этот рассказ!
  
   32 Эрдэ А. Тонкий и Толстый   11k
   Стоило бы собраться с духом и переименовать рассказ. Создавать ненужные аллюзии у шибко образованных читателей тут ни к чему.
   Как именно рассказ этот текст не совсем удался, и я попробую объяснить свою пресловутую т.з. Чтобы удержать внимание читателя с одной стороны - и не отвлекаться на мелочёвку с другой стороны - и был сформулирован принцип классицизма, здорово облегчивший жизнь беллетристов. Здесь же действо разорвано надвое и даже натрое. Происходит в разное время (промежуток в двадцать лет!), зачастую неизвестно где.
   Далее. Давайте мысленно отделим сюжет от идеи о "золоте любви". Собственно сюжета, рассказа о законченном случае здесь и нет - а ведь, читабельности это отнюдь не добавляет. Кроме того, упоминание о самой этой субстанции появляется слишком поздно, и уже особого влияния оказать не может. Собственно, автор даже и не пытался - всё свелось к нудноватому пояснялову и разъяснялову в нелимитированных количествах. А это не наш метод. Вполне возможно, что подобная скомканность есть лишь следствие лимита объёма, ведь для подобной задумки тут места откровенно маловато.
   Сама идея неплоха, пусть то на самом деле флюиды, аура или биополя. Но автор распорядился ею совершенно по-варварски, ибо по сюжету "золото любви" нужно, как пятое колесо телеге. Вместо неё можно вбухать и некую другую квинтэссенцию, даже хоть бы и противоположного действия, рассказ от того не меняется. В общем, следовало бы не просто упомянуть в сюжете, а сделать фант.допущение сюжетообразующим принципом, заложить его в повествование с самого начала.
   Резюме: рыдаю, но скармливаю рассказ крокодилу.
  
   33 Эстерис Э. Башня оракулов 2   9k
   (прихлёбывая кофе) А, помню-помню...
   Туману здесь напущено неплохо, тут к автору никаких претензий. Некая возникшая из ниоткуда башня (классический рояль из кустов) и совершающй восхождение с целью инспекции учёный алхимик. И собственно, большая часть рассказа состоит из болтовни и размышлизмов почтенного учёного, равно как оттуда же, из постепенно подбрасываемой информации и возникает мир.
   Повествование практически линейное, без явных кульбитов. С ворчанием герой поднялся наверх, побрюзжал там и поплёлся обратно. И что оно за артефакт, толком так и осталось непонятно - рояль уехал в кусты так же своевременно, как оттуда и появился. Остаётся полагаться лишь на мнение алхимика, которому лично я даже крысу дохлую на помойку не доверил бы вынести. Да и сам он в конце предался хоть и похвальным, но поздноватым сомнениям. То ли были голоса, то ли нет - и даже автор о том старательно умолчал.
   Пресловутое философское наполнение тоже изысканностью не блещет. Ни тебе гениальных идей, ни внезапных озарений, ни даже блестящих парадоксов. Рассказу катастрофически не хватает конфликта интересов или хотя бы интриги. То есть, читается он легко и ненапряжно, однако после прочтения не цепляет какой-нибудь мыслью или раздумьем.
   Написано довольно чисто, хотелось бы лишь посоветовать строить фразы так, чтобы поубавить количество запятых - гладкочитабельности они отнюдь не добавляют.
   Резюме: беглый огонь из пушки по миражу! Ага, хорошо горит чёртова мельница...
  
   * * *
  
   (вне конкурса) Фост О. Астрософия_Чёрная Луна   10k  
   Платон, ты мне друг, но...
   Странный рассказ. Рваный и ломаный - нет-нет, не только в том смысле, что давшая трещину жизнь девицы вдруг обрела свой второй, потаённый и куда более важный смысл. Я имею в виду то, что уж очень крутой винегрет намешал здесь автор.
   Ладно, я давно обещал устроить кое-кому крутое мочилово (не в сортире) и я таки слово сдерживаю. Препарировать буду без наркоза и снисхождения - "планочка" этого автора у меня высока.
   Первое. Вступительный пассаж про муху и её нелепую кончину. Миниатюра сама по себе не просто прелестна - она потрясает своей правдивостью и откровенностью, равно как и заложенными в него идеями с потенциалом динамита. Но вяжется ли она с последующим текстом? А таки нет. Не стоило бы так круто с самого начала, автор. Это всё равно, что начинать званый ужин с водки, которая обжигает вкусовые пупырышки и превращает затем любое, даже самое изысканное блюдо всего лишь в закусь. Но вот в качестве иносказательного финала-притчи к какой-нибудь умственной вещице это смотрелось бы отменно. Или как самостоятельная штучка. Так что, грубая тактическая ошибка налицо.
   Смотрим дальше, отряхивая руки в перчатках патологоанатома от брызнувших буковок...
   Ну прямо беда с этими влюблёнными феминами, которым при разлуке сразу и надолго небо с овчинку кажется - то знает каждый. Но даже ввиду такого несомненно прискорбного происшествия обращение к астрологичке выглядит столь же нелепым, как, например, заглянувший в гости городской памятник Ленину - ещё и без штанов. Автор честно попытался обрисовать, даже обосновать логичность такого решения, но вслед за незабвенным Станиславским я восклицаю знаменитое "Не верю!". И вот отчего. В принципе, сделать "ступенечку" во времени и вынести кусочек общения с астрологиней вперёд истории о решении и самой встрече с нею - идея отменная. Да и сам этот приём очень сложен в реализации, даже нынешние мэтры вроде Перумова или Никитина весьма посредственно им владеют.
   Короче, тут первый раз настигла отдача от самого начального эпизода с мухой - "ступенечка" упрямо не срабатывает, или же срабатывает очень плохо. Личная просьба к автору, проанализировать и разобраться: почему так и отчего.
   Смотрим дальше. "Ступенечка" вернулась к нормальной нити повествования, всё вроде бы пошло своим чередом. Тыры-пыры, чуток заумные пояснения астрологички (кстати, она отменно владеет риторикой и наверняка основами вербального гипноза-внушения) и их разрезают размышлизмы самой Ленки. Всё в меру, изящненько и без претензий.
   Но где кульминация?
   И вот, подходим мы к финалу. Ну-ка, ну-ка, что же нам устроил автор? Что-нибудь яркое и запоминающееся? Или выстрелили какие-нибудь хитроумно замаскированные ружья? Перевёртыш с разоблачением сеанса чёрной магии? Как бы не так - всё простенько и безыскусно, мятущаяся душа девицы изрядно успокоилась и нашла себе новый объект интереса - небеса. И это всё? Столь мощный и многообещающий конфликт спущен на тормозах??? Автор, при таком ярком начале и изобилующей инфой середине рассказа читатель вправе ожидать и сильного финала! Ай-яй-яй...
   Но последняя фраза с треснувшим стеклом меня просто доконала. Отчего-то вспомнился старый-престарый анекдот про писателя и редактора, где в финале звучало примерно так:
   "А за стеной ковали железо.
   - Бросай, Ванька, докуём завтра!"
   Сюжет и смысл анекдота напоминать не стоит?
   И последний штрих. Автор здесь кое в чём сродни улитке. Он так старательно спрятал своё Я в этом рассказе, что по прочтении я даже не смог понять - считать астрологичку обычной вымогательницей денег за псевдоглубокомысленную чушь, или же она прежде всего мудрая целительница душ? Верит ли сам автор в астрологию с эзотерикой? Принимать Ленку за дурочку (так тебе и надо!) или же посочувствовать ей и пожелать удачи? Короче, философская подоплёка этого рассказа от меня ускользнула, как лукавая девчонка-динамистка.
   Заодно автор написанием этого рассказа уподобил себя и Наполеону. Ведь тот был отменный тактик и почти не проигрывал битв - но с дурно продуманной стратегией слил войну и с нею всё, что возможно. Композиция поломатая на кусочки, трахтором переехатая - и не выдерживает никакой критики. А отменное изобразительное и стилистическое мастерство дело, к прискорбию, не спасло.
   Резюме: в знак личной симпатии к автору, крокодилу перед скармливанием рассказа собственноручно почищу зубки бленд-а-медом...
  
  
   30.12.07
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"